Дело № 2-59/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2021 года р.п. Климово
Климовский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Марковой Л.С.,
при секретаре Снегиревой О.В.,
с участием представителя ответчика ГУ УПФР в Климовском районе - Хохловой Е.Е., действующей по доверенности №4 от 11 января 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воробьевой Л.П. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Климовском муниципальном районе Брянской области (ГУ УПФР в Климовском муниципальном районе) о признании права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на шесть лет шесть месяцев, обязании ответчика назначить выплату пенсии с 1 декабря 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Воробьева Л.П. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в Климовском муниципальном районе, в котором просила признать за ней право на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на шесть лет шесть месяцев и обязать ответчика назначить ей выплату пенсии по старости с 1 декабря 2020 года.
В обоснование иска она указала, что 30 ноября 2020 года она обратилась в ГУ УПФР в Климовском муниципальном районе с заявлением о смене вида пенсии со страховой на государственную пенсию по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на шесть лет шесть месяцев. Ответчиком 3 декабря 2020 года было вынесено решение об отказе в установлении пенсии, поскольку период её проживания в ...................... во время обучения не подтвержден чернобыльским удостоверением установленного образца. Считает данное решение незаконным и необоснованным по следующим основаниям: с 26.04.1986 года по 31.08.1987 года, с 29.06.1991 года по 15.01.2005 года, с 01.03.2007 года по настоящее время она проживает в ......................, территория которого относилась в зоне проживания с правом на отселение, а с 01.02.1998 года к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. С 15.01.2005 года по 28.02.2007 года она проживала в ......................, отнесенном к зоне проживания с правом на отселение. Проживание в зоне с правом на отселение на дату обращения в течение 10 лет 20 дней даёт ей право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет. С 26.12.1987 года по 28.06.1991 года в связи с обучением по очной форме она была зарегистрирована и проживала в ......................, территория которого относилась к зоне отселения. Проживание в зоне отселения в течение 3 лет 9 месяцев 27 дней даёт ей право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 1 год 6 месяцев. При таких обстоятельствах она имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на шесть лет шесть месяцев, однако, ответчик необоснованно отказал ей в назначении пенсии.
В судебное заседание истец Воробьева Л.П. не явилась, в представленном заявлении просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика - ГУ УПФР в Климовском муниципальном районе Хохлова Е.Е., действующая по доверенности, пояснила, что истцу при обращении в Пенсионный фонд за назначением пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 6 лет 6 месяцев было отказано в связи с тем, что период проживания Воробьевой Л.П. в зоне отселения связан с её очным обучением и не подтвержден чернобыльским удостоверением установленного образца, а действующим законодательством предусмотрено, что после получения образования и выезда за пределы территорий, подвергшихся воздействию радиации, граждане утрачивают право на меры социальной поддержки. Кроме того, не предусмотрено суммирование величин снижения пенсионного возраста за проживание в зонах с разной плотностью радиационного загрязнения. Просила отказать в удовлетворении исковых требований Воробьевой Л.П. по этим основаниям.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, обозрев материалы пенсионного дела, представленные представителем ответчика, суд приходит к следующему.
Воробьева Л.П., ____/____/_____ года рождения, с 23.12.2019 года являясь получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», 30 ноября 2020 года обратилась в ГУ УПФР в Климовском муниципальном районе с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 6 лет 6 месяцев.
3 декабря 2020 года ГУ УПФР в Климовском муниципальном районе было вынесено решение об отказе в установлении пенсии истцу, поскольку Воробьева Л.П. не имеет права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 6 лет 6 месяцев в связи с тем, что период её проживания во время обучения в ...................... - на территории зоны отселения не подтвержден чернобыльским удостоверением установленного образца, что не дает ей права на снижение пенсионного возраста.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсия гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, гражданам, постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, а также гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьей 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Согласно статье 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года (в редакции, действовавшей на 31 декабря 2018 года), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Статьи 33 и 35 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 года предусматривают, что гражданам, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 13 настоящего закона, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности
Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9).
Согласно примечанию к ст.35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что назначение пенсии по старости лицам, проживавшим (работавшим) в зонах радиоактивного загрязнения, производится с уменьшением возраста выхода на пенсию на первоначальную и дополнительную величины. При этом, первоначальная величина снижения пенсионного возраста обусловлена фактом проживания (работы) гражданина на соответствующей территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории, тогда как дополнительная величина – определяется с учетом периода проживания (работы) гражданина на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории он проживает на момент обращения за пенсией.
При решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, переселившимся из зоны проживания с правом на отселение в зону отселения и обратно, факт проживания (работы) в зоне отселения не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на шесть месяцев за каждый полный год проживания или работы на территории зоны отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Также при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим в зоне с правом на отселение должен учитываться срок проживания лица в зоне с правом на отселение с учетом времени проживания до переселения граждан в зону отселения после 30 июня 1986 года на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны радиационного загрязнения с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Судом установлено, что истец Воробьева Л.П. с 26.04.1986 года по 31.08.1987 года, с 29.06.1991 года по 31.01.1998 года, с 15.01.2005 года по 28.02.2007 года проживала на территории ......................, в указанные периоды, относившихся к зоне проживания с правом на отселение, что подтверждается паспортом истца,
справками Истопской сельской администрации Климовского района Брянской области №№1307, 1308 от 16.12.2020 года о проживании Воробьевой Л.П. на загрязненной территории в указанных населенных пунктах.
Сведениями, содержащимися в дипломе на имя истца серии № _______, свидетельстве о заключении брака серии № _______, справках ГАПОУ «Новозыбковский профессионально-педагогический колледж» №№2389, 2390 от 17.12.2020 года подтверждается, что истец Воробьева (Слепнева) Л.П. обучалась по очной форме обучения в Новозыбковском педагогическом училище и в период с 26.12.1987 года по 28.06.1991 года была зарегистрирована по месту проживания в ......................, относившемся в указанный период, вследствие катастрофы на ЧАЭС к зоне отселения.
Полученные доказательства, позволяют суду установить наличие обстоятельств, указывающих на постоянное проживание истца, подтвержденное соответствующими регистрациями, на территории зон радиоактивного загрязнения, в том числе в спорный период времени на территории зоны отселения в .......................
При вынесении решения по данному делу суд исходит из позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении от 11 июля 2006 года N 403-О, согласно которой право на досрочное назначение пенсии гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
В связи с постоянным проживанием на территории зоны с правом на отселение в течение 10 лет 20 дней, истец, на основании ст. 33 Федерального Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1, с учетом первоначальной величины снижения, приобрела право на снижение ей пенсионного возраста на 5 лет.
Проживание Воробьевой Л.П. в зоне отселения в течение 3 лет 9 месяцев 27 дней в соответствии со ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1, даёт ей право на снижение пенсионного возраста на 1 год 6 месяцев.
Довод представителя ответчика о том, что истец в соответствии со ст. 22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 г., после выезда из ...................... утратила право на меры социальной поддержки по зоне отселения, поэтому данный период не должен учитываться при назначении ей пенсии, основан на неверном толковании закона.
Так, в силу указанной статьи Закона РФ гражданам, принятым на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих в государственные образовательные организации, а также за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования в образовательные организации, расположенные на территориях зоны проживания с правом на отселение, зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, зоны отселения, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно пунктом 1 части первой статьи 18, пунктом 1 части второй статьи 19, пунктом 1 части второй статьи 20 настоящего Закона. После получения образования и выезда за пределы указанных территорий эти граждане утрачивают право на меры социальной поддержки.
Действие данной нормы не распространяется на пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы. Ссылка на ч. 4 ст. 22 Закона РФ является несостоятельной, поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые обучающимся образовательных учреждений, расположенных на территориях зоны проживания с правом на отселение, зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, зоны отселения, касаются ежемесячных денежных компенсаций в зависимости от времени проживания граждан в соответствующей зоне, тогда как предметом спора по иску является право истца на пенсию.
Учитывая положения ст. ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 г., суд считает, что Воробьева Л.П. при обращении к ответчику за назначением пенсии имела право на снижение пенсионного возраста на шесть лет шесть месяцев.
Согласно ст. 23 Федерального закона №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перевод с одного вида пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии.
Учитывая установленные обстоятельства, принимая во внимание, что Воробьева Л.П. родилась 29 мая 1972 года, по достижении возраста 48 лет 6 месяцев 30 ноября 2020 года обратилась к ответчику с заявлением о смене вида пенсии, является получателем пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, суд приходит к выводу о признании за истцом права на назначение ей государственной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 6 лет 6 месяцев с 01.12.2020 года.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ 11 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 15 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░