Дело №2-715/2021(2-3831/2020)
24RS0017-01-2020-004526-22
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 14 апреля 2021 года
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Вербицкой Т.А.,
при секретаре Дегтяревой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шалыгиной Ольги Валерьевны к Администрации города Красноярска о признании права собственности на гаражный бокс в порядке наследования по закону,
УСТАНОВИЛ:
Шалыгина О.В. в суд с иском к Администрации г. Красноярска о признании права собственности на гаражный бокс в порядке наследования по закону. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец ФИО1, который при своей жизни на специально отведенном земельном участке выстроил гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, однако не оформил на него свое право собственности в установленном порядке. После смерти отца в права наследования, как наследник первой очереди, вступила истица Шалыгина О.В., которая до настоящего времени фактически использует спорный гараж, несет бремя его содержания. Между тем получить свидетельство о праве на наследство на спорный гараж у нотариуса не представляется возможным ввиду отсутствия государственной регистрации права собственности на него умершего ФИО1. На основании изложенных обстоятельств Шалыгина О.В. просит признать за ней в порядке наследования по закону право собственности на гараж, находящийся по адресу: <адрес>, бокс №, площадью 18,6 кв.м.
В зале суда представитель истца Шалыгиной О.В. – Константинов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям, настаивал на их удовлетворении, против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражал.
Представители ответчика администрации г. Красноярска, третьих лиц – Администрации Железнодорожного района в г. Красноярске, Управления архитектуры администрации г. Красноярска, нотариус Кимаева Н.В. в зал суда не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении не просили, каких-либо возражений относительно заявленных требований не представили.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Красноярскому краю Сасимчик Т.К. (доверенность имеется в материалах дела) в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В этой связи полагая, что ответчик и третьи лица, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, а также требований ст. ст. 167, 233 ГПК РФ, рассмотрел дело в их отсутствие в порядке заочного производства.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела и иные представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В силу ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч. ч. 1 и 3 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно п. 9.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" судам разъяснено, что при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку судам следует устанавливать, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создаёт ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. При этом необходимо учитывать, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
По смыслу указанных выше норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, возможность признания за лицом, осуществившим возведение самовольной постройки, обусловлено совокупностью необходимых условий: наличие у лица какого-либо из указанных в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации вещного права на землю; отсутствие нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, угрозы жизни и здоровью граждан; соблюдение установленных градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Шалыгина (до вступления в брак - Мукоед) О.В. приходится родной дочерью ФИО1, что подтверждается свидетельством о ее рождении.
Решением исполнительного комитета Железнодорожного районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 закреплен земельный участок под строительство индивидуального гаража на территории грузового двора <адрес>.
В том же 1980 году ФИО1 своими силами построил на выделенном ему земельном участке одноэтажный гаражный бокс площадью 18,6 кв.м., которому в дальнейшем присвоен адрес: <адрес>
Из представленного технического плана гаражного бокса и заключения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> №№ от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что гаражный бокс по адресу <адрес> №, общей площадью 18,6 кв.м состоит из одного замкнутого контура и располагается в комплексе гаражей по <адрес> в пределах границ земельного участка предоставленного решением исполнительного комитета Железнодорожного районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, право собственности, либо иные вещные права на гаражный бокс по адресу: <адрес>, Деповская, 7г, бокс №, не зарегистрированы.
Как следует из технического заключения ООО Институт «Красноярскпромгражданпроект» № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования технического состояния строительных конструкций гаражного бокса, расположенного по адресу: <адрес>, бокс №, каких-либо деформаций, прогибов, трещин, отклонений от вертикали и горизонтали не обнаружено; гаражный бокс соответствует эксплуатационным характеристикам, является капитальным строением; не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Все работы по строительству гаражного бокса выполнены в соответствии со строительными нормами и правилами; несущая способность строительных конструкций сомнений не вызывает.
Согласно заключению <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, в полном объеме соответствует требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» и нормативным документам по пожарной безопасности.
Из экспертного заключения <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что условия размещения гаража по адресу: <адрес> соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03».
Как указано выше, в соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Между тем, как было установлено в зале суда, спорный гаражный бокс был выстроен на земельном участке, специально отведенном на эти цели в установленном порядке - на основании постановления органа местного самоуправления под строительство индивидуального гаража ФИО1, после чего последний осуществил на нем строительство гаражного бокса, открыто владел и пользовался им до момента своей смерти – 26.03.2002.
При этом, в силу требований п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и статьи 9 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», выдача разрешения на строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, не требуется; в том числе, не требуется разрешение на строительство гаража, который был построен до введения в действие Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, спорный гаражный бокс не обладает признаками самовольной постройки, указанными в ст. 222 ГК РФ, поскольку его строительство было осуществлено ФИО1 на предоставленном ему для этих целей земельном участке; разрешение на строительство гаражного бокса не требовалось; данное сооружение соответствует предъявляемым к нему требованиям, не создает угрозы для жизни и здоровья граждан, не нарушает прав и законных интересов других лиц.
На основании ч. 1 ст. 218, ст. 219 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
При таких обстоятельствах суд признает, что ФИО1 при своей жизни стал собственником вновь возведенного объекта – спорного гаражного бокса, однако не зарегистрировал свое право собственности в предусмотренном законом порядке.
В соответствии со статьями 1113 и 1114 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина. Временем открытия наследства является момент смерти гражданина.
Согласно свидетельству о смерти ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, после его смерти открылось наследство в виде принадлежащего ему имущества, в том числе - спорного гаражного бокса.
В соответствии со ст.ст. 1110, 1111 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное. Наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Из материалов наследственного дела № видно, что единственным наследником, принявшим наследство после его смерти, являлась истец Шалыгина (Мукоед) О.В., как родная дочь наследодателя. Иных наследников первой очереди не установлено.
Однако Шалыгина О.В. не может оформить свои наследственные права на спорный гаражный бокс во внесудебном порядке по причине отсутствия правоустанавливающих документов на это имущество, позволяющих нотариусу бесспорно установить принадлежность имущества.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным признать за истцом право собственности на гараж по адресу: <адрес>2, общей площадью 18,6 кв.м., в порядке наследования по закону.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Шалыгиной Ольги Валерьевны удовлетворить.
Признать за Шалыгиной Ольгой Валерьевной право собственности на гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 18,6 кв.м.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 апреля 2021 года.
Судья Т.А. Вербицкая