Дело № 2-54/2024
УИД 42RS0012-01-2023-002188-12
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Байгунакова А.Р.,
при секретаре Селезневой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Мариинске Кемеровской области
17 января 2024 года
дело по иску Комитета по охране объектов культурного наследия Кузбасса к Верлинской Маргарите Витальевне о понуждении исполнить требования охранного обязательства,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по охране объектов культурного наследия Кузбасса обратился в суд с иском к Верлинской М.В. о понуждении исполнить требования охранного обязательства.
Требования мотивированы тем, что здание, расположенное по адресу: <...>, на основании решения Кемеровского областного совета народных депутатов от <...> № <...> «О дополнении решения облисполкома от <...> № <...> «Об утверждении списка памятников истории и культуры местного значения» является объектом культурного наследия регионального значения «Двухэтажное каменное здание конца XIX века с опознавательной шестиугольной звездой на фронтоне, бывший дом раввина, ныне общежитие педучилища» (далее - Объект).
Предмет охраны Объекта утвержден приказом департамента культуры и национальной политики Кемеровской области от <...> № <...>.
В целях сохранности Объекта приказом комитета по охране объектов культурного наследия Кемеровской области от <...> <...> утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (далее - Охранное обязательство), содержащее требования к сохранению Объекта, его содержанию и использованию, обеспечению доступа к Объекту, размещению наружной рекламы, иные обязанности собственника или иного законного владельца Объекта.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <...> № <...> собственником Объекта является Верлинская Маргарита Витальевна (запись в ЕГРН от <...> № <...>) (далее - Ответчик).
Копия Охранного обязательства с приложением акта технического состояния Объекта от <...>, содержащим план ремонтно-реставрационных работ по сохранению Объекта, получена <...> Ответчиком.
Согласно пункту 13 раздела 2 Охранного обязательства Ответчику необходимо выполнить работы по сохранению Объекта, определенные комитетом по охране объектов культурного наследия Кемеровской области на основании акта технического состояния Объекта от <...>, являющегося приложением к Охранному обязательству, а именно: в срок до <...> провести обследование технического состояния несущих конструкций здания, в срок до <...> провести комплексные ремонтно-реставрационные работы, постоянно поддерживать памятник и его территорию в надлежащем техническом состоянии.
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. Указанная разрешительная документация в отношении объектов культурного наследия регионального значения в Кемеровской области - Кузбассе выдается Комитетом по охране объектов культурного наследия Кузбасса (далее - Комитет).
Ответчик за получением разрешительной документации на проведение обследования технического состояния несущих конструкций здания в Комитет не обращался. Предусмотренное охранным обязательством в установленном законом порядке обследование технического состояния несущих конструкций Объекта в срок до <...> не проведено.
Ответчиком не исполнены требования Охранного обязательства и, тем самым, допущено нарушение установленных Федеральным законом № 73-ФЗ требований к сохранению Объекта, что является основанием для обращения Комитета в судебные органы с исковыми требованиями о выполнении работ по сохранению Объекта в натуре.
Бездействие Ответчика по сохранению Объекта может привести к полной физической утрате Объекта или утраты им историко-культурного значения.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете по охране объектов культурного наследия Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от <...> № <...> «О Комитете по охране объектов культурного наследия Кузбасса», Комитет является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса специальной компетенции, осуществляющим полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса.
Истец просит суд обязать Верлинскую Маргариту Витальевну в течение 10 (десяти) месяцев - дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке довести обследование технического состояния несущих конструкций здания по адресу: <...>, являющегося объектом культурного наследия регионального значения «Двухэтажное каменное здание конца XIX века с опознавательной шестиугольной звездой на фронтоне, бывший дом раввина, ныне общежитие педучилища».
В судебном заседании представитель Комитета по охране объектов культурного наследия Кузбасса Каминская Е.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Ответчик Верлинская М.В. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно телефонограмме просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика Верлинской М.В.
Рассмотрев гражданское дело, заслушав представителя истца, изучив письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственник является лицом, ответственным за содержание объекта культурного наследия.
Преамбулой к Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 19.10.2023) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Пунктом 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ определен перечень лиц, ответственных за выполнение охранного обязательства и обязанных финансировать мероприятия, обеспечивающие выполнение требований в отношении объекта культурного наследия (собственники или иные законные владельцы объекта культурного наследия).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете по охране объектов культурного наследия Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от <...> № <...> «О Комитете по охране объектов культурного наследия Кузбасса», Комитет является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса специальной компетенции, осуществляющим полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Как установлено судом, здание, расположенное по адресу: <...>, на основании решения Кемеровского областного совета народных депутатов от <...> № <...> «О дополнении решения облисполкома от <...> № <...> «Об утверждении списка памятников истории и культуры местного значения», является объектом культурного наследия регионального значения «Двухэтажное каменное здание конца XIX века с опознавательной шестиугольной звездой на фронтоне, бывший дом раввина, ныне общежитие педучилища» (далее - Объект) (л.д.7-19).
Предмет охраны Объекта утвержден приказом департамента культуры и национальной политики Кемеровской области от <...> № <...> (л.д.20-23).
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) в охранном обязательстве указываются требования в отношении объекта культурного наследия, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, и устанавливаются требования:
1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ;
2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ;
3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 Федерального закона № 73-ФЗ;
4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 73-ФЗ и в сроки, указанные в акте технического состояния объекта культурного наследия, предусмотренном пунктом 2 статьи 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ.
В целях сохранности Объекта приказом комитета по охране объектов культурного наследия Кемеровской области от <...> № <...> утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (далее - Охранное обязательство), содержащее требования к сохранению Объекта, его содержанию и использованию, обеспечению доступа к Объекту, размещению наружной рекламы, иные обязанности собственника или иного законного владельца Объекта (л.д.26-36).
Пунктами 1 и 2 плана ремонтно-реставрационных работ акта технического состояния объекта культурного наследия от <...>, являющегося приложением к охранному обязательству (л.д.37-44), предусмотрено проведение работ по сохранению объекта культурного наследия:
до <...> провести обследование технического состояния несущих конструкций здания;
до <...> провести комплексные ремонтно-реставрационные работы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <...> № <...> собственником объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <...> является Верлинская Маргарита Витальевна (л.д.45-49, л.д.62).
В соответствии с пунктом 12 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранное обязательство с приложением акта технического состояния Объекта от <...>, содержащим план ремонтно-реставрационных работ по сохранению Объекта направлено <...> комитетом по охране объектов культурного наследия Кемеровской области Верлинской М.В., согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <...> получены Верлинской М.В. <...> (л.д.55).
Ответчик Верлинская М.В. за получением разрешительной документации на проведение обследования технического состояния несущих конструкций здания в Комитет не обращалась.
Предусмотренные пунктами 1 и 2 плана ремонтно-реставрационных работ акта технического состояния объекта культурного наследия от <...>, являющегося приложением к охранному обязательству, работы по сохранению объекта культурного наследия собственником не выполнены.
Бездействие собственника объекта культурного наследия может привести к утрате объектом культурного наследия историко-культурного значения или полной физической утрате.
Разрешая требования по существу, суд, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона № 73-ФЗ, исходя из неисполнения ответчиком как собственником возложенных на него обязанностей по сохранению особенностей и объекта культурного наследия в целом, непринятия должных и достаточных мер по обеспечению сохранности объекта, в отсутствие доказательств принятия необходимых мер, приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Кузбасса (<...>) к Верлинской Маргарите Витальевне о понуждении исполнить требования охранного обязательства, удовлетворить.
Обязать Верлинскую Маргариту Витальевну, <...> года рождения, уроженку <...>, паспорт: <...>, в течение 10 (десяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке провести обследование технического состояния несущих конструкций здания по адресу: <...>, являющегося объектом культурного наследия регионального значения «Двухэтажное каменное здание конца XIX века с опознавательной шестиугольной звездой на фронтоне, бывший дом раввина, ныне общежитие педучилища».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда, путем подачи апелляционной жалобы через Мариинский городской суд, в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья - А.Р. Байгунаков
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2024 года.
Судья - А.Р. Байгунаков
Решение не вступило в законную силу.
Судья - А.Р. Байгунаков
Секретарь - Л.А. Селезнева
Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела № 2-54/2024 Мариинского городского суда Кемеровской области.
Секретарь - Л.А. Селезнева