47RS0014-01-2021-001043-80
дело № 2-884/2021 21 сентября 2021 года
Решение
Именем Российской Федерации
Приозерский городской суд Ленинградской области
в составе председательствующего судьи Матросовой О.Е.,
при секретаре Шостенко Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приозерского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к СНТ «Расцвет" об обязании заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
Приозерский городской прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в суд с иском к СНТ «Расцвет», в котором просил обязать СНТ «Расцвет» согласовать с администрацией муниципального образования Запорожское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области создание мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов; оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства; заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Приозерской городской прокуратурой проанализирована представленная АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (далее - Региональный оператор) информация о садоводческих некоммерческих товариществах, расположенных на территории Приозерского района Ленинградской области, заключивших договоры с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В ходе проверки установлено, что СНТ «Расцвет» (ИНН ***) не соблюдаются требования законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно сведениям Регионального оператора договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами товариществом с Региональным оператором не заключен. Между тем, обязательное наличие специально оборудованных площадок для сбора и накопления отходов потребления на территории садоводческих некоммерческих объединений граждан предусмотрено действующим федеральным и региональным законодательством. В соответствии с Дополнительным соглашением № 2 между Ленинградской областью и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами от 05.03.2019 региональный оператор - АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» - приступил к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Приозерского района Ленинградской области с 01.04.2019 года. Предложение АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликовано в установленном порядке, размещено на Интернет-странице регионального оператора. Ненадлежащее обращение СНТ «Расцвет» с твердыми коммунальными отходами приводит к образованию несанкционированных свалок, создает реальную угрозу ухудшения состояния окрыжающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.На основании указанного просил иск удовлетворить.
Определением суда от 21.09.2021 года прекращено производство по делу в части исковых требований Приозерского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к СНТ «Расцвет» об обязании согласовать с администрацией муниципального образования Запорожское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области создание мест накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов, в связи с отказом от иска в данной части, так как указанные требования ответчиком исполнены добровольно.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования об обязании ответчика заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Представитель ответчика СНТ «Расцвет" в судебном заседании пояснял, что контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов оборудована, включена в реестр администрацией муниципального образования Запорожское сельское поселение. В части требований об обязании заключить договор с региональным оператором пояснил, что не возражает против удовлетворения данных требований, кроме того, СНТ «Расцвет» уже направлены документы и заявление о заключении договора в АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», но по состоянию на настоящее время договор еще не заключен.
Третьи лица: АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», администрация муниципального образования Запорожское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район ленинградской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Приозерской городской прокуратурой по представленной АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» информации о садоводческих некоммерческих товариществах, расположенных на территории Приозерского района Ленинградской области, заключивших договоры с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что СНТ «Расцвет» (ИНН ***), расположенным по адресу: *** не соблюдаются требования законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно сведениям Регионального оператора договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами товариществом с Региональным оператором не заключен ( л.д. 9-14).
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду регламентированы Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
В силу ст. 11 Федерального закона №89-ФЗ, ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со ст.22 Федерального закона №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 5.11 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» на территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых (дачных) участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ст. 13.4 Федерального закона № 89- ФЗ).
В силу пунктов 3,4 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года №1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Подпунктами 5,6 п. 7 ст. 18 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №217-ФЗ) установлено, что к полномочиям правления товарищества относятся, в том числе, принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества, а также о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В соответствии с Дополнительным соглашением № 2 между Ленинградской областью и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) от 05.03.2019 региональный оператор - АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» - приступил к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Приозерского района Ленинградской области с 01.04.2019 года ( л.д. 106).
Предложение АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликовано в установленном порядке, размещено на Интернет-странице регионального оператора.
Вместе с тем, в нарушение вышеназванных норм действующего законодательства СНТ «Расцвет» не заключило с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В судебном заседании представитель ответчика СНТ «Расцвет» пояснил, что не возражает против удовлетворения требований об обязании заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Кроме того, ответчиком уже направлена заявка региональному оператору на заключение данного договора, но ответ на заявку еще не получен.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не представлено доказательств заключения в установленном порядке с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд соглашается с доводами истца и находит требования Приозерского городского прокурора подлежащими удовлетворению.
В силу положений статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом заявленных требований истца, необходимого времени для исполнения решения суда, суд полагает допустимым установить срок ответчику для заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12,56,194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил
исковые требования Приозерского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к СНТ «Расцвет" об обязании заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами – удовлетворить.
Обязать СНТ «Расцвет» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд Ленинградской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Е. Матросова
В окончательной форме решение изготовлено 21 сентября 2021 года