Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-267/2024 (2-2582/2023;) ~ М-2050/2023 от 20.10.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 января 2024 года                      город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Селивёрстовой Е.Д.,

при секретаре судебного заседания – Шматко А.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Строевой Е. А. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо - Строев Ю. В., о признании права пользования жилым помещением и понуждении заключить договор социального найма, -

установил:

ДД.ММ.ГГГГ истец Строева Е.А. обратилась с иском в суд, в котором просит признать за ней право пользования жилым помещением, обязать ответчика заключить договор социального найма.

Исковые требования мотивированы тем, что истец и члены ее семьи проживают в спорной квартире. Строева Е.А. является нанимателем данной квартиры. ДД.ММ.ГГГГ за .1-50/02/23 ответчиком в заключении договора социального найма истцу отказано. С ДД.ММ.ГГГГ истец и члены ее семьи пользуются представленным жилым помещением по адресу: г.Севастополь, <адрес>, в связи с чем полагает, что имеет право на заключение с ней договора социального найма.

Истец в судебное заседание не явилась извещена судом надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, причины неявки суду не известны, каких-либо ходатайств в адрес суда от ответчика не поступало.

Третье лицо Строев Ю.В. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил иск удовлетворить в полном объеме.

В силу положений ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав представленные доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера серия В истцу и членам ее семьи была предоставлена <адрес> бульвар Ленина в <адрес> г. Севастополя.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Терновского сельского Совета <адрес> города Севастополя «О внесении в административно-территориальное устройство населенного пункта села Терновка» внесены изменения в административно-территориальное устройство села Терновка и решено считать бульвар Ленина <адрес>.

Согласно адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: г. Севастополь,<адрес> ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован Строев Ю.В., с этой же даты по данному адресу зарегистрирована Строева Е.А. (адресная справка от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент капительного строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма на жилое помещение вышеуказанной квартиры.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ .1-50/02/23 истцу сообщено об отказе в предоставлении государственной услуги, в связи с тем что в имеющихся документах имеются разночтения. Согласно представленному ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <адрес>ной государственной администрацией г. Севастополя, Строевой Е.А и членам ее семьи представлена двухкомнатная <адрес> по адресу: г. Севастополь,<адрес>, бульвар Ленина, <адрес>. Согласно выписке от ДД.ММ.ГГГГ в Реестр собственности города Севастополя включена трехкомнатная <адрес> г. Севастополь, общей площадью 48,3 кв. м. Согласно информации ГУПС «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ , представленной в результате межведомственного взаимодействия, указана трехкомнатная квартира, общей площадью 48,3 кв.м. Учитывая изложенное Департамент капитального строительства города Севастополя не может однозначно идентифицировать объект жилищных прав.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что довод ответчика о наличии разночтений в адресе спорного жилого помещения является необоснованным, поскольку предоставленная истцу и членам ее семьи квартира находилась на бульваре Ленина в <адрес>, который на основании решения Терновского сельского Совета <адрес> г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ был переименован в <адрес>.

Таким образом, каких-либо разночтений в адресе испрашиваемого жилого помещения не имеется, а следовательно указанное обстоятельство не могло быть основанием для отказа истцу в предоставлении государственной услуги.

В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Так как истец и члены ее семьи вселены в спорное жилое помещение до введения в действие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя Жилищного кодекса Российской Федерации, то в данном случае необходимо руководствоваться нормами права, действовавшими на тот период времени, то есть Жилищным Кодексом У. ССР (далее - ЖК УССР).

Согласно статье 129 ЖК УССР на основании решения о предоставлении жилой площади в общежитии администрация предприятия, учреждения, организации выдает гражданину специальный ордер.

Таким образом, согласно ранее действовавшему на территории города Севастополя законодательству ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

То есть право пользования спорным жилым помещением возникло у истцов в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.

Согласно статье 9 ЖК УССР, действовавшего на территории города Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, граждане имеют право на получение в бессрочное пользование в установленном порядке жилого помещения в домах государственного или общественного жилого фонда, либо в домах жилищно-строительных кооперативов.

Никто не может быть выселен из занимаемого им жилого помещения либо ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.

Жилые права охраняются законом, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с назначением этих прав либо с нарушением прав других граждан, либо прав государственных и общественных организаций.

По предписаниям статьи 10 ЖК УССР граждане обязаны заботливо относиться к дому, в котором они проживают, использовать жилое помещение в соответствии с его назначением, соблюдать правила пользования жилыми помещениями и правила социалистического общежития, экономно расходовать воду, газ, электрическую и тепловую энергию.

В соответствии со статьей 52 ЖК УССР жилые помещения в домах ведомственного жилого фонда предоставляются гражданам по общему решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

Статьей 58 указанного выше кодекса предусмотрено, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного либо общественного жилого фонда исполнительный комитет районного, районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союзу ССР.

Согласно 61 ЖК УССР пользование жилым помещением в домах государственного и общественного жилого фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения.

Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилого фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между нанимателем – жилищно-эксплуатационной организацией (а в случае отсутствия – соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.

Согласно статье 68 ЖК УССР наниматель обязан своевременно вносить квартирную плату и плату за коммунальные услуги. Квартирная плата плату за коммунальные услуги в домах государственного и общественного жилого фонда вносятся ежемесячно в сроки, установленные Советом М. У. ССР.

Как следует из материалов дела, регистрация истца по месту жительства в спорной квартире осуществлена в установленном законом порядке, что также свидетельствует о том, что вселение истца в жилое помещение произведено на законных основаниях и не являлось самовольным.

Из материалов дела следует, что с момента вселения истец Строева Е.А и третье лицо Строев Ю.В. непрерывно проживают в спорном жилом помещении.

Таким образом, с учётом того, что спорное жилое помещение истцу и членам ее семьи предоставлялось для фактического проживания как из числа помещений жилищного фонда, в этих целях ими длительно и непрерывно использовались и продолжают использоваться в отсутствие каких-либо злоупотреблений и нарушений, то в отношении этих помещений у истца и членов ее семьи сложились фактические жилищные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства.

Как следует из выписки из реестра собственности города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: г.Севастополь, <адрес>, кадастровый , площадью 48,3 кв.м., включена в реестр собственности города Севастополя.

Согласно статьи 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ (далее – Вводный закон), к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 7 указанного Закона установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлены особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города Севастополя признаются правом государственной собственности города Севастополя.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона города Севастополя «О жилищной политике города Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС уполномоченные исполнительные органы государственной власти города Севастополя предоставляют в установленном порядке жилые помещения государственного жилищного фонда города Севастополя по договорам социального найма.

Таким образом, в силу правового статуса Севастополя как города федерального значения все жилые помещения, не являющиеся объектами частной собственности, переданы в государственную собственность города Севастополя, в свою очередь, распоряжение таким жилыми помещениями, в том числе заключение договоров социального найма, производится Департаментом капитального строительства города Севастополя.

В данной ситуации по аналогии закона к правоотношениям по пользованию жилым помещением между истцом и городом Севастополем также подлежит применению статья 7 Вводного закона, предусматривающая правовое регулирование нормами ЖК РФ о договоре социального найма отношений по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, переданных в муниципальную собственность.

Кроме того, частью 1 статьи 10 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда города Севастополя» установлено, что в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.

Согласно части 2 вышеуказанной статьи правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III ЖК РФ.

В пункте 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилища (часть 1), одновременно обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права (часть 2), в том числе гражданам, нуждающимся в жилище, – путем предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Данная конституционно-правовая модель удовлетворения жилищных потребностей граждан, обусловленная необходимостью установления в Российской Федерации правовых основ единого рынка и преобразования отношений собственности, требует соответствующего правового режима, гарантирующего защиту интересов граждан со стороны государства, в том числе посредством закрепления порядка приобретения и реализации ими права пользования жилыми помещениями.

По предписаниям пункта 2 статьи 1 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда города Севастополя» включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения уполномоченного органа.

Жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд, вносятся в Реестр специализированного жилищного фонда города Севастополя (далее – Реестр). Реестр создается и ведется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Севастополя. Информация о предоставлении гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящим Законом вносится в Реестр. Актуальная информация, содержащаяся в Реестре, в том числе о наличии свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда, ежеквартально размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с соблюдением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» (пункты 5-8 статьи 1 вышеуказанного закона).

В своем отказе в заключении договора социального найма Департамент капитального строительства города Севастополя не ссылается на какие-либо доказательства включения спорного жилого помещения в Реестр специализированного жилого фонда Севастополя, в свободном доступе в сети Интернет отсутствует актуальная информация, содержащаяся в Реестре, как это предписывает закон.

Согласно частям 1 и 2 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В соответствии с частью 1 статьи 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Статьей 10 ЖК РФ предусмотрены основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

То есть, в действующем в настоящее время ЖК РФ определено, что заключение договора социального найма жилого помещения осуществляется на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения в жилищном фонде социального использования.

Согласно п. 9.11 Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя» на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Севастополя, иных правовых актов города Севастополя осуществляет: принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; предоставление жилого помещения по договору социального найма; заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя; передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений жилого фонда (приватизация жилого фонда); выдает справки об участии/неучастии в приватизации.

В соответствии с п. 1 и 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Доказательств наличия иных оснований, препятствующих заключению договора социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда города Севастополя, ответчиком не представлено.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании за истцами права пользования спорным жилым помещением являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Учитывая, что истец не ставит требований о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины с ответчика, суд считает необходимым отнести судебные издержки на счет истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

решил:

исковые требования Строевой Е. А. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо - Строев Ю. В. о признании права пользования жилым помещением и понуждении заключить договор социального найма - удовлетворить.

Признать за Строевой Е. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и членом ее семьи супругом Строевым Ю. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования жилым помещением, на условиях договора социального найма, а именно: квартирой <адрес> в городе Севастополе, общей площадью 48,3 кв. м., кадастровый .

Возложить на Департамент капитального строительства города Севастополя обязанность заключить договор социального найма со Строевой Е. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включив в него члена её семьи супруга Строева Ю. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на жилое помещение по адресу:г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 48,3 кв. м., кадастровый .

Судебные издержки по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб. отнести на счет истца.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья - (подпись)

Копия верна:

Судья Балаклавского районного суда

города Севастополя                                  Е.Д.Селивёрстова

Оригинал постановления (решения, определения) находится в материалах дела в Балаклавском районном суде города Севастополя.

Постановление (решение, определение) не вступило в законную силу.

Судья Балаклавского районного суда

города Севастополя                                  Е.Д.Селивёрстова

Копия изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.

2-267/2024 (2-2582/2023;) ~ М-2050/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Строева Елена Александровна
Ответчики
Департамент капитального строительства города Севастополя
Другие
Строев Юрий Владимирович
Суд
Балаклавский районный суд города Севастополя
Судья
Селивёрстова Екатерина Дмитриевна
Дело на странице суда
balaklavskiy--sev.sudrf.ru
20.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2023Передача материалов судье
20.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2023Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее