Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-9/2023 от 17.07.2023

Дело № 12-9/2023

УИД 42RS 00039-01-2023-000185-31

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

п.г.т. Ижморский                                    7 августа 2023г.

Судья Ижморского районного суда Кемеровской области Алтынбаева Н.А.

Рассмотрев жалобу представителя ООО «Восток» - адвоката Чемерзова Д.Н. на постановление врио начальника ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах Лебях Е.А. № 200 от 27.06.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.35 КоАП РФ в отношении ООО «Восток»

УСТАНОВИЛ:

    Постановлением врио начальника ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах Лебях Е.А. № 200 от 27.06.2023 ООО «Восток» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.6.35 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

12.07.2023 от представителя ООО «Восток» адвоката Чемерзова Д.Н. поступила жалоба на указанное постановление, мотивированная тем, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Восток» не были учтены положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и правовая позиция Конституционного Суда в РФ, сформулированная в постановлении от 15.07.1999 № 11-П и в постановлении от 25.02.2014 № 4-П.

Указывает, что принимая во внимание фактические обстоятельства дела, а также исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости административного наказания, индивидуализации ответственности за совершенное правонарушение, полагает, что назначенный ООО «Восток» административный штраф в размере 250 000 руб. не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, не учитывает его имущественное и финансовое положение и влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Как следует из сведений Единого реестра Субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Восток» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, впервые привлекается к административной ответственности за совершенное правонарушение.

На сегодняшний день ООО «Восток» имеет значительные финансовые обязательства по гражданско-правовым договорам перед контрагентами. При этом, с учетом сложившейся неблагоприятной международной обстановки, ООО «Восток» значительно сократило свою деятельность, связанную с экспортом древесины за пределы РФ. ООО «Восток» за июль 2023 осуществляет незначительный экспорт древесины (учитывая прежние объемы экспорта) и только на территорию КНР, что существенным образом сказывается и влияет на финансовую устойчивость предприятия, учитывая, в том числе значительные обязательства, связанные с необходимостью выплачивать заработную плату работникам ООО «Восток».

Кроме того, в 2022 году на территории ООО «Восток» произошел пожар, в результате которого Обществу был причинен материальный ущерб.

По указанным причинам, назначенная ООО «Восток» сумма административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.6.35 КоАП РФ, может привести не только к исполнению ООО «Восток «своих обязательств по гражданско-правовым договорам, но и может создать условия, при которых ООО «Восток» вынужден будет сокращать штраф своих работников, что в свою очередь может крайне негативно отразиться на финансовой устойчивости юридического лица (и на суммах выплачиваемых ООО «Восток» в бюджет в виде налогов).

При этом, как следует из материалов дела, отягчающие вину обстоятельства у ООО «Восток», отсутствуют.

По указанным причинам, назначенный ООО «Восток» размер штрафа в границах санкции ч.1 ст.6.35 КоАП РФ (то есть без снижения в половину суммы штрафа), не соответствует тяжести совершенного правонарушения (при отсутствии негативных последствий, впервые совершения правонарушения), не обеспечивает достижение целей административного наказания, и не учитывает имущественное и финансовое положение юридического лица, что повлечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Принимая во внимания изложенные обстоятельства, считает, что материалы дела свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, которые дают основания для снижения, назначенного заявителю административного штрафа, то есть назначения юридическому лицу наказания ниже низшего предела, установленного санкцией ч.1 ст.6.35 КоАП РФ.

Просит постановление врио начальника ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах Лебях Е.А. № 200 от 27.06.2023 по делу об административном правонарушении, которым ООО «Восток» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. – изменить, снизив назначенное наказание в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ до 125 000 руб. (ниже низшего предела).

ООО «Восток» извещено надлежащим образом, представитель – адвокат Чемерзов Д.Н. в судебном заседании поддержал доводы изложенные в жалобе, просил снизить назначенное наказание. Указал, что предпринимаются меры к устранению выявленных нарушений.

ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, но своего представителя в судебное заседание не направил.

Прокурор Григорьева Д.С. возражала против удовлетворения жалобы.

Суд, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу, не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 ст. 6.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 3 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - СанПиН 2.1.3684-21) контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Согласно п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам, поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом), поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

В соответствии с п. 221 СанПиН 2.1.3684-21 на территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре. Поступление загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Как следует из постановления должностного лица, вина ООО «Восток» установлена в том, что Общество осуществляет свою производственную деятельность по адресу: <адрес>. Прокуратурой Ижморского района 19.05.2023 проведена проверка на соблюдение требований санитарного законодательства по результатам которой были выявлены нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил: на территории предприятия на земле имеется факт хранения отходов производства (опилки), при этом отсутствует навес, предотвращающий от попадания осадков, отсутствует водонепроницаемая площадка с отводом и последующим сбором ливневых и сточных вод, отсутствует ограждение для предотвращения раздувания пыли образующейся от пилок, что является нарушением п.п. 220, 221 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: решением о проведении проверки, уведомлением о проведении проверки, справкой проверки от 19.05.2023.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вывод должностного лица административного органа о наличии в деянии ООО «Восток» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.6.35 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Обществом не опровергается довод об отсутствии защиты от ветра и атмосферных осадков (навеса, укрывного материала) площадки накопления отходов деревообработки, а также отсутствие площадки накопления отходов, имеющей твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Изложенное свидетельствует о халатном отношении Общества к выполнению требований, указанных выше норм действующего законодательства.

ООО «Восток», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи, с чем обоснованно привлечено к административной ответственности.

Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, а лишь сводятся к несогласию с размером наказания.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности обоснованно не установлено.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Восток», не допущено. При назначении наказания должностным лицом указано на отсутствие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

Вместе с тем суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, в том числе, степень выраженности объективной стороны правонарушения, отсутствие последствий. Из материалов дела следует, что обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Тем не менее, применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части 1 статьи 4.1 КоАП РФ общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.

Впоследствии Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанная норма, определяющая общие правила назначения административного наказания, дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ, при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ, в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

ООО «Восток» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016, относится к категории микропредприятий.

С учетом изложенных выше правовых положений, статус юридического лица, отсутствия существенного вреда, несоответствия назначенного административного наказания характеру совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и в целях исключения избыточного ограничения прав общества назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.1 ст.6.35 КоАП Рф. Судом учтены представленные доказательства, подтверждающие затруднительное финансовое положение Общества.

При таких обстоятельствах постановление врио начальника ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах Лебях Е.А. № 200 от 27.06.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.35 КоАП РФ в отношении ООО «Восток», подлежат изменению путем снижения, назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 125 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу представителя ООО «Восток» адвоката Чемерзова Д.Н. удовлетворить.

Постановление врио начальника ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах Лебях Е.А. № 200 от 27.06.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.35 КоАП РФ в отношении ООО «Восток» изменить, снизив размер назначенного наказания с 250 000 рублей до 125 000 (ста двадцати пяти тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано путем подачи жалобы судье, которым вынесено решение по делу или непосредственно в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья                                                                 Н.А. Алтынбаева

12-9/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Истцы
Григорьева Дарья Сергеевна
Ответчики
ООО Восток
Другие
Чемерзов Денис Николаевич
Суд
Ижморский районный суд Кемеровской области
Судья
Алтынбаева Наталья Александровна
Статьи

ст.6.35 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
izhmorsky--kmr.sudrf.ru
17.07.2023Материалы переданы в производство судье
07.08.2023Судебное заседание
07.08.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
25.08.2023Вступило в законную силу
28.08.2023Дело оформлено
28.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее