Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-325/2019 ~ М-77/2019 от 09.01.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 марта 2019 года г. Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Орловой И.А.,

при секретаре Свечниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-325/19 по иску Щавелева Руслана Вадимовича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле Тульской области (межрайонное) об обязанности принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов, взыскании судебных расходов,

установил:

Щавелев Р.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Туле Тульской области (межрайонное) об обязанности произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, взыскании судебных расходов. В обоснование заявленных требований указал, что с 02.10.2014г. по 08.11.2017г. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. За период осуществления предпринимательской деятельности им были произведены перечисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями в Пенсионный фонд РФ в г. Туле.

Согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014 год (форма 3-НДФЛ) сумма его дохода составила 272413 рублей.

За период 2014 года истцом были оплачены обязательные страховые взносы на сумму обязательных страховых взносов установленных в размере 18610, 80 руб.

Учитывая сумму доходов в размере 272413 руб. База для исчисления суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию не превышает 300000 руб.

Указал, что размер страховых взносов по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию составляет 22261,38 руб.=18610,80 руб.+3650,58руб. (страховые взносы на ОМС в фиксированном размере).

Соответственно истцом были излишне уплачены денежные средства в размере 115422,56 руб. = 137683,94 руб.(сумма страховых взносов, оплаченная истцом) – 22261,38 руб.

За период 2015 года истцом были оплачены обязательные страховые взносы на сумму обязательных страховых взносов установленных в размере 18610, 80 руб.

Учитывая сумму доходов в размере 1158822,77 руб. База для исчисления суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию составляет 1158822,77 руб.

Указал, что расчет страховых взносов, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, будет следующий:

1158822,77 руб.-300000 руб.=858822,77 руб.х1%= 8588,22 руб.

Размер страховых взносов по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию в отношении истца составляет 22261,38 руб.=18610,80 руб.+3650,58руб. (страховые взносы на ОМС в фиксированном размере).

Сумма страховых взносов, которые должны были уплачиваться истцом, составляет 30849,60 руб. =18610,80 руб. + 8588,22 руб.+3 650,58 руб.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год составляет 86655,52 руб. = 117505,12 руб. (сумма страховых взносов, оплаченная истцом) – 30849,60 руб.

Общая сумма страховых взносов, излишне уплаченная истцом за 2014-2015г.г. составляет 202078,08 руб.=115422,56 руб. + 86655,52 руб.

С учетом Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П общая сумма в размере 202078,08 рублей не должна была им уплачиваться, в связи, с чем подлежит возврату. Щавелев Р.В. обратился к ответчику с требованием о перерасчете страховых взносов. Однако получила отказ.

На основании изложенного просил обязать ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное) произвести возврат излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 202078,08 рублей. Взыскать в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Истец Щавелев Р.В., его представитель по доверенности Бондаренко А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, в письменном заявлении, адресованном суду, просили рассмотреть дело в их отсутствие, обязать ответчика произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов с учетом расчета предоставленного ответчиком.

Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербаков Т.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, в письменном заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя управления. Ранее представил письмо, в котором указал, что общая сумма излишне уплаченных истцом денежных средств за 2014-2015г.г. составляет 242986,73 руб. Также полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку заявленные обстоятельства имели место быть до Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П.

Представитель третьего лица МИФНС №12 по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, в письменном заявлении, адресованном суду, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ судом рассмотрено дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает требования истца Щавелева Р.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физически лица, не признаваемые 4 индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона о страховых взносах, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориями плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательно социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию. Статьей 18 Закона о страховых взносах (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о страховых взносах (в редакции, действовавшей в спорный период) плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В силу ч. 1.1 ст. 14 Закона о страховых взносах размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно п.п. 1 и 4 ч. 8 ст. 14 Закона о страховых взносах в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом, в частности, для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ определено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 221 НК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Из материалов дела следует, что Щавелев Р.В., будучи индивидуальным предпринимателем в 2014 году производил исчисление и уплату страховых взносов с суммы дохода не превышающего 300 000 руб. исходя из суммы полученного дохода без учета произведенных расходов.

Данное обстоятельство привело к тому, что истцом за 2014 год были излишне уплачены страховые взносы в общей сумме 121299,36 руб. Расчет произведен исходя из разницы между размерами фактически уплаченных и подлежащих уплате за 2014г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом величины произведенных расходов, связанных с извлечением дохода, расчет страховых взносов приведен ответчиком в письме от 28.02.2019г., в котором указано, что по учетным данным доход Щавелева Р.В. за 2014г. составляет 272413 руб. (доход 30268319 руб. – расход 29995906 руб.). Страховые взносы с дохода, превышающего 300000 руб. не подлежат начислению. Ранее начислено (без учета расходов) по страховым взносам 134342,30 руб. Оплата страховых взносов учтена по п/п №506 от 30.03.2015г. на сумму 133501,68 руб. Остаток по п/п №506 от 30.03.2015г. в размере 12202,32 засчитан в счет уплаты ФП за 2015г. Общая сумма излишне уплаченных денежных средств за 2014г. составляет 121299,36 руб.

Щавелев Р.В., будучи индивидуальным предпринимателем в 2015 году производила исчисление и уплату страховых взносов с суммы дохода свыше 300 000 руб. исходя из суммы полученного дохода без учета произведенных расходов.

Данное обстоятельство привело к тому, что истцом за 2015 год были излишне уплачены страховые взносы в общей сумме 121687,37 руб. Расчет произведен исходя из разницы между размерами фактически уплаченных и подлежащих уплате за 2015г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом величины произведенных расходов, связанных с извлечением дохода расчет страховых взносов приведен ответчиком в письме от 28.02.2019г., в котором указано, что по учетным данным доход Щавелева Р.В. за 2015г. составляет 1158823 руб. (доход 134801827 руб. – расход 133643004 руб.). Страховые взносы с дохода, превышающего 300000 руб. составляют: 1158823-300000=858823х1%=8588,23 руб. Ранее начислено (без учета расходов) по страховым взносам 130275,60 руб.

Оплата страховых взносов учтена на общую сумму 130275,60 руб., в том числе по п/п №416802 от 24.11.2016 на сумму 33900 руб., п/п №416803 от 24.11.2016 на сумму 27591,66 руб., п/п №541293 от 27.12.2016 на сумму 68783,94 руб. Общая сумма излишне уплаченных денежных средств за 2015г. составляет 121687,37 руб.=130275,60 руб.-8588,23 руб.

Общая сумма излишне уплаченных денежных средств за 2014-2015г.г. составляет 242986,73 руб. (121687,37 руб.+121299,36 руб.).

На основании ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1- ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительного того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации. По смыслу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде 7 Российской Федерации» содержащиеся в мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства являются обязательными и учитываются судами при рассмотрении споров, вытекающих их применения соответствующих законов.

Применительно к статье 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения Конституционного Суда Российской Федерации являются одним из источников права. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П вступило в силу 02.02.2016. Таким образом, выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П, являются обязательными и подлежат учету судом. Учитывая вышеизложенное, ответчик неправомерно отказал истцу в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015г., в связи с чем решение ГУ-УПФР в г.Туле, изложенное в письме от 01.12.2017г. №46 подлежит признанию недействительным. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют передачу налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст.20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении 8 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное страхование за 2014-2015г.г. должно быть принято ГУ – УПФР в городе Туле Тульской области (межрайонное). При таких обстоятельствах, суд считает возможным возложить на ГУ – УПФР в городе Туле Тульской области (межрайонное) обязанность по принятию решения о возврате 242986,73 руб. излишне уплаченных страховых взносов за отчетный (расчетный период), истекшие до 1 января 2017 года.

Определяя сумму, подлежащую возврату истцу Щавелеву Р.В., как излишне уплаченную, суд исходит из расчета, представленного ответчиком, и определяет сумму к возврату в размере 242986,73 руб., при этом признает расчет представленный истцом по взысканию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 202078,08 руб., как арифметически неверный.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца также подлежат взысканию с ответчика ГУ - УПФРФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь положениями статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2014-2015░.░. ░ ░░░░░░░ 242986,73░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░

2-325/2019 ~ М-77/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Щавелев Руслан Вадимович
Ответчики
Управление пенсионного фонда РФ по г. Туле
Другие
Бондаренко Алексей Сергеевич
Суд
Советский районный суд г. Тулы
Судья
Орлова Ирина Александровна
Дело на сайте суда
sovetsky--tula.sudrf.ru
09.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2019Передача материалов судье
10.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2019Судебное заседание
11.02.2019Судебное заседание
01.03.2019Судебное заседание
04.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2019Дело оформлено
09.04.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее