Производство № 2-617/2022
Дело (УИД) 28RS0021-01-2022-000922-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сковородино 21 декабря 2022 г.
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО8 к администрации Неверского сельсовета об установлении факта проживания по договору социального найма и признании подлежащим переселению из жилья,
у с т а н о в и л:
ФИО8. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Неверского сельсовета об установлении факта проживания по договору социального найма и признании подлежащей переселению из аварийного жилья, в обоснование которого указала, что с 2013 года она проживает по адресу: <адрес>, общей площадью 30,6 кв.м.. С этого времени она проживала и была прописана по этому адресу. Однако с ней договор социального найма был заключен после признания дома аварийным. У нее имеются свидетельские показания, подтверждающие ее проживание в данном жилом помещении, также имеются квитанции об оплате различных услуг, подтверждающие проживание в данном жилом помещении. В сентябре 2022 года она обратилась с заявлением в администрацию Неверского сельсовета о включении ее в список лиц, которые подлежат переселению из ветхого и аварийного жилья, но ей было отказано по причине заключения договора после признания дома аварийным, и ей было предложено обратиться в суд с установлением факта проживании в спорном жилье на условиях договора социального найма жилья и включении ее в список лиц, подлежащих переселению, по региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 152. Издав постановление о переселении жильцов <адрес>, администрация Неверского сельсовета признала за ней право на получение жилого помещения по договору социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма. На основании изложенного, просит суд установить факт её проживания в <адрес> и признать её подлежащей переселению из аварийного жилья по региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 152 и включить ее в список граждан, подлежащих на переселение по данной программе.
В последующем исковые требования ФИО8 были уточнены, просит признать за ней право пользования жилым помещением – квартирой № <адрес> на условиях социального найма.
Определениями Сковородинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены администрация Сковородинского района, Министерство ЖКХ Амурской области, Правительство Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, ФИО2, ФИО3, нотариус Сковородинского нотариального округа ФИО11.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации Неверского сельсовета, представители третьих лиц - администрации Сковородинского района, Министерства ЖКХ Амурской области, Правительство Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, ФИО2, ФИО3, нотариус Сковородинского нотариального округа ФИО11 не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом. Представители ответчиков – администрации Неверского сельсовета и администрации Сковородинского района, согласно представленных ходатайств, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле.
Из показаний, данных ранее в судебном заседании истцом ФИО8 следует, что на уточнённых требованиях настаивает. Квартира № <адрес> было предоставлено ей администрацией <адрес> взамен принадлежащего ей на праве собственности сгоревшего жилого <адрес>. В настоящее время она с семьей вынуждена снимать жилье, поскольку проживать в предоставленном администрацией жилом помещении не представляется возможным ввиду его аварийности.
Из отзыва, представленного ответчиком – администрацией Неверского сельсовета следует, что <адрес> признан аварийным в 2005 году, постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден реестр аварийного жилищного фонда <адрес> в приложении которого указан <адрес>. В сентябре 2022 года ФИО8 обращалась в администрацию Неверского сельсовета о включении ее в список лиц, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилья, но так как договор социального найма истцу был выписан только после признания дома аварийным, то администрацией был выписан отказ и предложено обратиться в суд по установлению факта проживания. С ФИО8 был заключен договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ на квартиру по адресу: <адрес>. В договор также включены дочь - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Квартире № по <адрес> статус служебного помещения не присваивался. Истица в очереди как нуждающаяся или малоимущая на получение жилого помещения до предоставления спорного жилья по договору социального найма, не состояла. На основании изложенного, администрация Неверского сельсовета не возражает против исковых требований истца ФИО8.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Согласно п. 1 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
Судом установлено, что муниципальное образование Неверский сельсовет является собственником жилого помещения – <адрес>, что подтверждается актом приема-передачи в порядке разграничения жилищного фонда от муниципального образования <адрес> муниципальному образованию Неверский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ.
Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием Неверский сельсовет и ФИО8, был заключён договор социального найма жилого помещения № по условиям которого ФИО8 и членам её семьи в бессрочное владение и пользование предоставлено изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение в качестве члена семьи вселены дочь – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р..
Истец ФИО8 зарегистрирована и проживает в жилом помещении - <адрес> в <адрес>, что подтверждается отметкой в паспорте на имя ФИО8.
Из справки администрации Неверского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что совместно с ФИО8 по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают: дочь – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 и ФИО3, которые также зарегистрированы по указанному адресу, что подтверждается отметками о регистрации в паспортах
Постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 №152 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов».
Согласно Приложению №2 к региональной адресной программе «Перечень муниципальных образований - участников программы» Сковородинский муниципальный район является участником вышеуказанной программы.
Так, из акта обследования жилого многоквартирного дома от 30.08.2005 и заключения о признании жилого многоквартирного дома (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является аварийным и непригодным для дальнейшего постоянного проживания, требуется переселение жителей ветхого дома.
Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Частью 1 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
П. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Частью 1 ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Из разъяснений, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Из ч. 4 ст. 57 ЖК РФ следует, что решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Таким образом, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Более того, исходя из системного толкования указанных норм закона, в их взаимосвязи следует, что вселение на жилую площадь по договору социального найма производится в соответствии с решением наймодателя о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, что в последующем является основанием заключения соответствующего договора.
Вместе с тем Жилищный кодекс РФ не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
С требованиями о признании недействительным решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключённого на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этим решением и договором наращены их права (п. 2 и п. 6 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, абз. 5 ст. 12 ГК РФ п. 2 ст. 166 ГК РФ,) а также прокурор ( ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
В судебном заседании установлено, что ФИО8 на учете как малоимущая и нуждающаяся не состояла, правом на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке истец не обладает, доказательств обратного суду в силу положения ст. ст. 12, 56 ГПК РФ не представлено.
Вместе с тем, судом установлено, что ФИО8 проживала в жилом помещении – <адрес> см. <адрес>, которое она приобрела по расписке от ДД.ММ.ГГГГ после смерти его владельца ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ (инвентарное дело на жилой дом) у представителя его наследника ФИО7 - ФИО6 (доверенность ДД.ММ.ГГГГ и расписка от ДД.ММ.ГГГГ).
Из наследственного дела ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ № следует, что наследником его имущества является сестра - ФИО7.
Также установлено, что жилой <адрес> полностью уничтожен огнем ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалом об отказе в возбуждении уголовного дела № по факту пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в жилом <адрес>.
На основании протокола заседания жилищной комиссии при администрации Неверского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 предоставлено жилое помещение - <адрес> в связи с прекращением существования жилого <адрес> (пожар).
С требованиями о признании договора социального найма, заключённого между администрацией Неверского сельсовета и ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ и решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ никто в суд не обращался, напротив администрация Неверского сельсовета заявляла о законности данного договора и проживания ФИО8 в спорном жилом помещении.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорная <адрес> была предоставлена истице на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ взамен сгоревшего жилого помещения – <адрес>, истица с членами своей семьи вселилась и проживала в квартире с ДД.ММ.ГГГГ на законных основаниях.
Постановлением Правительства Амурской области № 152 от 29 марта 2019 года утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов»
Согласно данной Программы, в ее основные цели и задачи входит финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в муниципальных образованиях, признанных таковыми до 1 января 2017 года в установленном порядке в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в Программе, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований. Приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в п.2 ч.2 ст.49 ГК РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
В сентябре 2022 года ФИО8 обратилась в администрацию Неверского сельсовета с заявлением о включении ее в список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья.
Из ответа администрации Неверского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО8 было отказано во включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилья по причине того, что договор социального найма на жилое помещение – <адрес> заключен позже признания дома аварийным.
В связи с чем, истец обратился в суд с иском о признании за ней права пользования в <адрес> на условиях социального найма.
Ответчиком, в силу ст. 12, 56 ГПК РФ, не представлены доказательства подтверждающие факт самовольного занятия истцом спорной квартиры, поэтому суд находит подтвержденным факт законного вселения в спорную квартиру.
Учитывая, что истица была вселена в спорное жилое помещение с соблюдением установленного порядка, то есть на законных основаниях, то она приобрела право проживания в спорной квартире на условиях социального найма, каких-либо требований к ней о незаконности проживания в спорном жилом помещении не предъявлялось.
При таких обстоятельствах, судом усматриваются основания для признания ФИО8 проживающей в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма с момента вселения в указанное жилое помещение.
Также истцом заявлено требование о признании ее подлежащей переселению из аварийного жилья.
Согласно п.8 ч. 1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе и признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в настоящее время признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Вместе с тем, в силу ст. 52, 57, 86 ЖК РФ и Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", признание граждан подлежащими переселению из аварийного жилья по программе переселения из аварийного жилья по региональной адресной программе возлагается на муниципальные образования, в связи с чем, суд не вправе предрешать указанный вопрос, поэтому, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198,199 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
Исковые требования ФИО8 к администрации Неверского сельсовета об установлении факта проживания по договору социального найма и признании подлежащей переселению из аварийного жилья – удовлетворить частично.
Признать за ФИО8 право пользования жилым помещением – квартирой № <адрес> на условиях социального найма.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца с момента.
Судья Н.Б. Федорчук