Дело №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2020 г. ...
<...> городской суд <...>
в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.
при помощнике судьи Егоровой Н.Г.,
с участием истца Романко А.В., представителя ответчика Братышевой И.Г., представителя третьего лица Сухова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романко А.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <...> (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды работы в льготный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии, и о назначении досрочной пенсии,
установил:
Иск предъявлен по тем основаниям, что решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе <...> (межрайонное) №... от 11.11.2019 в специальный стаж в льготном исчислении не был зачтен период работы истца в должности медицинской сестры в гинекологическом отделении ГБУЗ «<...> ЦРБ» с 01.03.1990 по 13.01.1991, в связи с чем ответчиком было отказано истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости. С данным решением истец не согласна, поскольку в спорный период времени медицинские сестры в гинекологическом отделении участвовали в операциях и были приравнены к операционным медицинским сестрам хирургического профиля. В связи с этим истец просила суд обязать ответчика включить указанный период работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении, исходя из расчета один год работы как 1 год 6 месяцев работы, и обязать назначить пенсию с 25.09.2019.
Определением <...> городского суда <...> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ «<...> ЦРБ».
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что поскольку она работала по хирургическому профилю, участвовала в операциях, то имеет право на зачет спорного периода в общей сложности как 1 год и 6 месяцев.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на то обстоятельство, что в спорный период работы истца действующее на тот момент законодательство не предусматривало возможности льготного исчисления стажа. В настоящее время льготное исчисление стажа предусмотрено только в отношении операционных медицинских сестер, к которым истец не относилась. Истцом не доказано, что она принимала участие в операциях, выполняла работу операционной медицинской сестры. Кроме того, пояснила, что включение спорного периода в льготный стаж давало бы истцу право на назначение пенсии только с 03.10.2019.
Представитель третьего лица оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, обозрев материалы выплатного дела, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Романко А.В., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, обратилась к ответчику с заявлением от 20.09.2019 о назначении пенсии.
Решением Управления Пенсионного фонда в <...> (межрайонное) от 11.11.2019 №... Романко А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. По результатам документальной проверки достоверности стажа на соответствующих видах работ ответчик пришел к выводу, что на основании представленных документов стаж работы, дающий право на страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 19.09.2019 составляет 30 лет 00 месяцев 11 дней. С учетом положений Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ право выхода на страховую пенсию по старости у Романко А.В. отсутствует. Право возникает 09.03.2020. Ответчик при подсчете специального стажа в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев не включил период работы истца с 01.03.1990 по 13.01.1991 в качестве медицинской сестры в гинекологическом отделении <...> центральной районной больницы.
Из представленных суду документов, трудовой книжки истца усматривается, что Романко А.В. после окончания <...> медицинского училища с 03.07.1989 принята на должность медсестры поста новорожденных в детское отделение <...> центральной районной больницы. С 01.03.1990 была переведена на должность медицинской сестры в гинекологическое отделение. 24.01.1991 переведена на должность медсестры в стерилизационное отделение. 14.10.1991 уволена по собственному желанию.
Как пояснила истец, в спорный период она работала медицинской сестрой на посту в гинекологическом отделении, относящемся к отделению хирургического профиля, готовила пациентов к операциям, участвовала в них в случае отсутствия операционной медицинской сестры, которая не работала в ночное время, а операции случались и экстренно в ночное время. Операционные дни были 2 раза в неделю. Истец ассистировала врачу во время операций, осуществляла послеоперационный уход за пациентами.
Свидетель Потапова Е.Т. пояснила суду, что она работала в ГБУЗ «<...> ЦРБ» в должности операционной медицинской сестры гинекологического отделения. Вместе с ней работала истец в должности постовой медицинской сестры в 1990-1991 годах. Истец работала на посту, ассистировала в операционной врачу, утром осуществляла обход пациентов с врачом, делала инъекции пациентам. В обязанности операционной медицинской сестры входила подготовка к операции пациента, операционных инструментов, уборка операционной. У постовой медицинской сестры были свои обязанности, она осуществляла послеоперационный уход, меняла повязки, делала инъекции, измеряла температуру и давление. участвовала в проведении операций, подготавливала пациентов к операциям, осуществляла уход за ними после операций.
Свидетель Федорова Т.А. пояснила, что работала в гинекологическом отделении ГБУЗ «<...> ЦРБ» с 1986 года по 1996 год в должности старшей медицинской сестры. Истец работала постовой медицинской сестрой, обслуживала больных, помогала в операционной на абортах. В штате также имелась операционная медицинская сестра, которая работала с медицинским инструментом, осуществляла подготовку к операции.
При документальных доказательств, свидетельствующих о выполнении истцом обязанностей операционной медицинской сестры, об участии в операциях, не представлено.
Из штатного расписания за 1989-1990 годы усматривается, что в гинекологическом отделении предусматривались должности старшей медицинской сестры, медицинской сестры, младшей медицинской сестры (санитарки палатной). В штатном расписании за 1991 год были предусмотрены должности старшей медицинской сестры, медицинской сестры палатной, медицинской сестры операционной. Представленные в материалы дела документы не свидетельствуют о том, что истец совмещала должность медицинской сестры с должностью операционной медицинской сестры.
Из должностной инструкции медицинской сестры палатной гинекологического отделения ГБУЗ «<...> ЦРБ», утвержденной в 2012 году, на которую ссылается истец, следует, что помимо прочего медицинская сестра проводит подготовку пациента к операции, в зависимости от ее срочности, ассистирует врачу при проведении диагностических и лечебных манипуляционных процедур, малых операции.
Должностной инструкции за спорный период работы истца не представлено.
Таким образом, доказательств того, что истец постоянно была занята работой в должности операционной медицинской сестры и фактически постоянно в течение полного рабочего дня выполняла обязанности операционной медицинской сестры, не представлено. Эпизодическое привлечение истца к исполнению обязанностей операционной медицинской сестры, на что ссылается истец, не дает право на льготное исчисление стажа, предусмотренного для операционных медицинских сестер. Тождественность должностей медицинской сестры (постовой медицинской сестры) и операционной медицинской сестры не установлена.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
На основании ст. 7 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, пунктах 19-21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем на шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Список должностей и учреждений, и правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 Списка право на досрочное назначение страховой пенсии дает работа в больницах медицинской сестрой, медицинской сестрой палатной (постовой).
Согласно пункту 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта.
В соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, являющимся приложением к настоящим Правилам, право на льготное исчисление стажа из расчета один год работы за один год и шесть месяцев имеют операционные медицинские сестры отделений хирургического профиля стационаров учреждений, которое относится к отделениям хирургического профиля.
Приказом Минздрава СССР от 29.10.1983 № 1495 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций» в структуре учреждений здравоохранения отдельно предусмотрены отделения хирургического профиля - родовое, акушерское, физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое.
Таким образом, гинекологическое отделение <...> центральной районной больницы, в котором работала истец в спорный период в должности медицинской сестры, относится к отделениям хирургического профиля.
Вместе с тем, Список, утвержденный Постановлением от 29.10.2002 № 781, применяется за периоды работы с 01.11.1999 по 31.12.2001.
Пунктом 3 Постановления № 1066 Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
При этом данный документ применяется при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, то есть для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
К периодам работы до 01.01.1992, то есть к спорному периоду работы истца, применяются правила исчисления специального стажа, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 (утратило силу с 1 октября 1993 г.), а также утвержденный данным постановлением перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»).
В данный перечень включены врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности; дезинфекционные инструкторы.
Указано, что пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначать врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках), и не менее 30 лет в городах.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, которое подлежит применению в данном случае, работа засчитывалась календарно - 1 год работы за 1 год работы, поскольку иное из данного документа не следует. Льготное исчисление стажа за спорный период работы действовавшим законодательством не было предусмотрено.
По изложенным основаниям спорный период работы истца не подлежит льготному исчислению, следовательно, в удовлетворении данной части исковых требований следует отказать.
Поскольку право выхода на страховую пенсию по старости у истца еще не наступило, в удовлетворении исковых требований Романко А.В. о назначении пенсии с 25.09.2019 следует отказать.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Романко А.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья М.А. Ронгонен
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ изготовлено ХХ.ХХ.ХХ..