УИД №
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 ноября 2023 года ст. Вешенская
Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Тютюнникова А.С.,
при секретаре Конкиной Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» в лице Ростовского РФ АО «Россельхозбанк» к ГБУ РО «Центральная районная больница» в Шолоховском районе Ростовской области, третье лицо – АО СК «РСХБ-Страхование», об обязании выдать копию медицинской карты.
установил:
представитель Акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» в лице Ростовского РФ АО «Россельхозбанк» обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» Шолоховского района Ростовской области, третье лицо – АО СК «РСХБ-Страхование», об обязании выдать копию медицинской карты.
В исковом заявлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» в лице Ростовского регионального филиала заключило с В.П.С. соглашение №. ДД.ММ.ГГГГ В.П.С. умер. Обязательства перед Банком по соглашению перестали исполняться. Сумма задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 18707,19 рублей, что подтверждается заявлением на страховую выплату по программе страхования от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве обеспечения кредитного соглашения между АО СК «РСХБ-Страхование» и В.П.С. был заключен договор страхования путем подписания заявления о подключении к программе коллективного страхования заемщиков от несчастных случаев и болезней (Программа №) от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве выгодоприобретателя по указанному договору страхования значится АО «Россельхозбанк». В соответствии с программой, к которой был подключен В.П.С., в перечень документов для разрешения вопроса о страховой выплате в связи со смертью застрахованного лица в результате болезни входит, в том числе, копия выписки из медицинской карты амбулаторного больного, содержащая информацию об имеющихся у застрахованного лица заболеваниях с момента начала ведения медицинской карты до распространения на него действия страхования, копии выписки из истории болезни и посмертного эпикриза. Таким образом медицинская карта позволит установить следующее юридически значимое обстоятельство: дату диагностирования одного из заболеваний при наличии которого выплата страхового возмещения в пользу Банка не производится (п 1. Заявления о присоединении к Программе страхования). ДД.ММ.ГГГГ Банк направлял на имя главного врача МБУЗ «ЦРБ» Шолоховского района Ростовской области запрос о предоставлении подробной выписки из амбулаторной карты В.П.С. с указанием заболеваний, датами их диагностирования и лечения, в том числе стационарного за период с момента начала ведения до ДД.ММ.ГГГГ. В ответ на вышеуказанный запрос лечебное учреждение прислало письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх. 104-13/1823, в котором указало на невозможность предоставления медицинской карты умершего ссылаясь на врачебную тайну, (ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Ответа на указанные запросы не последовало.
Обращаясь к ответчику с заявлением о предоставлении выписки из амбулаторной карты больного АО СК «РСХБ-Страхование» приложило копию заявления В.П.С.. на присоединение к Программе страхования, содержащее его согласие на предоставление сведений, составляющих врачебную тайну. Заемщик В.П.С. умер, исполнение обязательств заемщика по кредитному договору прекратилось. Между Банком и заемщиком заключен договор страхования, однако в связи с отсутствием у Банка заверенной копии выписки из медицинской карты умершего заемщика, по причине отказа ответчика в предоставлении медицинских документов вопрос о страховой выплате до настоящего времени не решен, чем нарушаются права Банка на погашение задолженности по кредиту за счет страхового возмещения. Отказ ответчика считает необоснованным, так как ст. 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» допускает разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, с письменного согласия гражданина, а такое согласие В.П.С. дал при заключении договора страхования.
В связи с чем истец просит суд обязать главного врача в МБУЗ «ЦРБ» Шолоховского района Ростовской области предоставить АО «Россельхозбанк» заверенную копию подробной выписки из медицинской карты амбулаторного больного В.П.С. с указанием заболеваний, датами их диагностирования и лечения вплоть до ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ответчиков расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей 00 копеек.
Представитель истца, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца и направлении в адрес представителя истца копии решения суда.
Представитель ответчика ГБУ «ЦРБ» Фролова Т.Н. в удовлетворении иска просил отказать, так как в связи с врачебной тайной нет оснований для предоставления документов.
Представитель третьего лица – АО СК «РСХБ-Страхование», надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.
В силу п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
В соответствии со ст. 927 ГК РФ, страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Согласно п. 1 ст. 940 ГК РФ договор страхования должен быть заключен в письменной форме.
Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом настоящего пункта документов (п. 2 ст. 940 ГК РФ).
Страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования (п. 3 ст. 940 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Пункт 2 ст. 9 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определяет страховой риск как предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование, а страховой случай - как совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю либо иным лицам.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Акционерным обществом «Российский Сельскохозяйственный банк» в лице Ростовского регионального филиала и В.П.С. заключено соглашение №, по условиям которого Банк предоставил заемщику кредит в сумме 35 000 рублей под 10% годовых на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Банком обязательства выполнены надлежащим образом.
Заемщик В.П.С. при заключении кредитного договора выразил желание быть застрахованным путем присоединения к Программе коллективного страхования заемщиков/созаемщиков в рамках кредитных продуктов, разработанных для пенсионеров, от несчастных случаев и болезней по заключенному между АО «Россельхозбанк» и АО СК «РСХБ-Страхование» договору коллективного страхования.
В соответствии с условиями Программы коллективного страхования заемщиков, страховщиком является АО СК «РСХБ-Страхование», страхователем- АО «Россельхозбанк», застрахованным лицом - заемщик, выгодоприобретателем (по страхованию от несчастных случаев и болезней) - Банк (АО «Россельхозбанк»).
Условиями Программы определен порядок действий сторон при наступлении страхового случая, а также перечень документов, предоставляемых при наступлении события, имеющего признаки страхового случая, в частности в связи со смертью застрахованного лица должна быть предоставлена выписка из медицинской карты амбулаторного больного, содержащая информацию об имеющихся у застрахованного лица с момента начала ведения медицинской карты до распространения на него действия договора страхования профессиональных, общих заболеваниях, злокачественных новообразованиях, в том числе заболеваниях крови (в случае смерти застрахованного лица в результате болезни или естественных причин).
Заемщик В.П.С. умер ДД.ММ.ГГГГ, согласно медицинскому свидетельству о смерти серии № №. Место смерти – <адрес>.
Исполнение обязательств по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ прекратилось.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток задолженности по вышеуказанному кредитному договору составлял 18 707, 19 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ АО «Россельхозбанк» обратилось в АО СК «РСХБ-Страхование» с заявлением на страховую выплату по причине смерти В.П.С., наступившей ДД.ММ.ГГГГ.
Банк обратился в МБУЗ «ЦРБ» Шолоховского района Ростовской области (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) с просьбой предоставить заверенную копию окончательного медицинского свидетельства о смерти или справку о смерти с указанием причины смерти, а также подробную выписку из амбулаторной карты В.П.С. с момента начала ведения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26).
МБУЗ «ЦРБ» Шолоховского района Ростовской области направило письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх. 104-13/1823, в котором указало на невозможность предоставления медицинской карты умершего ссылаясь на врачебную тайну (ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ АО СК «РСХБ-Страхование» сообщено, что с целью выяснения причин и обстоятельств заявленного события необходимо предоставить заверенную печатью выдавшего учреждения копию выписки из медицинской карты амбулаторного больного из лечебного учреждения, с указанием заболеваний, датами их диагностирования и лечения, в том числе, стационарного, за период с момента начала ведения по ДД.ММ.ГГГГ, а также сообщено, что страховщиком самостоятельно направлен запрос в МБУЗ «ЦРБ» Шолоховского района Ростовской области с целью получения вышеуказанной выписки. Ответа на указанный запрос не последовало.
Как указано в п. 8 ст. 10 Закона РФ от 27.11.1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», организации и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять страховщикам по их запросам документы и заключения, связанные с наступлением страхового случая и необходимые для решения вопроса о страховой выплате, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных ч.3 и 4 данной статьи (ч.2); с письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях (ч.3).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 13.01.2020 года № 1-П «По делу о проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в связи с жалобой граждански С. относительно вопроса о доступе к информации о состоянии здоровья умершего, в том числе к его медицинской документации, лица, указанного в информационном добровольном согласии пациента на медицинское вмешательство в качестве лица, которому в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, а также супруга умершего, его близких родственников, а при их отсутствии - иных родственников, указал, что медицинская информация об умерших близких гражданина, как связанная с памятью о дорогих ему людях, может представлять для него не меньшую важность, чем сведения о нем самом. Когда речь идет о смерти человека, не ставится под сомнение реальность страданий членов его семьи. Исходя из этого, медицинским организациям надлежит по требованию супруга (супруги), близких родственников (членов семьи) умершего пациента, лиц, указанных в его информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, предоставлять им для ознакомления медицинские документы умершего пациента.
Во исполнение указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации статья 13 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дополнена частью 3.1, предусматривающей, что после смерти гражданина допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну супругу (супруге), близким родственникам (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам, а также иным лицам, указанным гражданином или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, по их запросу, если гражданин или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну (ч. 3.1 ст.13 введена в действие 02.07.2021 года на основании Федерального закона № 315-ФЗ).
Согласно ст.934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
В силу п.1 ст.961 ГК РФ страхователь по договору имущественного страхования после того, как ему стало известно о наступлении страхового случая, обязан незамедлительно уведомить о его наступлении страховщика или его представителя. Если договором предусмотрен срок и (или) способ уведомления, оно должно быть сделано в условленный срок и указанным в договоре способом.
Такая же обязанность лежит на выгодоприобретателе, которому известно о заключении договора страхования в его пользу, если он намерен воспользоваться правом на страховое возмещение.
Правила, предусмотренные п.1 и 2 настоящей статьи, соответственно применяются к договору личного страхования, если страховым случаем является смерть застрахованного лица или причинение вреда его здоровью. При этом устанавливаемый договором срок уведомления страховщика не может быть менее тридцати дней (п.1 ст.961 ГК РФ).
Как следует из пункта 12 заявления на присоединение к программе страхования №, подписанного М.В.И., последний выразил свое согласие любому лечебному учреждению и/или врачу предоставлять страховщику, банку любые сведения, связанные с ним и составляющие врачебную тайну (любые медицинские документы и/или их заверенные копии) как в связи с оценкой степени страхового риска, так и в связи с событиями, обладающими признаками страхового случая. Данное согласие действует в течение трех лет после прекращения страховщиком обязательств по договору страхования.
Таким образом, В.П.С. при заключении договора страхования было дано письменное согласие на разглашение страховщику и банку связанных с ним сведений, составляющих врачебную тайну.
При этом медицинская документация заемщика необходима истцу для эффективной реализации своих прав на получение страхового возмещения с целью погашения задолженности заемщика по указанному кредитному договору, поэтому непредставление медицинской организацией соответствующей информации затрагивает его права и законные интересы, как выгодоприобретателя при наступлении страхового случая.
В соответствии с основными принципами равенства всех перед законом и судом (ст.6 ГПК РФ), а также осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия (ч.1 ст.12 ГПК РФ), стороны, свободно распоряжаясь как своими субъективными материальными правами, так и процессуальными средствами их защиты, принимают на себя все последствия совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Учитывая изложенное, исследованные судом доказательства в своей совокупности с достоверностью подтверждают доводы истца о том, что он, являясь выгодоприобретателем по договору страхования, является лицом, заинтересованным в получении запрашиваемой медицинской документации, согласие на получение которой дано заемщиком в установленной форме, в связи с чем исковые требования о возложении на ответчика соответствующей обязанности являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии с требованиями вышеуказанных положений действующего процессуального законодательства с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
иск Акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» в лице Ростовского РФ АО «Россельхозбанк» (ИНН 7725114488) к ГБУ РО «Центральная районная больница» в Шолоховском районе Ростовской области (ИНН 6139003632), третье лицо – АО СК «РСХБ-Страхование», об обязании выдать копию медицинской карты – удовлетворить.
Обязать ГБУ РО «Центральная районная больница» в Шолоховском районе Ростовской области предоставить Акционерному обществу «Российский сельскохозяйственный банк» в лице Ростовского РФ АО «Россельхозбанк» заверенную копию подробной выписки из медицинской карты амбулаторного больного В.П.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, с указанием заболеваний, датами их диагностирования и лечения вплоть до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГБУ РО «Центральная районная больница» в Шолоховском районе Ростовской области в пользу Акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» судебные расходы в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в течение месяца.
Судья А.С. Тютюнников
Мотивированное решение суда изготовлено 03.11.2023.