Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1142/2020 ~ М-927/2020 от 10.06.2020

11RS0002-01-2020-001752-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Воркута

7 июля 2020 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М.,

с участием представителя истца Гочелашвили С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1142/2020 по исковому заявлению Шафран В.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми о назначении досрочной страховой пенсии, взыскании недоплаты,

УСТАНОВИЛ:

Шафран В.Н. обратился в суд с иском к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статье 30 и части 2 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 25.03.2019, выплате недополученной суммы пенсии с даты ее установления.

В обоснование иска указал, что 25.03.2019 он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако в назначении пенсии отказано по мотиву недостаточности специального стажа по п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Считает, что пенсия должна быть назначена, а периоды работы на территории Республики Беларусь с 01.01.1991 по 16.06.1991 курсов подготовки машинистов дизель-поездов в Гомельсткой дортехшколе; с 15.06.1991 по 09.06.2000 в качестве машиниста тепловоза, машиниста электровоза, машиниста дизель-поезда, машиниста инструктора локомотивных бригад в Локомотивном депо Осиповичи Бел. Ордена Ленина ж.д.; с 12.06.2000 по 02.04.2003 в качестве машиниста тепловоза Совместного белорусско-британского предприятия Кровля»; с 04.04.2003 по 04.03.2008 в качестве помощника машиниста тепловоза, машиниста тепловоза в Локомотивном депо Осиповичи РУП Могилевское отделение Бел.ж.д.; а также периоды работы на территории Российской Федерации с 12.03.2008 по 30.11.2009 в качестве помощника машиниста тепловоза, машиниста тепловоза в Локомотивном депо ФООО «Нефтересурсы» в г. Лабытнанги ЯНАО; с 01.12.2009 по 02.10.2010 в качестве машиниста тепловоза вахтовым методом в филиале ЗАО «ТГИ-Транс» г. Лабытнанги ЯНАО, исключенные ответчиком, должны быть включены в специальный стаж.

В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие, в суд направил своего представителя.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие, в отзыве на иск возразил против удовлетворения требований иска по доводам, указанным в письменных возражениях.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, дело суд рассматривает при имеющейся явке.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по доводам, изложенным в нем.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, пенсионное дело истца, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов пенсионного дела усматривается, что Шафран В.Н. 25.03.2019 обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, а 06.05.2020 придя по звонку представителя ГУ УПФР в г. Воркуте Шафран В.Н. написал заявление о назначении страховой пенсии по старости по ст.23 п.2 договора между Российской Федерацией и Республики Беларусь в области социального обеспечения от 24.01.2006. В заявлении указано, что выбор окончательный и пересмотру не подлежит.

Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, 24.01.2006, в целях развития сотрудничества в области государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, заключен договор.

В соответствии со ст. 10 данного договора, каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.

Согласно п.2 ст.23 вышеуказанного договора по желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

    Однако в заявлении от 06.05.2019 Шафран В.Н. не разъяснено, что из его страхового стажа будет исключен весь период его работы в Республике Беларусь, следовательно, это позволяет суду прийти к выводу, что оформляя данное заявление, истец не мог совершить осознанный выбор об окончательном варианте назначения пенсии.

    Таким образом, суд приходит к выводу, что 25.03.2019 Шафран В.Н. обратился к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 5 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением ГУ УПФР в г. Воркуте РК от 20.06.2019 Шафран В.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. В решении об отказе страховой стаж истца (календарно) определен в количестве 18 лет 02 месяца 16 дней; страховой стаж (с учетом льготного исчисления 1 год за 1,5) – 20 лет 04 месяца 07 дней; стаж работы в РКС – 07 лет 10 месяцев 23 дня; стаж работы в качестве рабочих локомотивных бригад, который ответчиком определен (календарно) в количестве 08 лет 09 месяцев 23 дней.

    В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

    Согласно подпункту 1 пункту 1 статьи 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

    Пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 установлено, что при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах (подпункт 1) и работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, пород (подпункт 5).

Пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Таким образом, при назначении пенсии, а также при конвертации пенсионных прав с применением суммирования списков по ст. 27 п.1 пп.5 и Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» необходимо достижение возраста 50 лет, стаж работы в локомотивных бригадах не менее 12 лет 6 месяцев и страхового стажа не менее 25 лет.

Аналогичные условия предусмотрены и Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации».

    В силу пп.5 ч.1 ст.30 Закона 400-ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

    Из таблицы трудовой деятельности следует, что периоды работы истца на территории Республики Беларусь с 01.01.1991 по 16.06.1991 курсов подготовки машинистов дизель-поездов в Гомельсткой дортехшколе; с 15.06.1991 по 09.06.2000 в качестве машиниста тепловоза, машиниста электровоза, машиниста дизель-поезда, машиниста инструктора локомотивных бригад в Локомотивном депо Осиповичи Бел. Ордена Ленина ж.д.; с 12.06.2000 по 02.04.2003 в качестве машиниста тепловоза Совместного белорусско-британского предприятия Кровля»; с 04.04.2003 по 04.03.2008 в качестве помощника машиниста тепловоза, машиниста тепловоза в Локомотивном депо Осиповичи РУП Могилевское отделение Бел.ж.д.; а также периоды работы на территории Российской Федерации с 12.03.2008 по 30.11.2009 в качестве помощника машиниста тепловоза, машиниста тепловоза в Локомотивном депо ФООО «Нефтересурсы» в г. Лабытнанги ЯНАО; с 01.12.2009 по 02.10.2010 в качестве машиниста тепловоза вахтовым методом в филиале ЗАО «ТГИ-Транс» г. Лабытнанги ЯНАО не включены ответчиком ни в страховой стаж, ни в специальный стаж.

    Из копии трудовой книжки истца следует, что истец с 07.01.1987 принят помощником машиниста тепловоза в Локомотивное депо Осиповичи Бел. Ордена Ленина ж.д., 25.12.1990 направлен на курсы подготовки машинистов дизель-поездов в Гомельскую дортехшколу и 25.12.1990 зачислен на 5,6 мес.курсы подготовки машинистов дизель-поездов в Гомельскую дортехшколу, с 15.06.1991 истец принят машинистом тепловоза и уволен 09.06.2000 по собственному желанию; с 12.06.2000 по 02.04.2003 истец работал машинистом тепловоза Совместного белорусско-британского предприятия Кровля»; с 04.04.2003 по 04.03.2008 Шафран В.Н работал качестве помощника машиниста тепловоза, машиниста тепловоза в Локомотивном депо Осиповичи РУП Могилевское отделение Бел.ж.д.

    Истцом представлена справка от 09.06.2016 № 283-03-34/614 Могилевского отделения Белорусской железной дороги Локомотивного депо Осиповичи, о работе, дающей право на пенсию по возрасту в соответствии со статьей 12 (пункты «а» и «б») и статьи 15 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» подтверждающая, что спорные периоды относятся к периодам, предусмотренным Списком № 2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь.

Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации, право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом от 28.12.2013, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее по тексту - Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со ст. 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашений.

В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами) справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника соглашения. Вышеперечисленные международные соглашения содержат положения о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (ст. 10 Соглашения от 13.03.1992).

В силу ст. 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В соответствии со ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Применительно к переселенцам из государств - участников Соглашения государство, назначившее пенсию, может продолжать выплату пенсии переселившемуся пенсионеру до приобретения им права на пенсию соответствующего вида в Российской Федерации.

Истец не является получателем пенсии в Республике Беларусь.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.

Таким образом, из анализа указанных норм Соглашения следует, что граждане, переселившиеся на территорию РФ из государства - участника Соглашения, могут претендовать на назначение в РФ такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории РФ, так и на территории государства - участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение №1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашением от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).

При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.09.2018 № 81-КГ18-18 Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

При таком положении в страховой стаж истца в любом случае подлежит включению период с 01.01.1991 по 13.03.1992, поскольку до вступления в силу Соглашения от 13.03.1992 гражданам государств - участников Соглашения учитывался трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, и представление сведений от компетентного органа государства-участника Соглашения не требовалось.

В соответствии с п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.1996, регистрационный № 1056) документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом, форма документа может быть произвольной.

В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.04.2008 № ЛЧ-25-25/3283, в Республике Беларусь органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Доказательств обращения в компетентный орган Республики Беларусь материалы пенсионного дела не содержат. Вместе с тем в материалах пенсионного дела имеются справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая деятельность истца, обоснованность выдачи справок подтверждена документально. При этом указано, что в справках о заработке включены все виды выплат, на которые, согласно законодательству, начислялись страховые взносы.

Согласно справке о страховом (трудовом) стаже от 07.03.2019, выданной Осиповичский районный исполнительный комитет Управления по труду, занятости и социальной защите, Шафран В.Н. имеет следующий страховой стаж 16 лет 00 мес. 15 дней: с 13.02.1992 по 09.06.2000 (08 лет 02 мес. 26 дней) в Локомотивном депо Осиповичи, с 12.06.2000 по 02.04.2003 (02 года 09 мес. 20 дней) в ОАО «Кровля, с 04.04.2003 по 03.04.2008 (04 года 11 мес. 29 дней) в Локомотивном депо Осиповичи.

Факт работы Шафран В.Н. в спорные периоды подтверждается записями в трудовой книжке, которая в соответствии со ст. 66 ТК РФ, является основным документом о трудовом стаже и деятельности работника.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 537 от 18.07.2002 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке:..г) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272. В данный Список включены «Машинисты и помощники машинистов тепловозов, электровозов, дизель-поездов, машинисты - инструкторы локомотивных бригад».

Таким образом, суд полагает, что работа истца в спорные периоды времени позиционирована работодателем, обладающим правом на определение характера и условий труда работников, как соответствующая требованиям о льготной работе, указанные в льготных справках сведения являются действительными, справки не были отозваны, содержат сведения о наименовании должности и характере работы, в связи с чем оснований для исключения периодов работы истца с 01.01.1991 по 09.06.2000, с 12.06.200 по 02.04.2006, с 04.04.2003 по 04.03.2008, как из общего, так и из специального стажа не имелось. Из справок о заработной плате Шафран В.Н. усматривается, что в спорные периоды заработная плата начислялась и выплачивалась.

Более того, суд исходит из того, что на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении ему страховой пенсии были представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям действующего пенсионного законодательства для принятия обоснованного решения.

Таким образом, оценка имеющихся в деле доказательств в совокупности с представленными трудовой книжкой и архивными справками позволяет прийти к выводу о том, что истцом доказано осуществление трудовой деятельности, предусмотренной п.5 ч.1 ст. 30 закона № 400-ФЗ, дающей право на включение в специальный стаж спорных периодов работы.

Относительно включения периода 12.03.2008 по 30.11.2009 в качестве помощника машиниста тепловоза, машиниста тепловоза в Локомотивном депо ФООО «Нефтересурсы» в г. Лабытнанги ЯНАО; с 01.12.2009 по 02.10.2010 в качестве машиниста тепловоза вахтовым методом в филиале ЗАО «ТГИ-Транс» г. Лабытнанги ЯНАО, суд приходит к следующему.

Из трудовой книжки истца усматривается, что с 12.03.2008 истец принят на работу в филиал ООО «Нефтересурсы» в г. Лабытнанги ЯНАО на должность помощника машиниста тепловоза в локомотивное депо, 28.07.2008 переведен машинистом тепловоза, трудовой договор прекращен 30.11.2009; с 01.12.2009 истец принят на работу в филиал ЗАО «ТГИ-Транс» г. Лабытнанги ЯНАО в качестве машиниста тепловоза по вахтовому методу.

    В таблице трудовой деятельности периоды работы истца с 12.03.2008 по 30.11.2009 ответчиком исключены из общего и специального стажа работы, дающего право на назначение пенсии в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», основания по которым указанные периоды исключены ни в решении об отказе в назначении пенсии, ни в материалах пенсионного дела не имеется.

В соответствии со статьей 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон.

При этом, в силу ст. 67 ГПК РФ, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Постановлением Минтруда РФ и ПФ РФ от 27.02.2002 № 16/19па, утвержден Перечень документов, необходимый для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 5 Перечня, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001, в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в пункте 1 настоящего Перечня, должны быть приложены документы подтверждающие стаж на соответствующих видах работ. Таким образом, законодательством установлено, что документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ дополнительно представляются лишь в необходимых случаях.

Из смысла действующего пенсионного законодательства следует, что обязанность указать заявителю на необходимость предоставить тот или иной документ необходимый для назначения пенсии возложена на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Из расписок-уведомлений, имеющихся в пенсионном деле, следует, что ответчик не предлагал истцу представить справки, уточняющие особый характер условий труда, либо другие документы за спорные периоды. Сведений о том, что истец какие-либо документы за спорный период не предоставил, о чем уведомлял его ответчик, расписки не содержат. Следовательно, истец исполнил все указания ответчика о предоставлении документов для назначения пенсии.

        С учетом включенных периодов страховой стаж истца составит более 25 лет, а специальный стаж истца в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» составит более требуемых 12,5 лет специального стажа. На дату подачи заявления о назначении пенсии истец достиг требуемого возраста 55 лет.

Анализ исследованных в судебном заседании доказательств, позволяет суду сделать вывод о том, что исковые требования о назначении пенсии в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В судебном заседании установлено, что истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Воркуте с заявлением о назначении пенсии 25.03.2019.

Поскольку с учетом включения спорных периодов истец имеет стаж на соответствующих видах работ, достиг необходимого возраста, то имеет право на досрочное назначение пенсии по основаниям, предусмотренным с п. 5 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» на момент обращения, в связи с чем ее требования о назначении досрочной трудовой пенсии с 25.03.2019, а также возложении обязанности выплатить недоплату с 25.03.2019 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования Шафран В.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе ФИО4 Республики Коми удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми назначить Шафран В.Н. досрочную страховую пенсию по старости по пункту 5 части 1 статье 30 и части 2 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 25.03.2019 и выплатить недополученную сумму пенсии с даты ее установления, то есть с 25.03.2019.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 14.07.2020.

Председательствующий    

2-1142/2020 ~ М-927/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шафран Владимир Николаевич
Ответчики
Государственное учреждение– Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми
Другие
Гочелашвили Светлана Владимировна
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Машковцева Елена Владиславовна
Дело на сайте суда
vktsud--komi.sudrf.ru
10.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2020Передача материалов судье
15.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2020Судебное заседание
14.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее