Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-712/2024 (2-3954/2023;) ~ М-3736/2023 от 15.11.2023

Дело № 2-712/2024

УИД: 21RS0023-01-2023-006195-58

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 мая 2024 года                         г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Каргиной Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никоновой Светланы Владимировны, Васильева Максима Владимировича к Васильевой Антонине Вячеславовне, ООО «ИНСОЦ», ООО «Новоюжный», ООО «Ситиматик Чувашия», ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», АО «Чувашская энергосбытовая компания», ПАО «Т Плюс в лице филиала «Марий Эл и Чувашии», АО «Водоканал» о раздельном начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги,

установил:

Никонова С.В., Васильев М.В. обратились в суд с иском к Васильевой А.В., ООО «ИНСОЦ», ООО «Новоюжный», ООО «Ситиматик Чувашия», ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», АО «Чувашская энергосбытовая компания», ПАО «Т Плюс в лице филиала «Марий Эл и Чувашии», АО «Водоканал» о раздельном начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги в квартире № ----- дома № ----- по адрес, указав в нем, что данная квартира является предметом договора социального найма. Помимо них право проживания в данной квартире имеет и ответчик Васильева А.В., с которой у них семейные отношения отсутствуют, соглашения по вопросу оплаты жилья и коммунальных услуг между ними не достигнуто.

Истцы и их представитель в судебном заседании не присутствовали, направили в адрес суда заявление о разрешении данного спора без их участия.

Ответчики о месте и времени разрешения данного спора извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам в порядке заочного производства.

Изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно материалам дела, квартира № ----- дома № ----- по адрес является объектом муниципальной собственности и используется на условиях договора социального найма. Правом пользования данным жилым помещением помимо истцов обладает и ответчик Васильева А.В.

Часть 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) возлагает на нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в числе прочих обязанность своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

По правилам ст. 153 ЖК РФ вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязаны все физические и юридические лица, в собственности или в пользовании которых находятся жилые помещения. Для нанимателей данная обязанность возникает с момента заключения договора найма (п. 1.1).

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена статьей 154 ЖК РФ. Согласно ч. 1 названной правовой нормы, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами (ч.4).

Из положений ч.1 ст. 155 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе (п.1. ч.2 ст. 155 ЖК РФ).

Из части 3-4 данной правовой нормы следует, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения; наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

По правилам ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

При этом, как следует из положений п. 11 ст. 155 ЖК РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Пунктами 1, 4, 5, 6 статьи 24.6 названного Федерального закона предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающие порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).

В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7).

Твердые коммунальные отходы согласно Федеральному закону "Об отходах производства и потребления" - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Пунктом 148(1) названных Правил предусмотрено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п.148(2)).

Ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.

Порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан определен в пункте 148(36) Правил.

ООО «Ситиматик Чувашия» осуществляет эксплуатацию объектов по обращению с ТКО и оказывает услуги регионального оператора на территории Чувашской Республики на основании соглашения с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 27 апреля 2018 года. Статус Регионального оператора присвоен сроком на 10 лет.

По смыслу приведенных нормативно-правовых положений, а также положений, содержащихся в п. 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, обязанность по внесению платы за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; отоплению, подлежит исполнению нанимателем независимо от проживания в жилом помещении.

В нормативных предписаниях части второй ст. 69 ЖК РФ законодатель закрепил равенство прав и обязанностей нанимателя и членов его семьи в отношении предмета такого договора.

Частью 4 статьи 69 ЖК РФ установлена самостоятельная ответственность бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, продолжающего проживать в этом жилом помещении, по его обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма. Поэтому он вправе потребовать от наймодателя и нанимателя заключения с ним отдельного соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, ремонт и содержание жилого помещения. Предложение о заключении такого соглашения может также исходить и от нанимателя. Споры, возникающие в связи с отказом наймодателя и (или) нанимателя заключить такое соглашение или в связи с недостижением соглашения между сторонами по его содержанию, разрешаются в судебном порядке. Суд, рассматривая названные споры, вправе применительно к положениям частей 4, 5 статьи 155, статьи 156 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ определить порядок и размер участия бывшего члена семьи нанимателя в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади жилого помещения, с возложением на наймодателя (управляющую организацию) обязанности заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Если между лицами, проживающими в жилом помещении по договору социального найма, имеется соглашение об определении порядка пользования этим жилым помещением (например, бывший член семьи нанимателя пользуется отдельной комнатой в квартире), то вышеназванные расходы могут быть определены судом с учетом данного обстоятельства (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").

В данном споре отсутствие между нанимателями семейных отношений установлено и ответчиком не оспаривается, что предполагает изменение порядка несения бремени расходов по уплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а также за содержание и ремонт жилого помещения и бывшие члены семьи вправе определить порядок участия в общих расходах. В добровольном порядке эти отношения не урегулированы.

Поскольку нормы действующего жилищного законодательства не предусматривают возможность осуществить изменение договора социального найма путем разделения лицевых счетов (ст. 82 ЖК РФ), а правилами о самостоятельной ответственности бывших членов семьи нанимателя не нарушаются права пользователей жилым помещением и права наймодателя, законодатель в нормах главы 8 ЖК РФ не требует в качестве обязательного условия получение их согласия на юридическое оформление объема такой ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Обязать ООО «ИНСОЦ» (ИНН: 2130042453), ООО «Новоюжный» (ИНН: 2128706530), ООО «Ситиматик Чувашия» (ИНН: 2130132322), ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» (ИНН: 2126003807), АО «Чувашская энергосбытовая компания» (ИНН: 2128700232), ПАО «Т Плюс в лице филиала «Марий Эл и Чувашии» (ИНН: 6315376946), АО «Водоканал» (ИНН: 2130017760) производить начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги в квартире № ----- дома № ----- по адрес отдельно на Никонову Светлану Владимировну (ИНН: -----), включив в ее лицевой счет сына – Васильева Максима Владимировича (ИНН-----) и отдельно на Васильеву Антонину Вячеславовну (ИНН: -----).

Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Чебоксары заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья                 Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 08 мая 2024 года.

2-712/2024 (2-3954/2023;) ~ М-3736/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильев Максим Владимирович
Никонова Светлана Владимировна
Ответчики
ООО "Ситиматик Чувашия"
ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары"
Васильева Антонина Вячеславовна
АО "Водоканал"
ООО "Инсоц"
ООО "Новоюжный"
АО "Чувашская энергосбытовая компания"
ПАО "Т плюс"
Другие
Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары
Емельянов Евгений Иванович
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Ермолаева Татьяна Петровна
Дело на странице суда
leninsky--chv.sudrf.ru
15.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2023Передача материалов судье
20.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
04.03.2024Судебное заседание
11.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
08.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
15.05.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
21.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее