№ 2-1506/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сибай 01 декабря 2022 года
Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Суфьяновой Л.Х.
при секретаре судебного заседания Смирновой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гаиткулова Р.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда по Республике Башкортостан о возложении обязанности назначить страховую пенсию и произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Гаиткулов Р.В. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ – Отделение Пенсионного фонда по Республике Башкортостан (далее ГУ-ОПФ по РБ) о возложении обязанности назначить страховую пенсию и произвести перерасчет по старости. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». ДД.ММ.ГГГГ принято решение № об отказе в назначении пенсии, сославшись на отсутствие права на установление пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа (15 лет) осуществления работы в районах Крайнего Севера, с учетом положений, предусмотренных приложением № к ФЗ и при наличии 25 лет страхового стажа. На ДД.ММ.ГГГГ ему был насчитан стаж работы в районах Крайнего Севера кпродолжительностью 7 лет 9 месяцев 9 дней. Решением Сибайского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что его специальный стаж в районах Крайнего Севера, с учетом включенного судом спорного периода работы последнего, составляет 8 лет 2 месяца 24 дня, что недостаточно для назначения пенсии в момент обращения за ней ДД.ММ.ГГГГ, так как заявитель не достиг соответствующего возраста при стаже работы 8 лет 2 месяца 24 дня. Однако, такого возраста он достиг ДД.ММ.ГГГГ, в день когда ему исполнилось 58 лет, в связи с чем обратился в пенсионный фонд в апреле 2022 года и просил назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Им получено уведомление, в котором у него было затребовано решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, а также указано, что в случае представления этого документа до ДД.ММ.ГГГГ, датой (днем) обращения за пенсией будет считаться ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что решение о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, а не с даты возникновения права на пенсию, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, ему надлежит назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, а также ответчик обязан произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за 7 месяцев до ДД.ММ.ГГГГ (дата назначения пенсии).
В судебном заседании истец Гаиткулов Р.В., представитель ответчика ГУ-ОПФ по РБ участие не принимали, уведомлены надлежаще, что в силу положений ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гаиткулов Р.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-ОПФ по РБ от ДД.ММ.ГГГГ № Гаиткулову Р.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 9 лет и не соблюдение срока обращения для реализации права.
Решением Сибайского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы Гаиткулов Р.В., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» включены периоды работы в качестве машиниста экскаватора ООО «Ямалмеханизация» ДД.ММ.ГГГГ (01дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (31дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15дн.), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (30дн.), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (31дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (17дн.), с. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06дн). В иной части требований было отказано.
Также судом было отказано в удовлетворении требований о назначении пенсии с момента обращения в пенсионный орган с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истец пожелал выйти на пенсию с понижением возраста в 57,6 лет при неполном льготном стаже работы на Крайнем Севере. При этом было указано, что поскольку, с учетом включенных ответчиком периодов работы в районах Крайнего Севера 7 лет 9 месяцев 9 дней и периодов работы в районах Крайнего Севера, включенных судом 5 месяцев 15 дней, специальный стаж истца составил 8 лет 2 месяца 24 дня, оснований для назначения Гаиткулову Р.В. досрочной страховой пенсии с момента обращения (с ДД.ММ.ГГГГ) за ней не имеется.
При обращении Гаиткулова Р.В. в пенсионный орган с решением Сибайского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж работы в районах Крайнего Севера был подсчитан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и с учетом включенных судом периодов работы составил 9 лет 2 дня, что дало право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по достижении возраста 57 лет, которых истец достиг ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, с учетом переходных положений ч. 3 ст. 10 Закона № 350-ФЗ, истцу назначена досрочная страховая пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ (9 лет работы в районах Крайнего Севера - право в 57 лет на ДД.ММ.ГГГГ + 1 год 6 месяцев - отложенное право).
Обращаясь в суд с данным иском, истец полагал, что при достижении возраста 58 лет (ДД.ММ.ГГГГ) имел право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Также истец полагал, что повторного обращения в пенсионный орган по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости не требуется.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 2920-О, от 24 апреля 2018 года № 948-О).
Из части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).
В силу пункта 19 Правил № 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.
До вступления в силу судебного акта Сибайского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ истец из-за необоснованного невключения ему пенсионным органом в специальный стаж периодов работы фактически был лишен возможности реализовать свое право на назначение досрочной страховой пенсии с момента его возникновения.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что поскольку на день обращения с заявлением о назначении страховой пенсии ДД.ММ.ГГГГ у истца отсутствовал требуемый специальный стаж, то оснований для назначения ему пенсии у ответчика не имелось. Автоматически, по наступлении необходимого возраста Гаиткулову Р.В. 58 лет, пенсия не могла быть назначена, поскольку с заявлением о назначении пенсии, после возникновения права он не обращался. Истец обратился за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ, однако и на указанную дату все необходимые условия для назначения пенсии Гаиткулову Р.В. не имелись (возраст и стаж).
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Истец, достигший ДД.ММ.ГГГГ возраста 58 лет, имеет право на страховую пенсию по старости с учетом правил, установленных п. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» с ДД.ММ.ГГГГ, то есть по достижении возраста 58 лет и 6 месяцев.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 данного Закона.
Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии. При этом установленные нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные отношения, механизм и порядок перерасчета размера пенсии в сторону увеличения не предусматривают перерасчет размера пенсии за период, предшествовавший обращению гражданина за таким перерасчетом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Гаиткулова Р.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда по Республике Башкортостан о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости и произвести перерасчет – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда по Республике Башкортостан назначить Гаиткулову Р.В. (<данные изъяты>) досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований Гаиткулова Р.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда по Республике Башкортостан о возложении обязанности произвести перерасчет– отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Сибайский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Л.Х.Суфьянова
Подлинник решения находится в деле №2-1506/2022 Сибайского городского суда РБ.
Уникальный идентификатор дела 03RS0016-01-2022-002257-67