Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1725/2019 ~ М-1317/2019 от 26.08.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2019 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при секретаре судебного заседания Усенко А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1725/2019 по административному исковому заявлению Прокопенко В.В. к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка и нежилых помещений равной их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Прокопенко В.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка и нежилых помещений равной их рыночной стоимости, просила суд

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации производственной базы (зона № ПК-4), площадью 1 796 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 1 224 361 рубль,

установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 75,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 705 107 рублей,

установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 668,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 17.08.2013 года в размере 6 097 903 рубля;

установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 420 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 19.08.2013 года в размере 3 528 281 рубля.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником вышеуказанных объектов недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка и нежилых помещений по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога и налога на имущество физических лиц.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на отчеты об оценке от 21.08.2019 года № и № , выполненные ООО «Бюро оценочных технологий», согласно которым рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24.07.2013 года составляет 705 107 рублей, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 17.08.2013 года составляет 6 097 903 рубля, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 19.08.2013 года составляет 3 528 281 рубль, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2013 года составляет 1 224 361 рубль.

На основании изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просит суд восстановить процессуальный срок для обращения в суд.

Представитель административного истца по доверенности от 21.06.2019 года № Савватеев Н.Н. в судебном заседании поддержал административные требования по изложенным выше основаниям.

Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации городского округа Тольятти Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области направил в адрес суда письменные пояснения, в которых оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации производственной базы (зона № ПК-4), площадью 1 796 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, зарегистрировано за Прокопенко В.В., что подтверждается договором купли-продажи находящегося в собственности земельного участка от 30.12.2005 года № 141, свидетельством о государственной регистрации права от 26.09.2006 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 03.07.2019 года.

Также установлено, что административный истец является собственником

нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 75,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;

нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 668,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>;

нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 420 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются договорами купли-продажи от 25.09.2003 года, свидетельствами о государственной регистрации права от 02.10.2003 года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 03.07.2019 года.

Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 01.01.2013 года и составляет 3 187 828 рублей 16 копеек, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от 03.07.2019 года.

Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24.07.2013 года составляет 1 257 456 рублей 49 копеек, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 17.08.2013 года составляет 11 111 131 рубль 35 копеек, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 19.08.2013 года, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03.07.2019 года.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как собственника земельного участка от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера земельного налога.

Установление кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Согласно статье 24.18 Закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик земельного участка и нежилых помещений, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Административным истцом в обоснование требований представлены отчеты об оценке ООО «Бюро оценочных технологий» от 21.08.2019 года № и .

Из отчетов усматривается, что объектами оценки являлись нежилое помещение с кадастровым номером , итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 24.07.2013 года составила 705 107 рублей, нежилое помещение с кадастровым номером , итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 17.08.2013 года составила 6 097 903 рубля, нежилое помещение с кадастровым номером , итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 19.08.2013 года составила 3 528 281 рубль, земельный участок с кадастровым номером , итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 01.01.2013 года составила 1 224 361 рубль.

Исследовав отчеты об оценке, суд приходит к выводу о том, что они соответствуют требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

В силу части 1 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на даты определения кадастровой стоимости спорных земельного участка и нежилых помещений.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка и нежилых помещений основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчетам об оценке документами.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом Отчеты об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Согласно статье 12 Закона N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка, нежилых помещений, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.

Суд считает возможным принять отчеты об оценке, подготовленные ООО «Бюро оценочных технологий», в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости земельного участка и нежилых помещений по состоянию на даты определения кадастровой стоимости, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка и нежилых помещений, равной их рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.

Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 26.08.2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Прокопенко В.В. к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка и нежилых помещений равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации производственной базы (зона № ПК-4), площадью 1 796 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 1 224 361 рубль.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 75,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 705 107 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 668,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 17.08.2013 года в размере 6 097 903 рубля.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 420 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 19.08.2013 года в размере 3 528 281 рубля.

Дата подачи административного иска в суд 26 августа 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2019 года.

Председательствующий                      М.А.Панкова

3а-1725/2019 ~ М-1317/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокопенко В.В.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Другие
Администрация городского округа Тольятти Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
26.08.2019Регистрация административного искового заявления
26.08.2019Передача материалов судье
27.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
27.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2019Судебное заседание
25.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее