Дело № 2-1239/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 июля 2023 года город Лаишево
Лаишевский районный суд Республики Татарстан
в составе председательствующего судьи Мансурова А.А.,
при секретаре судебного заседания Шаметкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <адрес> к Муниципальному учреждению Исполнительный комитет Н. сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан об обязании устранить нарушения путем создания мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по <адрес> (далее также – истец) обратилось в суд с иском к Муниципальному учреждению Исполнительный комитет Н. сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее также – ответчик) об обязании устранить нарушения путем создания мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов, при этом просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения путем создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> муниципального района Республики Татарстан в соответствии с требованиями статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 3, 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В обоснование требований указано, что в Лаишевский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> (далее по тексту - Ланшевский ТО) ДД.ММ.ГГГГ поступила коллективная жалоба жителей д. Татарский К. Н. сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в части отсутствия в деревне контейнерной площадки для накопления отходов.
К данной жалобе были приложены копия коллективного обращения в отдел строительства, ЖКХ и учета жилого фонда Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ, руководителю Исполнительного комитета <данные изъяты> (далее по тексту - ИК Н. СП) от ДД.ММ.ГГГГ; ответ руководители Н. сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ, а также ответ ООО «УК ПЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения, указанные в коллективном обращении жителей д. Татарский К. об отсутствии в деревне контейнерной площадки для накопления отходов приводят к нарушениям требований п. 3 раздела II СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в связи с чем в адрес ИК Н. СП было направлено предостережение от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в Лаишевский ТО через прокуратуру Республики Татарстан поступило повторное коллективное обращение жителей д. Татарский К. об отсутствии в деревне контейнерной площадки для накопления отходов. К жалобе приложен также ответ прокурора <адрес>, в котором имеются сведения о внесении в адрес руководителя ИК Н. СП представления об устранении нарушений закона.
По итогам рассмотрения данного обращения, а адрес ИП Н. СП было направлено повторное предостережение от ДД.ММ.ГГГГ.
В ответ на предостережение поступил ответ руководителя ИК Н. СП от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в настоящее время ведутся работы по оформлению земельного участка и что работы по строительству контейнерной площадки завершатся до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запрос от ИК Н. СП в целях оценки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> в Лаишевский ТО не поступал, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии принятия действенных мер со стороны ИП Н. СП по созданию места накопления твердых коммунальных отходов.
На момент предъявления настоящего искового заявления указанные требования по соблюдению санитарных правил не исполнены, доказательства устранения выявленных нарушений ответчиком не представлены.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен. Письменно просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен. Каких-либо ходатайств не поступило.
Изучив исковые требования и их основания, исследовав содержание доводов сторон, оценив доказательства в их совокупности и установив нормы права, подлежащие применению в данном деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 18 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесены к вопросам местного значения городского поселения.
При этом, в соответствий с частью 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - Ф3 «0б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросам местного значения муниципальных районов.
Согласно пункту 14 ст. 5 новой редакции Положений Устава муниципального образования <адрес> <адрес>", принятое решением Совета Нармовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения Поселения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 49 Устава, данные полномочия возложены на ИК Н. CП.
Общие требования к местам (площадкам) накопления отходов изложены в статье 13.4 Федерального закона №-Ф3, согласно которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований; органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации; правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отколов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены «Правила обустройств мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее по тексту – Правила).
Согласно п. 3 Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены санитарные правила и нормы СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21).
Настоящие санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты) (п. 1).
Согласно п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами 1 должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за переделы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Согласно п. 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет се соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 10 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона №-Ф3 индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Материалами дела установлено, что анализ Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - Реестр), расположенных на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан показал, что ИК Н. СП места накопления твердых коммунальных отходов для населения д. Татарский К. Н. сельского поселения не определены, вследствие чего жители деревни вынуждены свозить коммунальные отходы на расстояние около 4 км.
По результатам рассмотрения двух коллективных обращений и анализа Реестра установлено, что ответчиком на день подачи искового заявления, меры по устранению нарушений требований статьи 13.4. Федерального закона №-Ф3, Правил №, п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 не приняты.
Выявленное в деятельности органа местного самоуправления бездействие не обеспечивает защиту гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории поселения.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
Согласно п. 2 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, ст. 128 ГК РФ относит нематериальные блага к объектам гражданских прав, а п. 1 и п. 2 ст. 150 ГК РФ закрепляют, что нематериальные блага, к которым относятся жизнь и здоровье, защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Статья 12 ГК РФ предусматривает защиту гражданских прав, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, путем возмещения убытков, а также компенсации морального вреда.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в соответствии со ст. 1 Федерального закона №-Ф3 - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие се факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.
Кроме того, Федеральный закон №-Ф3 обеспечивает следующие гарантии:
- граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст.8);
- содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21);
- отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст. 22).
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по <адрес> (Татарстан) - территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Согласно п. 1, п. 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. В соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, утвержденного приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (Татарстан) предъявляет иск в защиту неопределенного круга лиц, так как заявленные требования касаются не только той части лиц, которые уже являются сотрудниками данного учреждения, но и тех граждан, которые могут стать таковыми.
Оспариваемые действия ответчика. Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом, определить конкретно каждого гражданина не представляется возможным.
Санитарные правила распространяются на граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Указанные выше нарушения действующего законодательства создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а потому исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение Исполнительный комитет Н. сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения путем создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> в соответствии с требованиями статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 3, 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Лаишевский районный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Мансуров
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и направлено сторонам.