Судья: Копьева М.Д. адм. дело N 33а–14001/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2023 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А. и Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Алиеве Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
N 2а-4156/2023 по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самары на решение Ленинского районного суда г. Самара Самарской области от 21 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., судебная коллегия
установила:
Сулейманов Н.Н. обратился в Ленинский районный суд г.Самары с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, запись о государственной регистрации права в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ г. N №
Указанный земельный участок имеет смежную границу с земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер № сложившуюся на местности более пятнадцати лет назад. Сулейманов Н.Н. обратился к административному ответчику с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в собственности истца.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ г. N № истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Основанием для отказа послужил подпункт 2 пункта 9 статьи 39.29, пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ, поскольку по сведениям Департамента управления имуществом г.о. Самара образуемый земельный участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером <адрес> находящегося в муниципальной собственности городского округа Самара.
Ссылаясь на нарушение своих прав, административный истец просил признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара N № от ДД.ММ.ГГГГ г.; обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение 30 дней со дня вступления судебного решения в законную силу заново рассмотреть его заявление о перераспределении земельных участков.
Решением Ленинского районного суда г. Самара Самарской области от 21 июля 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено (л.д. 104-110).
В апелляционной жалобе Департамент выражает несогласие с решением суда, просит отменить как постановленное с нарушением норм материального права, постановить по делу новый судебный акт которым отказать в удовлетворении административного искового заявления требований (л.д. 114-116).
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ).
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) уполномоченного органа (незаконности принятого им решения) и реального нарушения этим прав заявителя.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Сулейманов Н.Н. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства (л.д.40-55).
Административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером № в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ г. N № Департамент градостроительства г.о. Самара утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Согласно указанной схеме площадь образуемого земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м, в том числе: <данные изъяты> кв.м – земельный участок с кадастровым номером № находящийся в собственности истца; <данные изъяты> кв.м – земельный участок, планируемый к перераспределению из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в пользу истца (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер № (л.д. 57).
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от № истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании подп. 2 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ со ссылкой на то, что образуемый земельный участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> находящегося в муниципальной собственности г.о. Самара (л.д. 18).
Разрешая спор и признавая оспариваемое распоряжение незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу, что распоряжение N № от ДД.ММ.ГГГГ г. по приведенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда в виду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 указанной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Из содержания пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков приведены в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в силу подпункта 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса.
Подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 названного Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 названного Кодекса.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков может также быть принято в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов настоящего административного дела следует, что образуемый земельный участок, действительно, входит в границы земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Из сведений ЕГРН следует, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> находится в собственности муниципального образования городской округ Самара. Сведения об объекте недвижимости имеют статус актуальные, ранее учтенные, при этом граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Из материалов дела следует, и сторонами не спаривается, что административный ответчик ранее утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории без замечаний.
Кроме этого, испрашиваемый Сулеймановым Н.Н. к перераспределению земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., правообладателем которого является муниципальное образование городской округ Самара, ранее уже был предоставлен Сулейманову Н.Н. в аренду на основании постановления Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ г. N № что также подтверждается заключением кадастрового инженера, выполненного ООО «СВЗК» (л.д. 34).
Судом исследовалось и дало надлежащую оценку распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ., которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, площадь испрашиваемого земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м., что меньше предельно допустимого минимального размера земельных участков, предусмотренных для индивидуального жилого строительства (ИЖС), равного <данные изъяты> кв.м.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что сформировать самостоятельный земельный участок для данной категории земель невозможно, в связи с чем, он не может быть предоставлен кому-либо в собственность или на ином праве.
Выводы суда первой инстанции в решении подробно мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сомнений у судебной коллегии не вызывают. Доказательств, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Ее доводы по существу сводятся к переоценке доказательств, содержат иную, неправильную трактовку существа спорных правоотношений, и норм материального права их регулирующих и основанием к отмене решения являться не могут.
Доводы апелляционной жалобы, повторяющие позицию в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Таким образом, суд первой инстанций правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенный им судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 21 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Определение в мотивированной форме принято ДД.ММ.ГГГГ г.
Председательствующий:
Судьи: