Дело № 21-363/2023 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Тюмень | 25 октября 2023 года |
Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Щетковского сельского поселения Ярковского муниципального района Тюменской области Ж.В.А. на решение судьи Ярковского района Тюменской области от 07 сентября 2023 года и постановление врио заместителя главного государственного инспектора г. Ялуторовска, Ялуторовского, Исетского, Ярковского муниципальных районов по пожарному надзору – врио начальника ОНД и ПР по Ярковскому МР ОНД и ПР «Ялуторовский» УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области от 30 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением врио заместителя главного государственного инспектора г. Ялуторовска, Ялуторовского, Исетского, Ярковского муниципальных районов по пожарному надзору – врио начальника ОНД и ПР по Ярковскому МР ОНД и ПР «Ялуторовский» УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области М.Р.Ф. <.......> от 30 июня 2023 года глава Щетковского сельского поселения Ярковского муниципального района Тюменской области Ж.В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Ж.В.А. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывал, что событие вменяемого административного правонарушения совершено 21 июня 2023 года, при этом с 13 июня по 23 июня 2023 года он находился в ежегодном отпуске и фактически возложенные на него должностные обязанности не исполнял. Сообщал, отсутствие воды в водоеме не соответствует действительности и материалам дела, поскольку из графической таблицы видно зеркало воды, которой заполнена емкость. После выхода из отпуска им осуществлена проверка водоемов, в ходе которой установлено, что образовалась нехватка воды в размере половины емкости, то есть потеря емкости с 05 июня по 26 июня 2023 составила 8 кубических метров. Обращал внимание, что должностным лицом 18 апреля 2023 года недостатков, препятствующих эксплуатации водоисточника – пожарного водоема ПВ-165, не выявлено. Считал, при составлении протокола об административном правонарушении нарушены требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку протокол составлен без его участия, предъявлен в составленном и подписанном виде.
Решением судьи Ярковского района Тюменской области от 07 сентября 2023 года постановление должностного лица от 30 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба Ж.В.А. оставлена без удовлетворения.
С данным решением не согласен глава Щетковского сельского поселения Ярковского муниципального района Тюменской области Ж.В.А. В жалобе в вышестоящий суд, приводя доводы, аналогичные заявленным в жалобе в районный суд, просит решение судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение. Утверждает, исполнение обязанностей главы Щетковского сельского поселения на период его отпуска возложено на главного специалиста, управляющего делами администрации Щетковского сельского послания И.Г.Ю.; проверка водоемов осуществлена перед отпуском, недочетов не выявлено, о чем имеется отметка в журнале. Сообщает, 28 июня 2023 года по уведомлению прибыл для составления протокола в назначенное время в служебный кабинет Н.И.И., которого на месте не оказалось, со слов М.Р.Ф. он не смог прибыть в этот день из г. Ялуторовска; однако протокол об административном правонарушении предъявлен в составленном и подписанном виде, указаны паспортные данные, записанные с его слов, которых он не давал. В связи с этим при составлении протокола нарушены его права, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Обращает внимание, что М.Р.Ф. является близкой родственницей Н.И.И. и не могла рассматривать дело.
Ж.В.А. в судебное заседание Тюменского областного суда не явился. Поскольку о времени и месте рассмотрения жалобы он извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении рассмотрения дела не просил, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.
Проверив в порядке части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) материалы дела по жалобе Ж.В.А., материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения врио заместителя главного государственного инспектора г. Ялуторовска, Ялуторовского, Исетского, Ярковского муниципальных районов по пожарному надзору – врио начальника ОНД и ПР по Ярковскому МР ОНД и ПР «Ялуторовский» УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области М.Р.Ф., возражавшей против удовлетворения жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности»), пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (часть 1).
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (часть 3).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Согласно части 3 статьи 62 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.
Требования пожарной безопасности, которые обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее также – Правила противопожарного режима).
Пунктом 75 Правил противопожарного режима установлено, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Согласно пункту 8.9 «СП 8.13130 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года № 225, расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
Пунктом 10.4 «СП 8.13130 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» установлено, что пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил.
Как следует из материалов дела, 21 июня 2023 года в 19 часов 26 минут произошел пожар в жилом доме по адресу: Тюменская область, Ярковский район, с. Щетково, ул. Луговая, д. 13.
В ходе тушения пожара работниками 146 ПСЧ 24 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Тюменской области выявлен факт неисправности источника противопожарного водоснабжения - водоема (ПВ-165), расположенного по адресу: Тюменская область, Ярковский район, с. Щетково, ул. Молодежная, напротив д. 1, которая заключалась в отсутствии в нем воды, и, как следствие, отсутствии возможности забора воды на нужды пожаротушения подразделениями пожарной охраны. Кроме того, установлено, что условия для забора воды из источника наружного противопожарного водоснабжения не созданы, подъезд к нему не обеспечен.
Указанные нарушения послужили основанием для составления 28 июня 2023 года начальником 24 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Тюменской области Н.И.И. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении главы Щетковского сельского поселения Ж.В.А.
Постановлением от 30 июня 2023 года глава Щетковского сельского поселения Ж.В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей и должностным лицом административного органа правильно установлены фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, верно применены положения законодательства о пожарной безопасности, установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о виновности Ж.В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются совокупностью доказательств по делу: протоколом об административном правонарушении <.......> от 28 июня 2023 года; рапортом начальника146 ПСЧ 24 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Тюменской области У.В.И. от 21 июня 2023 года; фототаблицей от 21 июня 2023 года; объяснениями начальника караула 146 ПСЧ 24 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Тюменской области Р.Д.Д. от 22 июня 2023 года; перечнем источников пожарного водоснабжения на территории Щетковского сельского поселения; письмом главы Щетковского сельского поселения Ж.В.А. от 26 июня 2023 года ИП Г.В.И.; информацией главы Щетковского сельского поселения Ж.В.А. на представление от 14 июля 2023 года, другими материалами дела.
Оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, согласно которой судья, должностное лицо оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судья районного суда пришел к выводу об обоснованности привлечения главы Щетковского сельского поселения Ж.В.А. к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.
Ссылки в жалобе на нахождение Ж.В.А. в отпуске в период с 13 июня по 23 июня 2023 года, что исключает, по мнению заявителя, возможность привлечения к административной ответственности должностного лица, нельзя признать обоснованным.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Нахождение должностного лица в отпуске само по себе не является обстоятельством, исключающим возможность привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, если нарушения законодательства о пожарной безопасности были допущены им в период исполнения служебных обязанностей.
Привлекая главу Щетковского сельского поселения Ж.В.А. к административной ответственности, государственный инспектор по пожарному надзору сделал обоснованный вывод, что его вина доказана материалами дела, поскольку в обязанности данного должностного лица входит обеспечение мер противопожарной безопасности на территории сельского поселения.
Ж.В.А., являясь главой Щетковского сельского поселения, не обеспечил надлежащее функционирование источника противопожарного водоснабжения, в котором отсутствовала вода, а также не имелось условий для забора воды ввиду отсутствия подъезда к источнику. При этом указанные нарушения допущены до событий 21 июня 2023 года, выявленное административное правонарушение является длящимся.
Доказательства, свидетельствующие, что глава Щетковского сельского поселения Ж.В.А. принял все зависящие от него меры по недопущению перечисленных нарушений требований пожарной безопасности, в материалах дела отсутствуют.
Акты проверки противопожарных водоисточников от 05 апреля 2023 года и 05 июня 2023 года, а также копии журнала эксплуатации систем противопожарной защиты, представленные в материалы дела, не могут служить достоверным доказательством об их проверке, поскольку данные документы составлялись и подписывались лишь сотрудниками администрации Щетковского сельского поселения и самим Ж.В.А.
Акт проверки противопожарных источников от <.......> об осмотре противопожарных источников, осуществленном начальником караула 146 ПСЧ 24 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Тюменской области М.Р.Ф. и Ж.В.А. не может свидетельствовать об исправности источника противопожарного водоснабжения в дальнейшем, поскольку при тушении пожара в с. Щетково 21 июня 2023 года достоверно установлены нарушения при его эксплуатации, не позволившие эффективно осуществлять ликвидацию пожара.
Кроме того, о нахождении в очередном отпуске Ж.В.А. при производстве по делу об административном правонарушении не заявлял. На официальном сайте администрации Щетковского сельского поселения опубликованное распоряжение № 6, представленное Ж.В.А. как документ, подтверждающий его отпуск, имеет иные содержание и дату принятия.
Доводы жалобы по существу не содержат новых аргументов, которые не исследовались судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении. Эти доводы получили надлежащую правовую оценку в решении судьи, не согласиться с которой у суда, рассматривающего настоящую жалобу, оснований не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления и решения, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
Доводы жалобы о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие Ж.В.А. не могут повлечь отмену постановления об административном правонарушении, поскольку о времени и месте составления протокола указанное лицо было извещено надлежащим образом, в административный орган Ж.В.А. явился в назначенный день, но более позднее время, копия протокола ему вручена в день вынесения.
Постановление о привлечении Ж.В.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей назначено в соответствии с требованиями главы 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции вменяемого Ж.В.А. правонарушения с учетом всех обстоятельств дела и соответствует целям, указанным в статье 3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно предупреждению совершения новых правонарушений.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда, которым оставлено без изменения вынесенное в отношении Ж.В.А. постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░ ░ ░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░