№ Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ФИО10
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ващенко Е.Н.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
установил:
Истец обратилась в суд с иском по тем основаниям, что согласно постановлению Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, в <адрес> вышеуказанного многоквартирного дома зарегистрированы и постоянно проживают ФИО6, ФИО6, ФИО7, ФИО8, в том числе и истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Истец просит обязать ответчика предоставить ФИО2 во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте <адрес> и дополнительную жилую площадь с учетом его права.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО6, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО5
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, согласно ранее представленному отзыву, администрация полагает себя ненадлежащим ответчиком.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства финансов Республики Карелия, Министерства социальной защиты Республики Карелия, ГКУ СЗРК «Центр социальной защиты Республики Карелия», в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО6, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО5 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учетом изложенного, суд рассматривает дело в порядке заочного производства, с тем, чтобы отсутствующая сторона при наличии обоснованных возражений и представлении доказательств, которые могут повлиять на содержание решения суда, могла обратиться с заявлением об отмене заочного решения суда.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень был утвержден действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». В настоящее время этот перечень утвержден приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н (далее - Перечень).
Из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.07.2018 № 20-КГ18-22, следует, что каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.
Судом установлено, что многоквартирный <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается постановлением Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки о регистрации граждан по месту жительства МКП «Петрозаводская паспортная служба» в <адрес> вышеуказанного многоквартирного дома зарегистрированы и постоянно проживают: ФИО6, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО5, а также истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно сведений ЕГРН ФИО2 является <данные изъяты> по вышеуказанному адресу.
С ДД.ММ.ГГГГ истец в составе семьи своей матери ФИО6 состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, номер очереди №.
Согласно заключению врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ РК «Республиканская психиатрическая больница» ФИО2 <данные изъяты>
<данные изъяты>
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включен в список лиц, <данные изъяты>
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенные нормы права, обстоятельства дела, учитывая, что истец с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, <данные изъяты> суд приходит к выводу о наличии у истца в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ права на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Таким образом, требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, следует обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ФИО2 во внеочередном порядке отдельное благоустроенное жилое помещение в Петрозаводском городском округе, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на условиях социального найма, площадью не менее нормы предоставления, установленной на территории Петрозаводского городского округа, с учетом права ФИО2 на дополнительную площадь, с одновременным возложением на истца обязанности после предоставления указанного жилого помещения передать Администрации Петрозаводского городского округа <данные изъяты> по адресу: <адрес>, принимая также во внимание, что дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Доводы ответчика о том, что Администрация Петрозаводского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу, суд отклоняет по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Как следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3 и 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам упомянутой категории жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Согласно пункту 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления. При этом дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Руководствуясь ст.ст. 12, 55, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа (<данные изъяты>) предоставить ФИО2 (<данные изъяты>) во внеочередном порядке отдельное благоустроенное жилое помещение в Петрозаводском городском округе, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на условиях социального найма, площадью не менее нормы предоставления, установленной на территории Петрозаводского городского округа, с учетом права ФИО2 на дополнительную площадь.
Обязать ФИО2, после предоставления указанного жилого помещения передать Администрации Петрозаводского городского округа <данные изъяты> по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.Н. Ващенко
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.