Гражданское дело № (2-743/2020)
УИД: 05RS0№-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 25 мая 2021 г.
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Ахмедханова М.М.,
при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,
с участием истца Абдулвагабовой А.Г.,
представителя истца Алиевой З.Р., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ.
представителя ответчика - Администрации Городского Округа «<адрес>» Гаджикурбанова А.Г.,
представителя ответчика – ведущего специалиста Органа опеки и попечительства Администрации ГО «<адрес>» Магомедовой С.М.,
представителя соответчика – директора ГКОУ «Детский <адрес>» <адрес> ФИО16,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдулвагабовой Антонины Геннадьевны к Администрации Городского Округа «<адрес>», Органу опеки и попечительства Администрации Городского Округа «<адрес>», ГКОУ «Детский <адрес>» об обязании включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п.9 ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г. и обеспечить ее специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения, расположенного в <адрес> в виде отдельной однокомнатной квартиры, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления с последующим заключением договора социального найма,
установил:
Абдулвагабова А.Г. через своего представителя по доверенности ФИО18 обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указала то, что она с восьмилетнего возраста осталась без попечения родителей, мать ФИО3-ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла 05.10. 1989 г., решением Кизлярского городского суда ДАССР от ДД.ММ.ГГГГ у ее отца ФИО4-1953 г.р., за систематическое злоупотребление спиртными напитками и оставление детей без присмотра, суд решил, отобрать ее, вместе с другими малолетними детьми и передать их на воспитание в соответствующее детское учреждение.
ФИО4, -умер ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Совета народных депутатов ДАССР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении в детский дом несовершеннолетних от ДД.ММ.ГГГГ года», она была определена в детский <адрес> по адресу: РД, <адрес> «в».
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, за №, выданной директором ГКУ РД Детского <адрес> ФИО12, на имя ФИО20 (Абдулвагабовой) А.Г., усматривается, что она действительно воспитывалась, обучалась в Детском <адрес> февраля 1992 по ДД.ММ.ГГГГ и с этого времени находилась на полном государственном обеспечении, а также по настоящее время прописана по адресу: РД, <адрес> «в». Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что она в малолетнем возрасте утратила попечение обоих родителей и оставалась таковой до достижения возраста 18 лет, следовательно, являлась лицом, оставшимся без попечения родителей, достигла совершеннолетия и не имеет своего жилого помещения.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является ФЗ от 21.12 1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( далее- Закон с последующими изменениями).
В период ее обучения в Детском <адрес>, ответчики не исполнили обязанности, по включению ее (до 14 лет) в список категории, лиц, указанных в п. 9 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ отДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, бездействие руководства специализированного учреждения ( детского <адрес> органов опеки и попечительства выразившееся в не своевременной постановке на учет в список лиц в категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях и признания за ней права на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, кроме того не исполнения обязанностей со стороны органов опеки и попечительства по контролю за своевременной подаче ее законными представителями заявления о включении ее в список и не принятие необходимых мер по включения в список лиц подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также сами не исполнили возложенные на них обязанностей предусмотренных законом, и явилось причиной того, что она не по своей вине осталась без жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как была уверена, что находится в списках детей сирот на получение жилья.
Письменного Ответа по настоящее время не последовало, однако со слов работников детского <адрес> ей стало известно, что она не была включена в список детей-сирот нуждающихся в жилом помещении согласно закона, но на каком основании и почему ей не известно.
В связи с изложенным просила обязать ответчиков: Администрацию <адрес>, Органы опеки и попечительства административного городского округа «<адрес>», Государственное казенное учреждение Республики Дагестан Детский <адрес> включить ее-ФИО5 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в гт9 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить её специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенном в <адрес>, в виде отдельной однокомнатной квартиры общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления с последующим заключением договора социального найма.
Истица Абдулвагабова А.Г. в ходе судебного заседания исковые требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца Алиева З.Р. просила удовлетворить исковые требования при этом пояснила, что причиной, по которой ее доверительница не была включена в список получения жилья по социальному найму, является ее незнание, так как она полагаясь на обязанности соответствующих компетентных органов, в частности, руководителей детского дома, органа опеки и попечительства, которые своим бездействием нарушили ее право и не включили ее в категорию лиц, которые должны обеспечиваться жилым помещением по договору социального найма. Именно эту причину она и указала, как основную в исковом заявлении. В 2020 году она узнала о том, что ее вообще нет в этом списке, а ДД.ММ.ГГГГ она сразу обратилась с заявлением, а ответ на заявление так и не последовал, после чего она инициировала обращение в суд с соответствующим иском.
Представитель ответчика Администрации ГО «<адрес>» Гаджикурбанов А.Г. исковые требования Абдулвагабовой А.Г. не признал, при этом пояснил, что в соответствии с законодательством лица, которые достигли возраста 23 лет уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на получение социальной поддержки, что предусмотрено ФЗ №159-ФЗ. Из пояснений самого истца и ее представителя не последовало ответа на вопрос, какие были причины, в том числе уважительные, по которым она не могла обратиться с указанным заявлением в возрасте от 18 до 23 лет. Законодатель, предусмотрел возможность, того, что могут быть нарушены их права и дает право данной категории лиц в течение пятилетнего срока обратиться с заявлением или в судебные органы с тем, чтобы восстановить их права, если они считают их нарушенными. В Обзоре Верховного Суда РФ 2013 года также уделено этому внимание, что причины не обращения в этот период гражданина должны быть уважительными, т.е. нахождение его в длительной командировке, в лечебном учреждении или за пределами РФ в связи с чем просил отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика Органа опеки и попечительства Администрации Городского Округа «<адрес>» Магомедова С.М. исковые требования не признала, пояснив, что у Абдулвагабовой А.Г. статус ребенка, оставшегося без попечения родителей не определен, решения суда о лишении родительских прав в материалах дела отсутствует, вопросов, жалоб, заявлений в выдаче или продвижении в очереди по жилью ни в устной, ни в письменной форме от нее не поступали. Включение в список детей-сирот после достижения 23-летнего возраста возможно только в случае установления в судебном порядке наличия уважительных причин не обращения в уполномоченный орган до достижения соответствующего возраста, в связи, с чем просила отказать в удовлетворении исковых требований истицы.
Представитель соответчика ГКОУ «Детский <адрес>» <адрес> ФИО16 исковые требования не признала пояснив, что с 2018 г. работает директором Детского <адрес>. Вины детского дома в том, что они не поставили своевременно на учет Абдулвагабову А.Г. она не признала. Закон №159-ФЗ хоть и вступил в действие на территории Российской Федерации в 1996 г., но на территории Республики Дагсетан он стал применяться лишь с 2005 г., поэтому первые списки очередников были составлены по детскому дому в 2005 г. На тот момент Абдулвагабова А.Г. в детском доме уже не находилась, статуса сироты, который устанавливается по решению суда у нее не было. Ей необходимо было доказать, что отец в детском доме ни разу не появлялся, ее мать умерла до определения истицы в детский дом, в связи с чем просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо - Министерство образования и науки РД, будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, об уважительных причинах не явки представителя суду не сообщило, об отложении рассмотрения дела или рассмотрении в отсутствие своего представителя не просило.
В виду изложенного, признав причины неявки представителя третьего лица, неуважительными, суд в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Статьей 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ даны определения понятий "детей- сирот " и "лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которыми дети- сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в Федеральном законе РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. В соответствии с ч. 3 ст. 8 указанного Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка. Жилищное законодательство Российской Федерации в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина, нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения. До достижения возраста 23 лет дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ). Однако отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении. По смыслу действующего законодательства, достижение возраста 23 лет является основанием предоставления жилья (исполнения социальной гарантии) данной категории граждан, и оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Факт достижения 23 летнего возраста не может быть основанием лишения права, гарантированного Конституцией.
Согласно ч. 9 ст. 8 по нормам Федерального закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Из содержания Федерального закона № 159-ФЗ следует, что право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет, но только в том случае, если это право было реализовано в течение 5 лет (с 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.
Достижение лицом из числа детей- сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
По достижении возраста 23 лет лица из числа детей- сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки и утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В судебном заседании установлено, что Абдулвагабова А.Г. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья в Администрацию городского округа «<адрес>» Республики Дагестан до достижения возраста 23 лет, не обращалась, лишь ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данные доводы истца суд считает не уважительными, поскольку обстоятельств, препятствующих ей своевременно реализовать право о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья не приведено и в ходе рассмотрения дела не установлено. Как отмечалось выше, по достижении возраста 23 лет дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, если они не реализовали это право в течение 5 лет (с 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. В силу закона, предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Согласно п. 1 ст. 21 ГК РФ, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
В судебном заседании были изучены следующие документы:
-Паспорт серии 82 05 № выданный ОМВД <адрес> Республики Дагестан, ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что Абдулвагабова Антонина Геннадьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родилась в <адрес> ДАССР, зарегистрирована по адресу <адрес> В;
-Свидетельство о рождении V-БД № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Абдулвагабова Антонина Геннадьевна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ДАССР, о чем сделана запись акта о рождении за № от ДД.ММ.ГГГГ, отец- ФИО6, мать- ФИО3;
-Путевка № в Избербашский детский <адрес> ФИО7, из которого следует, что на основании решения суда и райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ она остались без попечения родителей;
-Свидетельство о смерти I-БД № выданное 03.09.2013г., из которого следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
- Ответ на запрос с Муниципального образования сельского поселения «Сельсовет «Новосеребряковский» <адрес> о факте смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО8-1953 года рождения.
Исследованные документы подтверждают факт ранней смерти родителей Абдулвагабовой Аннтонины Геннадьевны, доказательств об обращении ее в администрацию о постановке на учет в качестве сироты нуждающегося в жилье не содержат.
После достижения совершеннолетия, как уже отмечалось ранее, право на приобретение жилья сохраняется, но только в том случае, если это право было реализовано в течение пяти лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления самим лицом, оставленным без попечения родителей, о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья. Доказательств наличия уважительным причин пропуска срока для обращения с заявлением о постановке на учет детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений с момента достижения совершеннолетия и до настоящего времени истцом не представлено.
Как следует из представленных истцом документов до момента обращения в суд с настоящим иском 07.12.2020г. нуждающейся в предоставлении жилого помещения она не признавалась, с заявлением о постановке на учет детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений в орган исполнительной власти не обращалась.
При таких обстоятельствах суд считает, что после достижения 23 летнего возраста Абдулвагабова Антонина Геннадьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения достигший на момент обращения в суд возраста 36 лет лет 9 месяцев утратила статус лица, оставшейся без попечения родителей, предусмотренного Федеральным законом № 159-ФЗ поскольку она до достижения возраста 23 лет с заявлением в Администрацию городского округа «<адрес>» не обращалась и на учёт не ставилась.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Абдулвагабовой Антонины Геннадьевны к Администрации Городского Округа «<адрес>», Органу опеки и попечительства Администрации Городского Округа «<адрес>», ГКОУ «Детский <адрес>» об обязании включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п.9 ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г. и обеспечить ее специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Абдулвагабовой Антонины Геннадьевны к Администрации Городского Округа «<адрес>», Органу опеки и попечительства Администрации Городского Округа «<адрес>», ГКОУ «Детский <адрес>» об обязании включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п.9 ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г. и обеспечить ее специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.
Судья М.М. Ахмедханов