Мировой судья – с/у №216 Бондарев С.Н. Дело №11-16/20
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 октября 2020 года город Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Твердова И.В.
при секретаре Паас В.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Пименовой Т.А. на решение мирового судьи судебного участка № 216 Туапсинского района Бондарева С.Н. от 08.07.2020 года по иску индивидуального предпринимателя Буханик И.В. к Пименовой Т.А. о взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
Решением мирового судьи судебного участка №216 Туапсинского района Краснодарского края от 08.07.2020 года иск ИП Буханик И.В. удовлетворен, с Пименовой Т.А. в пользу ИП Буханик И.В. взысканы задолженность по оплате за оказание услуги по сбору транспортированию, утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению твердых бытовых отходов за период с 01.11.2018 года по 31.12.2019 года в размере 8 236,12 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 рублей, в соответствующий бюджет судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе Пименова Т.А. просит решение суда первой инстанции от 08.07.2020 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске, мотивировав тем, что услуги по сбору транспортировке обработке утилизации твердых бытовых отходов с территории Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района в период с 01.11.2018 года по 01.05.2019 года осуществляло МУП ТСДРСУ, согласно условиям договоров, заключенных между ИП Буханик И.В. и МУП «ТСДРСУ», истец приобрел право требования задолженности за период деятельности МУП «ТСДРСУ» за оказанные услуги по вывозу отходов с физических лиц, проживающих в Вельяминовском сельском поселении, с 01.05.2019 года услуги по сбору транспортировке обработке утилизации твердых бытовых отходов с территории Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района оказывает ИП Буханик И.В. на условиях публичной оферты по заключению договора на предмет оказания услуг по сбору и транспортировке твердых бытовых коммунальных отходов с потребителями услуги, отраженных в положениях публичного договора, текст которого размещен на сайте Вельяминовского сельского поселения, объявление об этом опубликовано в газете «Черноморье сегодня» №47 от 25.04.2019 года, в мае 2019 года Пименова Т.А. обратилась с письменным заявлением к ИП Буханик И.В. через администрацию Вельяминовского поселения с отказом от получения услуг по сбору, транспортировке, обработке, утилизации твердых бытовых отходов, которое не рассмотрено, в период с 01.05.2019 года по 31.12.2019 года задолженность по услугам за вывоз мусора образовалась по вине ИП Буханик И.В., так как фактически данные услуги Пименовой Т.А. не оказывались, что не принято во внимание судом первой инстанции.
В судебном заседании Пименова Т.А., ее представители Карташов С.Л., Витишко Е.Г., доводы жалобы поддержали, Пименова Т.А. пояснила, что пищевые отходы утилизируются в ее личном подсобном хозяйстве, отходы из пластика утилизируются в специальный контейнер для сбора пластика, из чего ИП Буханик И.В. извлекает прибыль, договор на вывоз твердых бытовых отходов между сторонами не заключен, Карташов С.Л. пояснил, что отходы из пластика, из которых ИП Буханик И.В. извлекает прибыль, утилизируются в контейнер, расположенный в с.Цыпка Туапсинского района, по месту жительства Пименовой Т.А. контейнер для мусора отсутствует, контейнерная площадка ликвидирована 03.06.2019 года, что подтверждается письмом органа местного самоуправления в адрес прокурора, твердые бытовые отходы принимаются у населения по графику путем их сбора специальным транспортом по месту жительства граждан поселения, заявленная сумма долга завышена, Витишко Е.Г. пояснил, что ИП Буханик И.В. Пименовой Т.А. услуги по вывозу твердых бытовых отходов не оказывал. Просят апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ИП Буханик И.В., действующая по доверенности, Шахиджанова Е.В., в судебном заседании доводы жалобы не признала, пояснила, что всем изложенным в апелляционной жалобе обстоятельствам дана оценка судом первой инстанции, вывоз твердых бытовых отходов осуществляется ИП Буханик И.В. у населения путем их сбора специальным транспортом по месту жительства граждан, время вывоза согласовано с органом местного самоуправления поселения. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что Пименова Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером № и жилого дома с кадастровым номером № расположенных по адресу: <адрес>, в котором проживают Пименова Т.А., ее супруг Карташов С.Л., дочери Парахненко И.И., Карташова Л.С., сын Парахненко Ф.И., что подтверждается справкой администрации Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района от 10.09.2019 года.
Услуги по сбору, транспортировке, обработке, утилизации твердых бытовых (коммунальных) отходов с территории Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района в период с 01.11.2018 года по 01.05.2019 года осуществляло МУП «ТСДРСУ».
Исходя из содержания агентского договора №67 от 15.05.2019 года, соглашения об изменении условий агентского договора №67 от 15.05.2019 года от 07.06.2019 года, договора о порядке взаиморасчетов при взыскании задолженности от 10.06.2019 года, дополнительного соглашения к агентскому договору №67 от 15.05.2019 года на взыскание дебиторской задолженности от 01.11.2019 года, заключенных между ИП Буханик И.В. и МУП «ТСДРСУ», ИП Буханик И.В. (агент) приобрел право требования задолженности, образованной за период деятельности МУП «ТСДРСУ» (принципал) за оказанные услуги по вывозу ТКО с физических лиц, проживающих в поселениях северной части Туапсинского района, включая территорию Вельяминовского сельского округа, от своего имени и за свой счет совершать фактические действия по взысканию задолженности с указанных должников.
С 01.05.2019 года услуги по сбору, транспортировке, обработке, утилизации твердых бытовых (коммунальных) отходов с территории МО Туапсинский район ИП Буханик И.В. оказывает на условиях публичной оферты по заключению договора на предмет оказания услуг по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов с потребителями услуги, отраженных в положениях публичного договора, текст которого размещен на сайте Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района, о чем объявление опубликовано в газете «Черноморье сегодня» №47 от 25.04.2019 года.
Предметом указанной оферты является оказание исполнителем ИП Буханик И.В. заказчику услуг по сбору, транспортированию, утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению твердых коммунальных отходов с территорий указанных поселений, в соответствии с санитарными правилами содержания территорий населенных мест данных поселений. Исходя из условий публичного договора –оферты, при несогласии с каким-либо пунктом договора, заказчик вправе письменно отказаться от получения услуг, срок оказания услуг с 01.05.2019 года по 31.12.2019 года, оплата данных услуг осуществляется через платежные извещения МУП «ЕИРЦ» г.Туапсе.
В соответствии с условиями соглашения на оказание услуг по сбору, транспортированию, утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению твердых коммунальных отходов с территории Вельяминовского сельского поселения МО Туапсинский район от 01.05.2019 года, заключенному между администрацией Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района (заказчик) и ИП Буханик И.В. (оператор), на период с 01.05.2019 года по 31.12.2019 года заказчик поручает, а ИП Буханик И.В. принимает на себя обязанность по сбору, транспортированию, обработке, твердых коммунальных расходов с территории Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района, сбор и транспортирование ТКО производится оператором при способе сбора ТКО в контейнеры, а также путем вывоза специальным автотранспортом, работающим по установленному графику, транспортирование ТКО производится на санкционированный объект размещения ТКО, с целью уменьшения объемов ТКО оператору предоставляется право на обработку (сортировку) собранных отходов с переходом права собственности на полученные вторичные материальные ресурсы, ИП Буханик И.В. применяется тариф, утвержденный руководителем предприятия, который остается неизменным до окончания срока действия соглашения, оператором применяются нормы накопления ТКО, утвержденные администрацией Краснодарского края, к данному соглашению прилагаются: график вывоза отходов с мест сбора и накопления на территории Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района, график вывоза крупногабаритного мусора с территории данного поселения специальным автотранспортом, график обработки мусорных контейнеров поселения, калькуляция экономически обоснованного тарифа услуг по сбору, транспортированию, утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению отходов с территории поселения на 2019 год.
Данное соглашение было заключено во исполнение требований федерального законодательства, постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 23.05.2014 года №1070-П «Об обращении с ТБО на территории некоторых муниципальных образований», распространяющегося на территорию Туапсинского района.
Факт оказания услуг истцом на территории с.Красное Туапсинского района подтвержден путевыми листами за период с мая 2019 года по декабрь 2019 года включительно, с указанным маршрутом движения из с.Красное, где проживает заявитель, до базы <адрес> в Туапсинском районе, и обратно, что свидетельствует о том, что заявитель имела реальную возможность получать предоставленную услугу, при этом в судебном заседании представитель заявителя подтвердил, что вывоз твердых бытовых отходов осуществляется специальным транспортом по ее месту жительства.
При оказании услуг по сбору и вывозу отходов, обязательное подписание ответчиком актов выполненных работ законом, публичным договором-офертой не предусмотрено.
Материалами дела подтверждается, что тариф на платные услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных расходов устанавливался ИП Буханик И.В. для различных категорий потребителей услуги, с учетом экономически обоснованного сметного расчета, на основании нормативов накопления ТКО для населения в Краснодарском крае в каждом населенном пункте, утвержденных постановлениями главы администрации (губернатором) Краснодарского края.
При изменении указанных нормативов накопления, изменялся и тариф за услуги истца, что подтверждается приказами ИП Буханик И.В., сведениями о нормативах накопления ТКО в постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 года №175 «Об утверждении нормативов накопления ТКО в Краснодарском крае», с изменениями, в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 года №528.
Аналогичный порядок расчета и установления тарифа действовал и для МУП «ТСДРСУ», за часть спорного периода исковых требований с 01.11.2018 года по 30.04.2019 года.
Как следует из материалов дела, деятельность по приему платежей физических лиц, а также по изготовлению и формированию платежных извещений осуществляет МУП «ЕИРЦ» г.Туапсе согласно условиям агентского договора №92 от 22.05.2019 года, заключенного между ИП Буханик И.В. и МУП «ЕИРЦ» г.Туапсе, аналогичный порядок взаимоотношений установлен между МУП «ТСДРСУ» и указанным единым расчетным центром.
Из справки МУП «ЕИРЦ» г.Туапсе о начислении по услуге следует, что вывоз ТКО (ТБО) за период с ноября 2018 года по апрель 2019 года у Пименовой Т.А. по адресу: <адрес>, по лицевому счету №75182 образовалась задолженность в сумме 2 003,59 рублей за услуги, оказанные МУП «ТДРСУ», за период с мая 2019 года по декабрь 2019 года задолженность в сумме 5 966,06 рублей за услуги, оказанные ИП Буханик И.В., в общей сумме с ноября 2018 года по декабрь 2019 года 7 969 рублей 65 копеек, пени 266 рублей 47 копеек.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно п.3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением РФ от 12.11.2016 года №1156
накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктами 1.13.,2.2.5,2.4.6,3.1. и 3.2. СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Выбор вторичного сырья (текстиль, банки, бутылки, другие предметы) из сборников отходов, а также из мусоровозного транспорта не допускается. Сборники пищевых отходов в жилых домах следует устанавливать в местах, согласованных с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, применимы правила Гражданского кодекса РФ о публичном договоре (ст.ст. 426, 432, 433, 434, 437, 438 ГК РФ), поскольку сбор и вывоз твердых коммунальных отходов законодателем приравнен к поставке ресурса, ввиду чего такой договор императивно считается заключенным с момента первой поставки ресурса, то есть с момента осуществления вывоза данных отходов.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, ст.154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами, ст.155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно, ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
К договору на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов применимы положения главы 39 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг.
Согласно п.1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги. В соответствии с п.1 ст.781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
В соответствии со ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, данный договор является публичным и в силу закона считается заключенным несмотря на его отсутствие в письменном виде и вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения, а именно подписи потребителя.
Публичный договор от 01.05.2019 года вступает в силу в течение десяти дней с момента с момента опубликования и действует до выполнения сторонами своих обязательств, согласно данному публичному договору-оферте в письменном порядке заказчик вправе отказаться от получения услуг, однако в материалах дела отсутствуют подтверждение отказа заявителя от услуг, оказываемых ИП Буханик И.В., до вступления договора в законную силу.
В судебном заседании установлено, что ИП Буханик И.В., в порядке, установленном законом, на основании лицензии по осуществлению данного вида деятельности, по соглашению с органом местного самоуправления соответствующего сельского поселения, являлся поставщиком коммунальной услуги по сбору, транспортированию, возможной последующей обработке твердых коммунальных расходов, данные услуги оказывались истцом всем жителям с.Красное Туапсинского района, в том числе и Пименовой Т.А., согласно сведениям МУП «ЕИРЦ» г.Туапсе, ежемесячно, к оплате заявителю, как и другим потребителям данной услуги, начисляются денежные средства согласно установленными истцом тарифам, в соответствии с нормативами и количеством зарегистрированных в жилом доме лиц, оплата производится по сформированным платежным извещениям, доставляемым потребителям услуг МУП «ЕИРЦ» г.Туапсе, каких-либо нарушений указанного порядка в правовых отношениях с заявителем судом не установлено.
В ходе проверки, проведенной РЭК – Департамент цен и тарифов Краснодарского края, установлено, что до начала работы АО «Крайжилкомсервис» в качестве регионального оператора по обращению с ТКО по Белореченской зоне деятельности, в состав которой входит МО Туапсинский район, предельный тариф на коммунальную услугу по обращению с отходами для регионального оператора не может применяться для ИП Буханик И.В., деятельность истца как индивидуального предпринимателя не подлежит государственному ценовому регулированию, стоимость оказываемых им услуг определяется на основании заключенных договоров между хозяйствующим субъектом, осуществляющим эти виды деятельности, и потребителями данных услуг, в соответствии с требованиями гражданского законодательства, стоимость услуг ИП Буханик И.В. по сбору и транспортированию для последующего размещения отходов для населения составляла в мае - августе 2019 года 164 рублей 51 копейка с 1 человека в месяц, в сентябре - декабре 2019 года – для индивидуального жилого фонда - 163 рубля 80 копеек с 1 человека в месяц.
Представленный расчет суммы задолженности и пени, проверенный судом, является верным.
Доводы жалобы, заявителя и ее представителей об отсутствии у индивидуального предпринимателя прав по осуществлению указанного вида деятельности, неиспользовании заявителем услуг по сбору и вывозу отходов, являются несостоятельными и полностью опровергаются материалами дела в совокупности с установленными в судебном заседании обстоятельствами, поскольку ИП Буханик И.В. осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке отходов на основании соответствующей лицензии, заявитель и члены его семьи использовали предоставленную услугу в в другом населенном пункте Вельяминовского сельского поселения, что подтверждается их пояснениями в судебном заседании, при этом в силу закона граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, поэтому обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями.
При рассмотрении дела судья первой инстанции правильно критически оцененил доводы заявителя и ее представителей о том, что ИП Буханик И.В. осуществлял свою деятельность с многочисленными нарушениями и оказывал населению услуги ненадлежащего качества, за что он привлекался к административной ответственности, поскольку из представленных суду доказательств следует, что нарушение, за которое индивидуальный предприниматель привлекался к ответственности, не имело правового отношения к рассматриваемому спору и касалось нарушения истцом экологических норм в ином населенном пункте при обращении с иными видами отходов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что мировым судьей сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения искового заявления.
Статьей 330 ГПК РФ определены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При рассмотрении дела мировым судьей, нарушений, установленных ст.330 ГПК РФ, не допущено, решение является законным, так как оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом обсуждения в судебном заседании суда первой инстанции, при этом суд обоснованно с ними не согласился, в решении мирового судьи отражены имеющие для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом апелляционной инстанции доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости обстоятельствами, а также то, что оно содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка №216 Туапсинского района Краснодарского края Бондарева С.Н. от 08.07.2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий
Судья:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>