№ 2-48/2024
УИД 61RS0053-01-2023-000863-78
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 апреля 2024 года г. Семикаракорск
Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Коновской Н.Н., при секретаре судебного заседания Митяшовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Семикаракорского района Ростовской области к Администрации Семикаракорского района, Администрации Задоно-Кагальницкого сельского поселения об обязании устранить аварийную ситуацию в подвальных помещениях многоквартирных жилых домов, организовать надлежащее водоотведение жидких бытовых отходов, по исковому заявлению Панаит Ивана Степановича к Администрации Задоно-Кагальницкого сельского поселения Семикаракорского района, Администрации Семикаракорского района об обязании солидарно ликвидировать жидкие бытовые отходы в подвальном помещении, провести ремонтно-восстановительные работы сетей водоотведения, осуществить устройство водоотведения многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Семикаракорского района обратился в Семикаракорский районный суд Ростовской области с исковым заявлением Администрации Семикаракорского района, Администрации Задоно-Кагальницкого сельского поселения, в котором указал следующее.
По обращению Панаит И.С. о несоответствии санитарным и эпидемиологическим нормам подвального помещения в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, прокуратурой Семикаракорского района в апреле 2023 года проведена проверка, по результатам которой было установлено, что аварийный характер носит ситуация с подвальными помещениями в многоквартирных жилых домах по адресам: <адрес>, <адрес> и <адрес>, которые затоплены жидкими бытовыми отходами.
По фактам допущенных нарушений законности в адрес главы Администрации Задоно-Кагальницкого сельского поселения прокуратурой <адрес> 25.04.2023 года внесено представление, которое рассмотрено, однако, фактически нарушения не устранены в полном объеме.
Одновременно с этим, в адрес Администрации Семикаракорского района направлялось информационное письмо прокурора Семикаракорского района от 25.04.2023 года №. Изложенная в данном письме информация также осталась без должного внимания органа местного самоуправления, что подтверждается письмами от 31.05.2023 года №, от 21.06.2023 года №. С целью решения обозначенных проблемных вопросов, защиты прав неопределенного круга лиц, не приняты конкретные меры, в том числе в части финансирования затрат на ликвидацию жидких бытовых отходов из подвального помещения.
Администрацией Семикаракорского района не рассмотрен надлежащим образом вопрос о финансировании расходов на устранение аварийной ситуации в подвале МКД за счет средств резервного фонда Администрации Семикаракорского района.
С целью устранения нарушений закона в адрес главы Администрации Семикаракорского района прокуратурой Семикаракорского района внесено представление от 17.07.2023 года, которое рассмотрено, однако не удовлетворено, что подтверждается информацией от 17.08.2023 года №.
До настоящего времени подвальные помещения в МКД по адресам: <адрес>, дома №, № и № затоплены жидкими бытовыми отходами, что подтверждается актом визуального осмотра от 27.09.2023 года.
В указанных домах проживает более 40 лиц, способ управления до настоящего времени не определен.
В силу действующего законодательства о местном самоуправлении на территории Задоно-Кагальницкого сельского поселения Семикаракорского района организация надлежащего водоотведения является вопросом местного значения для Администрации Семикаракорского района.
Прокурор, с учетом уточнения исковых требований, просит суд обязать Администрацию Семикаракорского района, Администрацию Задоно-Кагальницкого сельского поселения ликвидировать из подвальных помещений многоквартирных жилых домах по адресам: <адрес>, дома №№, № и № жидкие бытовые отходы в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; осуществить устройство местных выгребов для накопления жидких бытовых отходов, поступающих из указанных многоквартирных домов, с последующим подключением их к каждому МКД в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Также в Семикаракорский районный суд Ростовской области обратился Панаит И.С. с исковым заявлением к Администрации Задоно-Кагальницкого сельского поселения Семикаракорского района, Администрации Семикаракорского района, в котором указал, что он является собственником квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>. На протяжении длительного времени подвальное помещение указанного многоквартирного дома не соответствует санитарным и эпидемиологическим нормам, находится в аварийном состоянии, оно переполнено нечистотами, фекалиями и органикой, в связи с чем оттуда исходят специфические запахи, которые делают невозможным и опасным проживание людей, особенно на первом этаже.
Согласно экспертному заключению от 28.12.2022 года №, выполненному ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в г. Шахты по поручению Панаит И.С., условия проживания в квартире № соответствуют п. 127, п. 128, и п. 130 СанПин 2.1.3684-21, а подвальное помещение по указанному адресу не соответствует требованиям п. 133 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
На неоднократные обращения в уполномоченные органы для принятия мер, Администрацией Задоно-Кагальницкого сельского поселения была оказана помощь по откачке ЖБО, однако этого недостаточно, поскольку подвал требует капитального ремонта.
Панаит И.С. просит, в части требований, принятых к производству суда, обязать ответчиков солидарно ликвидировать ЖБО в подвальном помещении многоквартирного дома №, расположенного по адресу: <адрес>, провести ремонтно-восстановительные работы сетей водоотведения многоквартирного дома, осуществить устройство выгребной ямы указанного многоквартирного дома, а также в соответствии с ч. 1 ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации установить в пользу истца с ответчиков солидарно денежную компенсацию в размере 5000 рублей в день, начиная с момента вступления решения в законную силу до момента исполнения исковых требований в натуре.
Определением от 12.12.2023 года указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Ответчики, Администрация Семикаракорского района, в лице представителя Царелунги Е.В., действующей на основании доверенности, и Администрация Задоно-Кагальницкого сельского поселения, в лице представителя Меликян А.А., действующей на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в письменных отзывах на исковое заявление. Возражения ответчиков в основном сводятся к следующему.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, обязан поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с протоколами общего собрания собственников жилых помещений, в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: <адрес>, дома №№, №, № был избран способ управления- непосредственный способ управления многоквартирными домами.
При этом, в нарушение действующего законодательства избранный способ управления собственниками многоквартирных домов фактически реализован не был.
В настоящий момент собственниками помещений в МКД не выбран способ управления, не определена управляющая организация, что подтверждается протоколами общего собрания собственников МКД.
В связи с указанными обстоятельствами, Администрацией Задоно-Кагальницкого сельского поселения неоднократно были проведены открытые конкурсы, по отбору управляющей организации в отношении указанных МКД.
Между тем, открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления МКД признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок, что подтверждается протоколами № от 26.06.2023 года, № от 07.11.2023 года, а также извещениями №, №.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», в состав общего имущества МКД включаются, в том числе:
- помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
- внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях;
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» общее имущество должно содержаться так, чтобы, обеспечивать:
- соблюдение установленных законодательством характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен МКД;
- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг проживающим в МКД;
- поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме в целях надлежащего содержания общего имущества необходимо регулярно выполнять в соответствии с действующим законодательством следующие виды работ:
-производить осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
- обеспечивать готовность внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
- обеспечивать освещение помещений общего пользования;
-обеспечивать установленные законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;
- производить уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
- осуществлять сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Таким образом, по смыслу указанных норм собственник обязан проводить текущий и капитальный ремонт принадлежащего ему жилого помещения и оборудования в нем, поддерживать свое жилое помещение, общее имущество собственников помещений в надлежащем состоянии, то есть правильно эксплуатировать установленное в помещении оборудование, обеспечивать его исправность.
Приложением к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.05.2021 года № 292/пр утверждены Правила пользования жилыми помещениями, которые определяют порядок пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими гражданам на праве собственности жилыми помещениями в многоквартирных домах (далее Правила).
Согласно п. 1 указанных Правил пользование жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими на праве собственности гражданам и юридическим лицам жилыми помещениями в многоквартирном доме (далее - жилое помещение) осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами (ч. 4 ст.17 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 16 Правил пользования жилыми помещениями в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан, в том числе:
- поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, не допускать бесхозяйственное обращение с жилым помещением, соблюдать права и законные интересы соседей;
- нести расходы на содержание принадлежащего собственнику жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения;
- своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, включающую в себя плату за содержание жилого помещения (плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, за содержание, текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме), взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 года № 64 утверждены санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях - СанПиН 2.1.2.2645-10, которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
Так, согласно п. 9.1, 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
При эксплуатации жилых помещений требуется своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания.
Между тем, в нарушение указанных требований, собственниками многоквартирных домов не обеспечено надлежащее состояние и сохранность принадлежащих им помещений, и общего имущества многоквартирного дома.
Так, в ходе комиссионного обследования установлено, что система водоотведения находится в неисправном состоянии, нарушена целостность системы.
Жители самостоятельно произвели рассоединение канализационных труб в подвальном помещении в месте их стыка, что приводит к скоплению канализационных стоков в подвальных помещениях, что подтверждается протоколами общих собраний собственников МКД, в частности от 19.12.2022 года.
Многоквартирные жилые дома по <адрес>, д. № №, №, аварийными не признавались.
Указанные многоквартирные дома не являются муниципальной собственностью.
Таким образом, ответчики считают, что бездействие собственников, выразившееся в ненадлежащем содержании принадлежащих им помещений, и общего имущества многоквартирного дома, а также несвоевременное ремонт системы водоотведения привели к затоплению подвальных помещений и именно собственники МКД обязаны произвести действия, направленные на устранение затоплений и организацию надлежащего водоотведения в многоквартирных жилых домах, исключающее затопление подвальных помещений жидкими бытовыми отходами, а также приведение помещений в надлежащее состояние, соответствующее санитарно-эпидемиологическим и пожарным требованиям, установленным в Российской Федерации.
Кроме того, Администрацией Семикаракорского района было оказано содействие собственникам МКД в привлечении МУП «Водоканал» для определения возможности решения проблемы с подвальными помещениями. По информации МУП «Водоканал» для ликвидации жидких бытовых отходов из подвальных помещений многоквартирных домов и для дальнейшего проведения ремонтно-восстановительных работ сетей водоотведения необходимо осуществить устройство выгребной ямы.
Расчет стоимости МУП «Водоканал» произведен. Собственникам предложено вывести отдельные септики от многоквартирных домов.
В целях оказания поддержки для проведения ремонтно-восстановительных работ сетей водоотведения собственникам предложено оформить адресную помощь, а также адресную социальную выплату по холодному водоснабжению.
Представитель третьего лица, АО «Ресурс Ростов», Ермакова Л.Ю., в судебном заседании пояснила, что АО «Ресурс Ростов» как собственник квартир №, №, № по адресу: <адрес>, считает исковые требования прокурора Семикаракорского района и Панаит И.С. подлежащими удовлетворению.
Третьи лица, Мельников Д.А., Мельников А.А., Мельников А.Д., Мельникова А.А., Мельникова Е.А., Рудаенко В.Е., Рудаенко Е.Е., Рудаенко К.Е., Рудаенко Н.А., Гуртовенко А.С., Гуртовенко А.С., Гуртовенко А.С., Гуртовенко С.А., Гуртовенко Л.И., Шатылина М.Н., Лисицына Г.Г., Лисицына А.А., Каминская А.С., Серова С.М., Дерезина Т.В., Ознобихин Г.Г., Ознобихин В.Г., Лушкин С.Ю., Лушкина Н.Н., Пупырев Н.С., Попач Ж.Н., Ознобихина М.Г., Алехина Т.С., Кундрюкова С.Е., Смиркина Е.А., Нечухрина А.И., Санина В.А., Санина Е.Н., Санин Д.А., Санин А.В., Ахтиева Д.Р., Кузнецова Т.Н., Кузнецова З.А., Холодков А.В., Кузнецов А.Н., Братухина С.С., Емельянов А.В., Емельянов Е.А., Ушмотьев В.В., Горбунова Д.А., Горбунов Т.А., Горбунова В.А., Горбунов А.В., Горбунова О.А., Манукян Ж.Х., Сахно П.А., Сахно И.П., Павлухов М.Ю., Павлухов Д.Ю., Павлухова Л.В., Матюхина И.Л., Лященко Т.В., Карапетян П.П., Пластинина Т.А., Мальнев Ю.Ю., Мальнева Е.В., Иваненко А.В., Иваненко В.В., Чистяков Г.Е., Изотов П.А., Изотова В.Н., Ткач И.Н., Одинцова И.Н., Запорожцева В.М., Соболева Н.В., Дитятева Л.Н., Суетин А.М., Руднева Л.В., Руднева Е.А., Суетин М.А., Суетина Т.А., Суетин А.А., Шабанова Л.В., Топилина С.Ф., Топилин А.В., Топилина Е.А., Топилин В.А., Зайцев Л.П., Зайцева М.Б., Зайцева Е.Л., Зайцева Н.Л., Хорошевский В.А., Хорошевская Е.А., Хорошевская О.В., Хорошевский С.В., Медведева Т.В., Медведев В.Н., Медведев А.В., Медведева А.В., Бережная К.В., Плешкова И.А., Бережной А.В., Бондаренко Г.И., Драганчук Т.Г., Бережная Н.В., Плешков В.С., Кардаш А.Д., Милованова С.В., собственники квартир в МКД, расположенных по <адрес> д. №, №, №, извещались судом надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, для рассмотрения дела не явились.
Выслушав помощника прокурора Образцова И.Д., представителя истца Панаит И.С., Величко А.И., представителей ответчиков Царелунга Е.В., Меликян А.А., представителя третьего лица, АО «Ресурс Ростов» Ермакову Л.Ю., исследовав представленные доказательства и дав им оценку в совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на территории Задоно-Кагальницкого сельского поселения находятся три многоквартирных дома (далее также - МКД), расположенных по адресу: <адрес>, №№, №, №, подвальные помещения которых которые затоплены жидкими бытовыми отходами.
В данных домах отсутствует централизованная система водоотведения.
Данные факты ответчиками не оспаривается.
Каким образом было устроено водоотведение на стадии проектирования и сдачи МКД в эксплуатацию установить не представилось возможным, в настоящее время ЖБО скапливаются в подвалах домов.
Жилые помещения в МКД (квартиры) принадлежат собственникам, гражданам – третьим лицам, три квартиры принадлежат АО «Ростов Ресурс», одна квартира – муниципальному образованию «Задоно-Кагальницкое сельское поселение».
Ни один из способов управления МКД собственниками помещений не реализован.
Органами местного самоуправления, а именно Администрацией Семикаракорского района и Администрацией Задоно-Кагальницкого сельского поселения в условиях отсутствия централизованной системы водоотведения, не закреплена ни одна специализированная организация, оказывающая услуги по забору и транспортировке ЖБО из МКД на территории Задоно-Кагальницкого сельского поселения.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в г. Шахты от 28.12.2022 года №, подвальное помещение по <адрес>, не соответствует требованиям п. 133 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Накопление ЖБО в подвальных помещениях по указанным адресам представляют собой объект эпидемического и экологического риска, создает угрозу распространения инфекционных заболеваний.
Как установлено ст. 3. Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а в соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона - утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Как установлено п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно ч. 2 ст. 3 указанного Федерального закона, общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, являются в том числе приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (п. 1).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 указанной статьи, а именно - организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, - на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2, 9, 23 и 28 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
При этом способы организации водоотведения могут быть различными: прием, транспортировка и очистка сточных вод может осуществляться с использованием централизованной системы водоотведения (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»), слив и транспортирование жидких бытовых отходов (далее также ЖБО) может осуществляться в специально оборудованные для забора, слива и транспортирования ЖБО иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО (Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №3), т.е. способ определяется самостоятельно органом местного самоуправления муниципального района исходя из конкретных обстоятельств, в том числе наличия или отсутствия централизованной системы водоотведения.
Таким образом, организация водоотведения на территории Задоно-Кагальницкого сельского поселения согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является функцией органа местного самоуправления муниципального района – Администрации Семикаракорского района.
В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как следует из указанного выше, организация водоотведения на территории Задоно-Кагальницкого сельского поселения должна осуществляться Администрацией Семикаракорского района за счет средств местного бюджета.
Поскольку источник эпидемического и экологического риска расположен на территории Задоно-Кагальницкого сельского поселения, то Администрация Задоно-Кагальницкого сельского поселения в рамках своих полномочий обязана осуществлять контроль в сфере благоустройства и обеспечения благоприятной условий жизнедеятельности человека.
Таким образом, исковые требования прокурора Семикаракорского района и Панаит И.С. подлежат частичному удовлетворению.
Требования Панаит И.С. о взыскании с ответчиков солидарно денежной компенсации в размере 5000 рублей в день, начиная с момента вступления решения в законную силу до момента исполнения исковых требований в натуре на основании ч. 1 ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит удовлетворению, поскольку между сторонами отсутствует обязательство, предусмотренное ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Семикаракорского района Ростовской области, Панаит Ивана Степановича удовлетворить следующим образом.
Обязать Администрацию Семикаракорского района, Администрацию Задоно-Кагальницкого сельского поселения привести подвальные помещения многоквартирных жилых домов, расположенных по <адрес>, №, № в соответствие с законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения путём ликвидации жидких бытовых отходов в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Администрацию Семикаракорского района, Администрацию Задоно-Кагальницкого сельского поселения осуществить устройство выгребных ям для накопления жидких бытовых отходов с последующим подключением их к многоквартирным жилым домам, расположенным по адресу: <адрес>, №, № в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части исковых требований Панаит Ивана Степановича отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Коновская Н.Н.
В окончательной форме решение изготовлено 26.04.2024 года.