УИД 10RS0017-01-2019-001465-33
Дело №2-100/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 февраля 2020 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасименко И.О. к Герасименко К.О., Герасименко М.Н., Хазиной Ж.Н. о восстановлении рока принятия наследства,
установил:
Герасименко И.О. обратилась в суд с иском к ответчикам о восстановлении срока для принятия наследства, оставшегося после смерти бабушки Герасименко Тамары Ивановны, умершей 26.05.2016, ссылаясь на то, что она является наследником по праву представления после смерти отца в соответствии со ст. 1146 ГК РФ. После смерти Герасименко Т.И. открылось наследство, состоящее из квартиры, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>. В установленный шестимесячный срок истица не приняла наследство, так как на протяжении многих лет страдает тяжелом хроническим заболеванием, постоянно находится на стационарном лечении в Республиканской больнице. Также указала на то, что в период с 2011 по 2018 годы проживала в г. Петрозаводске, состояние здоровья не позволяло приехать в г. Сортавала, чтобы обратиться к нотариусу и оформить наследство. Истица просит признать причину пропуска срока принятия наследства уважительной и восстановить ей срок для принятия наследства после смерти Герасименко Т.И.
В судебном заседании истица Герасименко И.О. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении, дополнив, что о дне смерти бабушки она была извещена сразу, на похоронах не присутствовала, с письменным заявлением о вступлении в наследство к нотариусу не обращалась. Просит восстановить ей срок для принятия наследства, так как пропустила установленный законом срок по уважительной причине в связи с болезнью и проживанием в другом городе.
Ответчики: Герасименко К.О., Герасименко М.Н., Хазина Ж.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в суд не представили.
Третье лицо нотариус округа Сортавала Кежаева Л.Е. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Герасименко Т.И., <Дата обезличена> года рождения умерла <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>, о чем сделана актовая запись <Номер обезличен> от 27.05.2016 отделом ЗАГС г. Сортавалы Управления ЗАГС Республики Карелия Российской Федерации.
Факт родственных отношений истца с наследодателем подтверждается свидетельством о рождении, свидетельством о заключении брака умершей.
После смерти Герасименко Т.И. осталась наследство, которое состоит из 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен> и денежные вклады.
Из представленного наследственного дела открытого нотариусом округа г. Сортавала к наследственному имуществу Герасименко Т.И., следует, что с заявлениями о вступлении в наследство после смерти Герасименко Т.И. обратились: 02.09.2016 Герасименко М.Н. - сын наследодателя, 02.08.2016 Плескачева М.Н. - дочь наследодателя, 02.09.2016 Хазина Ж.Н. – дочь наследодателя, Герасименко К.О. - внучка наследодателя.
29.11.2016 свидетельство о праве на наследство получила Хазина Ж.Н., Плескачева М.Н., Герасименко М.Н., 16 января 2017 года свидетельство о праве на наследство получила Герасименко К.О.
Право наследования, гарантированное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации, включает в себя, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 января 1996 года N 1-П, право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти и право наследников на его получение; в совокупности двух названных правомочий это право вытекает и из статьи 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы наследования. Вместе с тем, статья 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации не провозглашает абсолютной свободы наследования - как и некоторые другие права и свободы, она может быть ограничена федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в конституционно значимых целях, и при условии, что соответствующее ограничение носит обоснованный и соразмерный характер.
Статьей 1111 ГК РФ установлено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно статье 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства (статья 1116 ГК РФ).
По общему правилу, установленному статьей 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.
Открытие наследства представляет собой юридическое состояние имущества умершего гражданина, являющееся неотъемлемым свойством наследственного правопреемства. Юридическим фактом, вызывающим открытие наследства, признается смерть гражданина или объявление его судом умершим.
Факт смерти гражданина приводит к открытию наследства, обусловливает открытие наследства, но сам по себе открытием наследства не является.
Таким образом, открытие наследства означает наделение имущественной совокупности прав и обязанностей умершего гражданина юридическими свойствами наследуемой имущественной массы, предназначенной для приобретения новыми правообладателями в порядке наследственного правопреемства. Основанием открытия наследства закон признает смерть гражданина.
Согласно ч.1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Статья 1155 ГК РФ регулирует основания и последствия принятия наследства за пределами сроков, установленных статьей 1154 вышеуказанного кодекса.
Согласно данной норме, по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154 ГК РФ), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
При рассмотрении настоящего спора суд принимает во внимание положения подп. «а» п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», согласно разъяснениям которого требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (ст. 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.
В срок, предусмотренный законом, истица с заявлением о принятия наследства не обратилась.
Герасименко И.О. знала об открытии наследства на день смерти наследодателя, потому как была сразу же извещена о смерти Герасименко Т.И., что указано самим истцом.
Болезнь истца в период с 07.10.2015 по 09.10.2015, с 09.11.2015 по 11.11.2015, с 16.12.2015 по 17.12.2015, а также с 19.09.2019 по 30.09.2019, учитывая, что наследодатель умер 26.05.2016, не лишала его возможности обратиться за защитой наследственных прав, так как при наличии должной заинтересованности в получении наследства он имел реальную возможность заявить соответствующие требования в пределах установленного законом срока, в том числе и подачи заявления посредством почтовой и иного вида связи.
Кроме того, суд принимает во внимание, что иные наследники, которые добросовестно пользовались своими правами, уже получили свидетельство о праве на наследство, которые истцом не оспариваются.
Положений п. 4 ст. 1 ГК РФ, предусматривает, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Таким образом, уважительных причин пропуска срока для принятия наследства суд не усматривает.
При таких обстоятельствах суда считает, что законных оснований для восстановления срока истцам для принятия наследства не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Герасименко И.О. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2020 года.