№ 5-190/2020
УИД 18RS0016-01-2020-000496-93
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 июня 2020 года Удмуртская Республика, ул.Ярославцева, д.1
Судья Кезского районного суда Удмуртской Республики Сабрекова Елена Анатольевна, рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Ивановой Н.Л., <данные изъяты>, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,
УСТАНОВИЛ:
из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11-00 часов в Территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по УР в п.Игра при рассмотрении материалов проверки отделения полиции «Дебесское» МО МВД России «Кезский», зарегистрированных в КУСП за № от ДД.ММ.ГГГГ при непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в соответствии с ч.1 ст.18.1 КоАП РФ, установлены нарушения требований санитарного законодательства: абз. 1 ч.1 ст. 2, ст.11, ч.1 и 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; 1.3, 2.1, 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 2.12 Рекомендаций по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в организациях торговли (направлены Письмом Роспотребнадзора от 21.04.2020 №02/7495-2020-32), п.2.14 Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников (направлены Письмом Роспотребнадзора от 07.04.2020 №02/6338-2020-15), п.п.5.1, 6, 9 Рекомендаций по организации работы сферы услуг по профилактике COVID-19, с целью недопущения заноса и распространения коронавирусной инфекции (направлены Письмом Роспотребнадзора от 21.04.2020 №02/7500-2020-24), п. 7 Распоряжения Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 № 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции на территории Удмуртской Республики» (в редакции распоряжения 102-РГ от 13.05.2020 г.), а именно:
ДД.ММ.ГГГГ при существующей угрозе возникновения распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих в период введенного режима функционирования «Повышенная готовность» на территории Удмуртской Республики» индивидуальный предприниматель Иванова Н.Л. в месте фактического осуществления деятельности (магазин «М***») по адресу: <адрес>, не обеспечила проведение санитарного законодательства. Согласно фотоматериалов (представлены в материалы проверки), в торговом зале и в очереди в кассу не нанесена разметка, позволяющая соблюдать расстояния в 1,5 метра между посетителями. Кроме того, установлено, что со стороны индивидуального предпринимателя Ивановой Н.Л. не осуществляется контроль за обязательным использованием средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) органов дыхания (маски, респираторы) персоналом магазина – места с массовым пребыванием людей.
Индивидуальный предприниматель Иванова Н.Л., надлежащим образом и своевременно извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть административное дело в ее отсутствие. В своем ходатайстве указала, что разметка частично нанесена.
В соответствии сч.2 ст.25.1 КоАП РФ в отсутствии ходатайства об отложении дела, судьей рассмотрено дело в отсутствие ИП Ивановой Н.Л.
Судья, изучив письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статьям 26.2, 26.11 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность привлекаемого к административной ответственности лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно рапорту оперативного дежурного ОП «Дебесское МО МВД России «Кезский» от 15.05.2020 года в дежурную часть поступило сообщение от ФИО1 о том, что в магазине «М***» с.Дебесы нарушаются все запреты по короновирусу.
Исходя из объяснений ФИО1, ФИО2, предупрежденных по ст.17.9 КоАП РФ 14 мая 2020 года при посещении магазина «М***» в с.Дебесы по ул.Андронова, обнаружили в торговом зале, что продавцы работают без СИЗ (масок и перчаток). В магазине находилось два посетителя так же мез масок.
Согласно объяснениям ФИО3 – продавца магазин «М***», предупрежденного по ст.17.9 КоАП РФ, с момен6та введения противоэпидемиологических мероприятий по предотвращению распространения короновирусной инфекции продавцы работают в СИЗ, а когда в магазине нет покупателей, либо их мало макси снимают, поскольку в них тяжело ходить целый день.
В соответствии с представленными в материале КУСП фотоматериалами на входе имеется объявление о необходимости соблюдения дистанции 2 метра, в магазине имеется средство дезинфекции в распылителе. Факт нарушения (нахождения продавцов без масок не зафиксирован), покупатели в зале отсутствуют.
Согласно выписки из ЕГРИП Иванова Н.Л. является индивидуальным предпринимателем.
Исходя из договора аренды части нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ИП Иванова Н.Л. арендовала у ИП ФИО4 часть нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> - часть магазина площадью 141 м2 для использования под розничную торговлю сроком на 11 месяцев.
Статья 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии с п.п. 1 и 5 п. 7 Распоряжения Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 № 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции на территории Удмуртской Республики» (в редакции распоряжения 102-РГ от 13.05.2020 г.), предписано руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, чья деятельность допускается в соответствии с пунктами 2, 6 настоящего распоряжения обеспечить с целью защиты работников от новой коронавирусной инфекции выполнение санитарных норм и правил, установленных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года N 2, от 31 января 2020 года N 3, от 2 марта 2020 года N 5, от 13 марта 2020 года N 6, от 18 марта 2020 года N 7, от 30 марта 2020 года N 9, рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 апреля 2020 года N 02/7500-2020-24 по организации работы на предприятиях общепита и торговли, от 21 апреля 2020 года N 02/7495-2020-32 о проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли, от 20 апреля 2020 года N 02/7376-2020-24 по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19, иных актов и рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также иных актов уполномоченных органов, принимаемых в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции; обеспечить соблюдение иных требований, установленных письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 апреля 2020 года N 02/7500-2020-24 о направлении рекомендаций по организации работы сферы услуг по профилактике COVID-19.
В соответствии с п.2.3. Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020 года №3.1/2.3.5.0173/8-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли.), направленных Письмом Роспотребнадзора от 21.04.2020 N 02/7495-2020-32 (ред. от 01.06.2020) "О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли" рекомендовано обеспечение персонала объектов торговли запасом одноразовых или многоразовых со сменными фильтрами масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены одноразовых масок не реже 1 раза в 3 часа, сменных фильтров - в соответствии с инструкцией) для использования их при работе с посетителями, а также дезинфицирующими салфетками, кожными антисептиками для обработки рук, дезинфицирующими средствами.
Факт совершения ИП Ивановой Н.Л. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ИП Иванова Н.Л. вину признала, указала, что нарушение устранила; рапортом; представленными объяснениями ФИО1, ФИО2 ФИО3
Указанные доказательства являются допустимыми и достоверными.
Вместе с тем, суд не может принять в качестве доказательств объяснения Ивановой Н.Л., поскольку при даче объяснений ей не разъяснялись права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и фотоматериалы, поскольку они не содержат данных. когда и кем производились.
Таким образом, факт неиспользования ИСЗ (масок) при обслуживании покупателей продавцами ИП Ивановой Н.Л. нашел своего подтверждения. Вмененное отсутствие разметки для соблюдения социальной дистанции подлежит исключению как не нашедшее свое подтверждение.
Ответственность за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов предусмотрена ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, поэтому действия ИП Ивановой Н.Л. судья квалифицирует по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В качестве смягчающего административную ответственность обстоятельством судья признает наличие у Ивановой Н.Л. двух несовершеннолетних детей, признание вины, устранение нарушения.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В то же время, с учетом особенностей сложившейся ситуации, судья приходит к выводу, что деяние, вмененное ИП Ивановой Н.Л., хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя и ее личности, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, поэтому может быть признано малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом, статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Пунктом 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса РФ об административных правонарушениях" разъяснено, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
По смыслу названных норм, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Как установлено в суде, ИП Ивановой Н.Л. вину признала, выявленное нарушение устранила.
При таких обстоятельствах, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, иных заслуживающих внимания обстоятельств, судья приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью допущенного правонарушения, так как допущенное нарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений, ограничившись устным замечанием.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА :
Признать Индивидуального предпринимателя Иванову Н.Л. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить ее от административной ответственности с вынесением устного замечания.
Производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР через Кезский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.А. Сабрекова