Куйбышевский районный суд Санкт – Петербурга в составе:
председательствующего судьи Васильевой М.Ю.
при секретаре Пановой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга о включении в Адресную программу на 2024 год установку ограждений перильного типа на наземных пешеходных переходах по адресу: Санкт-Петербург, пересечение ул. Маяковского и ул. Некрасова в Санкт - Петербургу,
у с т а н о в и л:
Прокурор Центрального района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском к Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга о включении в Адресную программу на 2024 год установку ограждений перильного типа на наземных пешеходных переходах по адресу: Санкт-Петербург, пересечение улиц Маяковского и Некрасова, указывая, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства РФ в сфере безопасности дорожного движения было установлено что на наземных пешеходных переходах по адресу: ул. Маяковского – ул. Некрасова в Центральном районе Санкт-Петербурга пешеходные ограждения перильного типа не установлены в полном объеме в нарушение требований п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019. Отсутствие данных ограждений создает угрозу безопасности дорожного движения, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан. В связи с чем, прокурор просил обязать Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга включить в Адресную программу установки дорожных ограждений на 2024 год установку ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа по адресу: Санкт-Петербург, пересечение ул. Маяковского и ул. Некрасова.
Истец в лице помощника прокурора Центрального района г. Санкт – Петербурга Сизых Т.Е. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, извещен о судебном заседании надлежащим образом путем вручения судебной повестки, ранее представитель принимал участие в рассмотрении дела, против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях, просил отказать.
Третьи лица – Комитет по транспорту Санкт – Петербурга, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт- Петербурге в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом по правилам, установленным ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали, о причинах неявки их представителей не сообщали, а потому суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, также в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, изучив материалы дела, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку нарушение ответчиком закона создает угрозу здоровью неопределенного круга людей.
Статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья
Согласно статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон о безопасности дорожного движения), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Прокуратурой Центрального района Санкт-Петербурга с участием инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Центральному району была проведена проверка соблюдения законодательства об организации безопасности дорожного на территории района, в ходе которой было установлено, что на пешеходном переходе, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пересечении ул. Маяковского и ул. Некрасова, ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа не установлены в полном объеме. По данному факту 23.06.2022 г. был составлен акт (л.д. 38). Ответчиком доказательств обратного, а именно наличие пешеходных ограждений перильного типа на регулируемом пешеходном переходе в полном объеме по указанному адресу не предоставлено.
Согласно статьи 5 Закона о безопасности дорожного движения одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является осуществление деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. При этом под обеспечением безопасности дорожного движения (ст. 2 указанного Закона) понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
В соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожные ограждения относятся к техническим средствам организации дорожного движения (п.4.4.1).
Согласно пунктам 3.14 ГОСТ 52289-2019 дорожное ограждение – это устройство, предназначенное для обеспечения движения транспорта с наименьшими рисками столкновений и съездов с дорог, предотвращения переезда через разделительную полосу, столкновений и съездов с дорог, предотвращения переезда через разделительную полосу, столкновения со встречными транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине в полосе отвода дороги, на разделительной полосе, снижения риска возможности падения пешеходов с дороги или мостового сооружения, а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).
В соответствии с п. 8.1.29 Национального стандарта Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильные на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону:
1) от всех регулируемых наземных пешеходных переходов;
2) нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц:
- проходящих вдоль детских учреждений;
- местах концентрации ДТП, связанных с наездом на пешехода;
- где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
Протяженность ограничивающих пешеходных ограждений допускается уменьшать до начала остановочной площадки, если в пределах 50 м находятся остановки маршрутных транспортных средств, и прерывать эти ограждения на ширину въездов (выездов) на прилегающие территории.
Установка ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода, предусмотрена пунктом 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст.
Согласно пунктам 1, 5, 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257–ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах) к дорожным сооружениям автомобильной дороги, являющимися ее технологической частью, относятся элементы обустройства автомобильных дорог, к которым относятся дорожные ограждении; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6); Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения(п.12).
В силу пункта 3 статьи 6 указанного Закона осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Закона об автомобильных дорогах ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно статьи 9 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ремонта и содержания автомобильных дорог в Санкт-Петербурге» от 11 апреля 2013 года № 163-34 организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга, или подведомственным им государственным учреждениям Санкт-Петербурга с привлечением в установленном законодательством Российской Федерации порядке подрядных организаций.
Согласно статьи 17 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 года № 836 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства» в целях совершенствования государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству был реорганизован путем выделения из него Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга. Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству был переименован в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга были переданы задачи и полномочия Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству по разработке в установленном порядке стратегии развития дорожного хозяйства Санкт-Петербурга, реализации программ по развитию улично-дорожной сети, улучшению транспортно-эксплуатационного состояния дорог и дорожных сооружений. Комитет согласно Положения о нем проводит государственную политику в области развития объектов транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, который также координирует деятельность в этой сфере исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
26 января 2016 года было принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 47 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 года № 836», в соответствии с которым п. 3.4.6 Положения о Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, утвержденного указанным постановлением, после слова «объектов,» дополнить словами «установка дорожных ограждений на искусственных дорожных сооружениях,»; после слова «движения» дополнить словами «(включая дорожные ограждения, установленные на искусственных дорожных сооружениях)»; слова «и ремонта» исключить. Пункт 3.73 Положения о Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга, утвержденного указанным постановлением, после слов «регионального значения Санкт-Петербурга» дополнить словами «(включая проведение первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности и организации дорожного движения)»; после слов «в том числе» дополнить словами «осуществлять установку дорожных ограждений (за исключением дорожных ограждений на искусственных дорожных сооружениях)».
В связи с чем, суд полагает, что в настоящее время обязанность по формированию ведомственной адресной программы по установке на пешеходных переходах ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа, а соответственно, и включение адресов в адресную программу должна быть возложена на Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга.
Со стороны ответчика никаких возражений относительно необходимости установки недостающих пешеходных ограждений в зоне пешеходных переходов не выразил, не поступил также и возражений относительно того, что данная обязанность находится в ведении Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.
Требование о включение адресов в Адресную программу на 2024 год являются в данном случае исполнимыми на следующий финансовый год, не противоречат нормам бюджетного законодательства, поскольку адресная программа установки дорожных ограждений на 2024 год еще не сформирована и не утверждена.
При этом, удовлетворяя исковые требования прокурора о включении в Адресную программу установки дорожных ограждений установку ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа, суд полагает с учетом приоритетности данного адреса (наличие объектов социальной инфраструктуры) обязать ответчика включить заявленные адреса в адресную программу на соответствующий исполнению решения суда год, в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установить заявленный истцом срок для включения адреса в адресную программу - 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Обязать Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга включить в Адресную программу установки дорожных ограждений установку ограничивающего пешеходного ограждения по следующим адресам в Санкт-Петербурге пересечение ул. Макяовского и ул. Некрасова в Санкт – Петербурге в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
Решение в окончательной форме принято 13 октября 2022 года