Дело № 2-1369/2023
УИД 23RS0043-01-2023-001570-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 24 октября 2023 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Кучуковой Н.В.,
при секретаре Малахове А.С.,
с участием:
прокурора Ермолаева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании оружия, бесхозяйным и подлежащим утилизации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приморско-Ахтарского района, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края с заявлением о признании оружия бесхозяйным и подлежащим утилизации, мотивируя его тем, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района проведена проверка исполнения законодательства об оружии, в ходе которой установлено следующее.
В ходе проведения сверки, совместно с отделением ЛЛР по Приморско-Ахтарскому району установлено, что в тыловом подразделении Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время находится на ответственном хранении одноствольное охотничье оружие, марки «<данные изъяты>», <данные изъяты>, №, которое изъято из незаконного оборота в рамках рассмотрения материалов о незаконном хранении, передаче, изготовлении, сбыте охотничьего гладкоствольное оружия.
Указанное оружие ранее помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району, а, впоследствии, на склад вооружения Главного управления Роствардии по Краснодарскому краю, по адресу: <адрес>, где и хранится в настоящее время.
Оружие в течение продолжительного времени находится в комнате хранения оружия. При этом бремя содержания оружия легло на Главное управление Росгвардии по Краснодарскому краю.
Хранение оружия требует определенных затрат, в частности, по поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярного технического ухода и т.д.
Учитывая, что собственники изъятого из незаконного оборота оружия, находящегося на хранении в подразделении Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю, неизвестны, данные предметы имеют признаки бесхозяйного имущества, в связи с чем подлежат уничтожению.
Поэтому прокурор Приморско-Ахтарского района просит суд: признать бесхозяйным одноствольное охотничье оружие, марки «<данные изъяты>», <данные изъяты>, №.
Разрешить Главному управлению Росгвардии по Краснодарскому краю утилизировать одноствольное охотничье оружие, марки «<данные изъяты>, №, на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
В судебном заседании заместитель прокурора Приморско-Ахтарского района Ермолаев В.А. заявление поддержал в полном объеме и просил суд его удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц - ГУ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Краснодарскому краю в лице Отделения ЛРР (по Приморско-Ахтарскому району) ГУ Росгвардии по Краснодарскому краю, ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району - в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом. О причинах уважительности своей неявки суду не пояснили. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, находит заявление прокурора Приморско-Ахтарского района, подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что Прокуратурой Приморско-Ахтарского района проведена проверка исполнения законодательства об оружии, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В то же время, ст. 55 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности; здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В этих целях государством ограничен оборот оружия в Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон № 150-ФЗ), согласно которому право граждан на приобретение оружия, его хранение и ношение ограниченно соблюдением ряда условий, в том числе обязательным наличием лицензии на приобретение конкретного вида оружия, разрешения на хранение и ношение оружия, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Согласно положениям ч. 1 ст. 28 Закона № 150-ФЗ контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами проводится изъятие оружия и патронов к нему в случаях нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 27 Закона № 150-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборото способности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению (п. 2 ст. 129 ГК РФ).
К таким объектам, в частности, относится и оружие, владение которым предполагает выполнение определенных требований, предусмотренных Законом № 150-ФЗ, Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814, и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ходе проведения сверки, совместно с отделением ЛЛР по Приморско-Ахтарскому району установлено, что в тыловом подразделении Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время находится на ответственном хранении одноствольное охотничье оружие марки «<данные изъяты>, №, которое изъято из незаконного оборота в рамках рассмотрения материалов о незаконном хранении, передаче, изготовлении, сбыте охотничьего гладкоствольное оружия.
Указанное оружие ранее помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району, а, впоследствии, на склад вооружения Главного управления Роствардии по Краснодарскому краю, по адресу: <адрес>, где и хранится в настоящее время.
Оружие в течение продолжительного времени находится в комнате хранения оружия. При этом бремя содержания оружия легло на Главное управление Росгвардии по Краснодарскому краю.
Хранение оружия требует определенных затрат, в частности, по поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярного технического ухода и т.д.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
При этом в силу положений ст. 236 ГК РФ отказ собственника от права собственности и принадлежащее ему имущество может быть осуществлен путем прямого объявления об этом либо путем совершения других действий предельно свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Территориальным органом федерального органа исполнительной власти уполномоченного в сфере оборота оружия, такое бездействие расценивается как отказ от права собственности в отношении названного оружия. Отказ собственника от права собственности на принадлежащее ему имущество в соответствии со ст. 235 ГК РФ является основанием для прекращения на него права собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 226 ГК РФ, а именно брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Учитывая, что собственники изъятого из незаконного оборота оружия, находящегося на хранении в подразделении Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю неизвестны, данные предметы имеют признаки бесхозяйного имущества, в связи с чем подлежат уничтожению.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма в Российской Федерации.
Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля за таким оружием, что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу, государству.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации вправе обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Приморско-Ахтарского района, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании оружия бесхозяйным и подлежащим утилизации, является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании оружия, бесхозяйным и подлежащим утилизации, удовлетворить.
Признать бесхозяйным одноствольное охотничье оружие, марки «ДД.ММ.ГГГГ, №.
Разрешить Главному управлению Росгвардии по Краснодарскому краю утилизировать одноствольное охотничье оружие, марки ДД.ММ.ГГГГ, №, на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено: 31.10.2023
Судья
Приморско-Ахтарского
районного суда Н.В.Кучукова