Дело №2-1919/2023
.....
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2023 года |
город Северодвинск |
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего по делу судьи Кочиной Ж.С.,
при секретаре судебного заседания Роноевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда гражданское дело по иску Квашниной ФИО6 к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты,
установил:
Квашнина В.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при сокращении с должности в общем размере 220 107 рублей 13 копеек, компенсации за задержку выплаты в общем размере 7 697 рублей 2 копейки, что указано в представленном расчете.
В обоснование указала, что истец проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России №9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. В период с 30.05.2022 по 03.07.2022, с 25.07.2022 по 26.08.2022она находилась в оплачиваемых отпусках. Приказом работодателя от 14.11.2022 ее служебный контракт был расторгнут в связи с сокращением занимаемой должности с 25.11.2022. При увольнении ей была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 160084 рубля 88 копеек. В период прохождения службы у ответчика ей регулярно выплачивались премии в виде средств материального стимулирования и ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, которые относятся к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Однако при исчислении месячного денежного содержания и расчете оплаты отпусков и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении указанные стимулирующие выплаты ответчиком учтены не были. В связи с этим у работодателя перед ней образовалась задолженность по выплате денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
В судебное заседание истец не явился, ответчик представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещены, представитель истца на иске настаивал.
Представитель истца на удовлетворении требований настаивал по основаниям и доводам, указанным в иске.
В соответствии со ст.167 ГПКРФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что истец с 01.08.2005 проходила службу в налоговых органах. Приказом начальника Межрайонной ИФНС России №9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 14.11.2022 служебный контракт с истцом расторгнут в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В период прохождения службы у ответчика истцу регулярно выплачивались премии в виде средств материального стимулирования и ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда. Обращаясь в суд, истец полагает, что указанные стимулирующие выплаты подлежат учету при расчете среднего месячного заработка истца, используемого при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск и перерасчете четырехмесячного денежного содержания при увольнении.
В соответствии со ст.11 ТКРФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии с частями1 и 13 ст.46 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Судом установлено, что истцу были предоставлены оплачиваемые отпуска в период с 30.05.2022 по 03.07.2022, с 25.07.2022 по 26.08.2022, кроме того, при увольнении истцу была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск и четырехмесячное денежное содержание при увольнении 25.11.2022.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
В силу п.4 ч.1 ст.14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч.1 ст.50).
В соответствии с ч.2 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно ч.5 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В силу ч.10 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
До 01.01.2023 порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, определялся Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации .....
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п.6 указанных Правил, согласно которому при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В подпунктах «а» - «г» п.2 Правил перечислены ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение, а в подпунктах «д» - «ж» п.2 Правил – премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, не упомянуты в п.2 Правил.
Положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в ст.51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», частью 2 которой предусмотрено, что при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих предусматриваются средства для выплаты оклада месячного денежного содержания гражданских служащих и дополнительных выплат.
В соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонды оплаты труда формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента); 2) выплаты повышенного денежного содержания; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
В силу пунктов 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от .....О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (действовавших в период спорных отношений и утративших силу с 01.01.2023) фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, следовательно суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы в соответствии с приказами работодателя, должны учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсации за неиспользованный отпуск.
Данный вывод согласуется с положениями ч.3 ст.51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по смыслу которых фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно расчету истца размер невыплаченного денежного содержания по спорному периоду составляет: компенсация по отпуску за период 30.05.2022 по 03.07.2022 – 36 656 рублей 08 копеек, 33353 рубля 10 копеек компенсация по отпуску за период с 25.07.2022 по 26.08.2022, 13049 рублей 95 копеек – компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, 137048 рублей - четырехмесячное денежное содержание.
Представленный ответчиком контррасчет невыплаченных сумм соответствует расчету истца.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным руководствоваться расчетом истца.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России №9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России №9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, утвержденного приказом начальника Межрайонной ИФНС России №9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ....., премирование федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России №9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Межрайонную ИФНС России №9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Таким образом, критерием премирования выступает выполнение особо важных и сложных заданий, связанных выполнением задач налогового органа, премирование выполняет стимулирующую функцию и непосредственно связано с выполнением гражданским служащим своих служебных обязанностей.
Иных премий, кроме премий за выполнение особо важных и сложных заданий у ответчика не предусмотрено, доказательств того, что разовые премии выплачивались истцу на основании иного закона или иного нормативного правового акта, в материалы дела не представлено.
Согласно п.6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации ..... при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
Поскольку расчеты истца выполнены с учетом выплаченных премий за выполнение особо важных и сложных заданий и сумм материальной помощи, которые необоснованно не учтены ответчиком, суд признает правильными расчеты истца и полагает необходимым руководствоваться ими при определении невыплаченного денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках.
В соответствии со ст.236 ТКРФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В соответствии с ч.10 ст.46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
Денежная компенсация за все неиспользованные отпуска выплачивается гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы (ч.13 ст.46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Суд полагает, что расчет процентов произведен истцом верно, в порядке ст.236 ТК РФ подлежит взысканию 7 697 рублей 22 копейки. Срок выплаты отпускных установлен не позднее чем за три календарных дня до начала отпуска. Если день выплаты совпал с выходным или нерабочим праздничным днем, выплатить отпускные не позднее, чем накануне этого дня (ч. 9 ст. 136 ТК РФ).
А именно, проценты по ст. 236 ТК РФ по компенсации по отпуску за период 30.05.2022 по 03.07.2022, исчисленной от суммы 36 656 рублей 08 копеек подлежат взысканию в размере 4007 рублей 73 копейки за период с 30.05.2022 по 12.12.2022. Проценты в порядке ст. 236 ТК РФ от суммы 33 353 рубля 10 копеек компенсации по отпуску за период с 25.07.2022 по 26.08.2022 подлежат взысканию в размере 2413 рублей 66 копеек за период с 25.07.2022 по 12.12.2022. От суммы 13 049 рублей 95 копеек – компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении проценты подлежат взысканию в размере 110 рублей 92 копейки за период с 26.11.2022 по 12.12.2022, от суммы 137 048 рублей - четырехмесячное денежное содержание проценты рассчитаны верно за период с 26.11.2022 по 12.12.2022 в размере 1164 рубля 91 копейки.
На основании изложенного суд принимает решение о удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ,
решил:
Иск Квашниной ФИО7 (.....) к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (.....) о взыскании денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации по выплаченному денежному содержанию, компенсации за задержку выплат удовлетворить.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Квашниной ФИО8 компенсацию по отпуску за период с 30.05.2022 по 03.07.2022 в размере 36 656 рублей 08 копеек, 33 353 рубля 10 копеек компенсацию по отпуску за период с 25.07.2022 по 26.08.2022, 13 049 рублей 95 копеек компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении, 137 048 рублей - четырехмесячное денежное содержание, проценты, исчисленные по ст. 236 ТК РФ по отпуску в количестве 34 дней за период с 30.05.2022 по 03.07.2022 в размере 4 007 рублей 73 копейки за период с 30.05.2022 по 12.12.2022, проценты за период с 25.07.2022 по 26.08.2022 в размере 2 413 рублей 66 копеек по отпуску 33 дня в период с 25.07.2022 по 26.08.2022, проценты при невыплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 110 рублей 92 копейки за период с 26.11.2022 по 12.12.2022, проценты за период с 26.11.2022 по 12.12.2022 в размере 1 164 рубля 91 копейки, всего взыскать 227804 (двести двадцать семь тысяч восемьсот четыре) рубля 35 копеек.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий |
Ж.С. Кочина |
В окончательной форме решение составлено 25.04.2023