39RS0№-87 Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 октября 2022 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе судьи Таранова А.В., при секретаре Жунда А.В., с участием:
представителя истца Агентство по имуществу Калининградской области Чиж И.В.,
представителя ответчика Гущяна В.В. – Слепухова И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Агентства по имуществу Калининградской области к Гущяну В.В. об изъятии земельного участка и отмене обременения, третьи лица: УФССП России по Калининградской области и ОСП Гурьевского района Калининградской области,
У С Т А Н О В И Л:
Агентство по имуществу Калининградской области обратилось в суд с иском к Гущяну В.В. об изъятии принадлежащего ответчику земельного участка площадью № кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, с выплатой ответчику возмещения за изымаемый для государственных нужд объект в размере № № рублей, с прекращением права собственности ответчика на указанный объект и прекращением обременения в виде запрета на совершение регистрационных действий, наложенного судебным приставом ОСП Гурьевского района Калининградской области.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что Гущяну В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области» принято решение об изъятии для государственных нужд Калининградской области вышеуказанного земельного участка для строительства линейного объекта «Реконструкция II очереди Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северный обход города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом)» в границах II этапа строительства – «От транспортной развязки на Зеленоградск до транспортной развязки на Балтийск включительно».
Агентство по имуществу Калининградской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ года уведомило ответчика о предстоящем изъятии участка, а затем направило в адрес ответчика проект соглашения об изъятии земельного участка, а также отчет об оценке №ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ООО «Балтэкспертиза», которым установлен размер возмещения в связи с изъятием спорного земельного участка в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей.
Почтовые отправления были возвращены истцу в связи с невостребованием адресатом.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени проект соглашения ответчиком не подписан, установленные законом сроки для заключения сторонами соглашения об изъятии истекли, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании представитель истца Агентства по имуществу Калининградской области исковые требования поддержала. Привела доводы, аналогичные указанным в иске, просила удовлетворить заявленные исковые требования в размере № рублей.
Ответчик Гущян В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, направил своего представителя, который возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что заключение эксперта является главным документом. Считают, что сумма в № рублей – неоспариваемая сумма.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регламентирован главой VII. 1. Земельного кодекса РФ, статьями 56.2 -56.11.
В случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечивает опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости, направляют копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ "О почтовой связи" заказного письма. После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для: направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно статье 56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии. Проект такого соглашения направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельный участок и расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области № были утверждены изменения в проект планировки территории с проектом межевания в его составе, предусматривающий размещение линейного объекта «Реконструкция II очереди Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северный обход города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом)» в границах II этапа строительства – «От транспортной развязки на Зеленоградск до транспортной развязки на Балтийск включительно».
Постановлением Правительства Калининградской области от 23.10.2018 года №631 «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области» (с изменения, внесенными постановлением Правительства Калининградской области от 30.07.2021 года №457) для государственных нужд Калининградской области, а именно для строительства линейного объекта «Реконструкция II очереди Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северный обход города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом)» в границах II этапа строительства – «От транспортной развязки на Зеленоградск до транспортной развязки на Балтийск включительно», было принято решение об изъятии для государственных нужд <адрес> (наряду с иными объектами) земельного участка площадью <адрес> кв.м. с кадастровым номером <адрес> расположенного по адресу <адрес> <адрес>.
Из дела видно, что Агентство по имуществу <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ уведомило ответчика о предстоящем изъятии участка, а затем направило в адрес ответчика проект соглашения об изъятии земельного участка, а также отчет об оценке №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ООО «Балтэкспертиза», которым установлен размер возмещения в связи с изъятием спорного земельного участка в размере № рублей.
Почтовые отправления были возвращены истцу в связи с невостребованием адресатом.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Агентство по имуществу Калининградской области указало на истечение установленного девяностодневного срока для заключения сторонами соглашения о выкупе объекта, и фактический отказ ответчика заключать соглашение на предлагаемых Агентством условиях.
Судом установлено, что основанием к принятию Правительством Калининградской области решения об изъятии спорного земельного участка явилась необходимость использования такого земельного участка для строительства дороги общего пользования, то есть для нужд Калининградской области.
Необходимость и обоснованность изъятия указанного земельного участка для государственных нужд Калининградской области у суда сомнений не вызывает.
В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
Согласно статье 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Пунктом 5 указанной выше статьи установлено, что определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии.
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условии данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения.
При обращении в суд Агентством по имуществу Калининградской области был представлен отчет об оценке размера возмещения № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ООО «Балтэкспертиза», которым установлен размер возмещения в связи с изъятием спорного земельного участка в размере № рублей.
Также, истцом представлено Экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленное Саморегулируемой организацией Региональная ассоциация оценщиков, согласно которому итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке размера возмещения №№ от ДД.ММ.ГГГГ, составленном ООО «Балтэкспертиза», подтверждается.
Указанный отчет ответчиком оспорен, в связи с чем, была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой было поручено Сливину А.К. - эксперту РАО «Оценка-Экспертиза».
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ размер возмещения в соответствии со ст. 56.8 ЗК РФ, за изымаемый земельный участок в кадастровым номером №, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, при его изъятии для государственных нужд составляет: № рублей.
Стороны не согласившись с указанным заключением, просили суд назначить повторную судебную экспертизу для определения рыночной стоимости спорного земельного участка, полагая, что размер возмещения предложенный истцом, занижен, а в судебном заседании допрошенный эксперт Сливин А.К. пояснил, что расписка о предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, представленная в материалы дела, дана в день изготовления экспертного заключения.
ДД.ММ.ГГГГ была назначена повторная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено Бощенко Г.О. - эксперту ООО «Стандарт-Оценка».
Согласно выводам заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 56.8 ЗК РФ, размер возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, при его изъятии для государственных нужд составляет, с учетом имеющихся ограничений прав и обременений объекта недвижимости №. В соответствии со ст. 56.8 ЗК РФ, размер возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: Россия<адрес>, при его изъятии для государственных нужд составляет, без учета имеющихся ограничений прав и обременений объекта недвижимости №
Определяя размер возмещения при изъятии земельного участка, суд исходит из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оно убедительное, непротиворечивое и достоверное.
При этом, необходимо исходить из стоимости земельного участка с имеющимися ограничениями, поскольку именно этот участок изымается истцом и на истца возложена обязанность выплатить стоимость изымаемого участка (а не участка без ограничении).
В соответствии со статьей 56.11. Земельного кодекса РФ вступившее в законную силу - решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности.
В результате изъятия земельного участка, принадлежащего гражданину на праве собственности, для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина на такое имущество.
При таких обстоятельствах, учитывая, что между сторонами в досудебном порядке не достигнуто соглашение о размере возмещения в связи с изъятием земельного участка, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований в части изъятия спорного земельного участка с определением размера возмещения в связи с изъятием, равной № рублей.
Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения о земельном участке и его правообладателях.
Основания для прекращения обременения суд не усматривает, поскольку материалами дела подтверждено, что к моменту рассмотрения дела они отменены.
Руководствуясь ст. ст. 194-197, 199, 264 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Агентства по имуществу Калининградской области (ИНН: 3905031025) удовлетворить.
Изъять у Гущяна В.В. (паспорт №) в собственность Калининградской области для государственных нужд Калининградской области земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу <адрес>.
Определить размер возмещения в связи с изъятием вышеуказанного земельного участка – № рублей, подлежащего выплате Гущяну В.В..
Прекратить право собственности Гущяна В.В. на земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> <адрес>.
Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН об изымаемых объектах недвижимости и их правообладателях.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2022 года.
Судья А.В. Таранов