РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
12.12.2023
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи Дементьевой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2520/2023 по административному исковому заявлению Болдина Виктора Владимировича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Болдин В.В. (далее также – административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
1. Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: №, местоположение установлено по адресу ориентира: <адрес>, по состоянию на 01.01.2020 в размере 4 768 281,44 руб.;
2. Установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, местоположение Самарская область, г. Кинель, ул. Маяковского, д. 83А, по состоянию на 30.07.2020, в размере 14 503 925,59 руб.
Административный истец и его представитель, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки" в письменном отзыве оставляет принятие решение в части установления архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: № на усмотрение суда и просит рассмотреть по существу административное исковое заявление в отсутствие представителей.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если они затрагивают права или обязанности этих лиц.
В силу положений главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении спорного объекта недвижимости административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, а, следовательно, результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения затрагивают права и обязанности административного истца.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.
Из изложенного следует, что обладание вышеперечисленными правами на земельный участок влечет обязанность уплачивать земельный налог в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса; данной обязанности корреспондирует право налогоплательщика оспорить его размер, в том числе, путем обращения в суд с настоящими требованиями.
Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 №118 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области" по состоянию на 30.07.2020 в размере 26 141 527,4 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», по состоянию на 01.01.2020 и составляет 7 590 337,3 руб.
В настоящее время данная кадастровая стоимость является архивной.
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ).
На дату обращения в суд у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости, кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, владеющего объектами недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество и земельного налога, в этой связи пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением подлежит восстановлению.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчеты об оценке рыночной стоимости, выполненные ООО «ПлатО», согласно которым рыночная стоимость объектов по состоянию на дату их оценки определена в размере: земельного участка с кадастровым номером: № - 4 768 281,44 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером № – 14 503 925,59 руб.
Согласно статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В представленных отчетах, содержится подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости. В отчетах представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов оценки основано на полном и объективном анализе их ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчетам об оценке документами.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной в Отчетах об оценке, подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 15.11.2023, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Болдина Виктора Владимировича удовлетворить.
1. Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: №, местоположение установлено по адресу ориентира: <адрес>, по состоянию на 01.01.2020 в размере 4 768 281,44 руб.;
2. Установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, местоположение <адрес>, по состоянию на 30.07.2020, в размере 14 503 925,59 руб.
Датой подачи административным истцом заявления в суд считать 15.11.2023.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.12.2023.