Дело №
УИД: 91RS№006834-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2023 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Хулаповой Г.А.,
при помощнике судьи – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО3 к Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица – МКУ Департамент жилищной политики, МКУ Департамент развития муниципальной собственности, ООО Управляющая компания «Альфа», ГУП РК «Крым БТИ» о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма,-
установил:
ФИО1, ФИО3 обратились в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым в котором просят признать за ФИО1 и ФИО3 право пользования жилым помещением – комнатой № по адресу: <адрес>, обязать Администрацию <адрес> Республики Крым заключить с ФИО1 и ФИО3 договор социального найма жилого помещения – комнаты № по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, ФИО1, ФИО3 постоянно с 2002 года зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении (комнате), расположенной по адресу: <адрес>, находящейся в муниципальном жилом фонде <адрес>, которое ранее было выделено семье ФИО1, для проживания ОАО «Крымводстрой» по ходатайству с места работы как работнику Тайганского УОС Рескомводхоза Крыма. Истцы также ссылаются на полученные сведения в Едином государственном реестре недвижимости, согласно с которыми здание по <адрес> в <адрес> поставлено на учет со статусом «многоквартирный жилой дом», присвоен кадастровый №. После письменного обращения истцов к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, 05.02.2018г. было выдано письмо ( исходящий №Я-175), в котором указало о невозможности заключить договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> связи с отсутствием документа, подтверждающего законность проживания в жилом помещении.
Истцы полагают, что поскольку в указанную комнату вселились законно и постоянно проживают в ней с июля 2002 года, своевременно вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, другого помещения в пользовании истцов не имеется, оснований для выселения из жилого помещения не имеется, законные основания для отказа в заключении с ними договора социального найма отсутствуют.
Судом в качестве третьих лиц привлечены ГУП РК Крым БТИ, МКУ Департамент жилищной политики Администрации <адрес> Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым, ООО Управляющая компания "Альфа".
Истцы в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. Представитель истцов ФИО5 подала в суд заявление, в котором просит дело рассмотреть по существу в отсутствие стороны истца, на иске настаивает.
Представитель Администрации <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Направил в суд заявление о рассмотрении дела по существу в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражает.
Представители третьих лиц – ГУП РК Крым БТИ, МКУ Департамент жилищной политики Администрации <адрес> Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым, ООО Управляющая компания "Альфа" в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Изучив материалы гражданского дела полагаю возможным удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище.
Материалами дела подтверждено, что на основанием для вселения семьи ФИО1, ФИО3 в общежитие послужило ходатайство (письмо) Республиканского комитета по водному хозяйству Автономной Республики Крым от 04.04.2001г. № в адрес ОАО «Крымводстрой», а также ходатайство (письмо) Республиканского комитета по водному хозяйству Автономной Республики Крым от 20.05.2002г. № в адрес председателя ОАО «Крымводстрой», начальнику паспортного стола Киевского РОУ.
Согласно выписке из лицевого счета № по адресу: <адрес> ком № ФИО2 указан нанимателем комнаты, вместе с ним зарегистрирована ФИО3 (жена) (л.д. 18,19).
Согласно справке ООО Управляющая компания «Альфа» от 05.04.2022г. общая площадь занимаемых помещений 25,9 кв.м., из которых площадь комнаты 17,4 кв.м., места общего пользования площадью 8,5 кв.м. (л.д. 20).
Таким образом, жилое помещение (комната) № по <адрес> в <адрес> является местом постоянного проживания истцов ФИО1, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно со сведениями, находящимися в Едином государственном реестре недвижимости здание по <адрес> в <адрес> поставлено на учет со статусом «многоквартирный жилой дом», присвоен кадастровый № (л.д. 40-41).
В материалы дела приобщена справка Муниципального казенного учреждения Департамента развития муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ (исходящий №), в которой указано об отсутствии в Реестре муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым объект недвижимого имущества – комната № по адресу: <адрес>А (л.д. 21).
Из ответа Муниципального казенного учреждения Департамента жилищной политики от 22.08.2022г. исх № и Муниципального казенного учреждения Департамента развития муниципальной собственности от 17.08.2022г. исх № следует, что Муниципального казенного учреждения Департамент жилищной политики и Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности решение о включении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> реестр служебного жилья и об исключении данного служебного помещения не располагает (оборот л.д.13).
По смыслу статьи 9 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» к спорным правоотношениям, возникшим до ДД.ММ.ГГГГ подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных правоотношений (определение ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ЭС14-1405).
Статья 1 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» даёт понятие приватизации жилых помещений, которой является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Предусмотренное Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленную ему квартиру, проживании в ней, исполнении обязанностей нанимателя само по себе не служит препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением ( позиция изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-В12-18).
Статьёй 4 названного закона установлен запрет на приватизацию жилых помещений в общежитии.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить возможность реализации этого права. Если же жилой фонд не передан должным образом в государственную (муниципальную) собственность, либо собственник его не определен, граждане соответственно не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что является нарушением положений Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Соответствующая правовая позиция была отражена в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2005 года, утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Таким образом, при наличии сведений об изменении статуса общежития на многоквартирный жилой дом у истцов имеются правовые основания для приватизации занимаемого жилого помещения, следовательно истцам было незаконно отказано в заключении договора найма жилого помещения (комнаты), расположенной по адресу: <адрес> комната №.
Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма.
Согласно ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации в муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении.
Согласно ст. 677 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане, постоянно проживающие совместно с нанимателем, имеют равные с ним права по пользованию жилым помещением.
Согласно ст. 686 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае выбытия нанимателя из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.
Согласно ч. 1 ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Таким образом, исходя из анализа Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности статей 49, 60 – 63 Жилищного кодекса РФ, ст.672, 677, 686 Гражданского кодекса РФ, основанием для занятия жилого помещения социального назначения предусмотрено наличие договора социального найма, заключенного между собственником жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченным им лицом (наймодателем) и гражданином (нанимателем), в отношении которого принято решение о предоставлении жилого помещения. Заключение договора социального найма по своей сути не порождает новых гражданско-правовых отношений, а предполагает оформление сложившихся правоотношений по пользованию предоставленного жилого помещения на условиях социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Следовательно с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключен договор социального найма независимо от того, состоят они на учете нуждающихся в жилых помещениях или нет.
При этом, учитывая положения ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации на ответчика должна быть возложена обязанность по заключению договора социального найма с истцом.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также вышеуказанные нормы материального закона, полагаю возможным удовлетворить исковые требования.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст. 60, ч. 1 ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, -
Решил:
Исковые требования ФИО2 и ФИО3 удовлетворить.
Признать за ФИО1 и ФИО3 право пользования жилым помещением – комнатой № по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым заключить с ФИО1 и ФИО3 договор социального найма жилого помещения – комнаты № по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Г.А. Хулапова