55RS0№-24
№
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
24 октября 2022 года <адрес>
Калачинский городской суд <адрес> под председательством судьи Ивановой Е.В., с участием прокурора ФИО2, при секретаре ФИО3, помощнике судьи ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Калачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к БОУ «Осокинская средняя общеобразовательная школа», Комитету по образованию администрации Калачинского муниципального района об обязании привести в соответствие с действующим законодательством положения Устава образовательного учреждения,
У С Т А Н О В И Л:
Калачинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском к БОУ «Осокинская средняя общеобразовательная школа», Комитету по образованию администрации Калачинского муниципального района, указав в обосновании, что 2017 года БОУ «Осокинская средняя общеобразовательная школа» принят Устав образовательного учреждения, утвержденный Комитетом по образованию администрации Калачинского муниципального района и согласованный Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Калачинского муниципального района, пункты 1.17, 1.18, 3.5, 6.1 которого в настоящее время не соответствуют ч.12 ст.27,, п.15 ч.3 ст.28, ч.1 и 3 ст.41, ч.3 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст.21 ТК РФ, ст.296-298 ГК РФ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора БОУ «Осокинская средняя общеобразовательная школа» внесено представление, по результатам рассмотрения которого Устав в соответствие с требованиями действующего законодательства не приведен, просили обязать БОУ «Осокинская средняя общеобразовательная школа», Комитет по образованию администрации Калачинского муниципального района в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда привести в соответствие с требованиями действующего законодательства пункты 1.17, 1.18, 3.5, 6.1 Устава БОУ «Осокинская средняя общеобразовательная школа».
В судебном заседании прокурор ФИО2 требования поддержала, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, просила установить срок исполнения в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Представитель ответчика БОУ «Осокинская средняя общеобразовательная школа», Комитета по образованию администрации Калачинского муниципального района ФИО5, действующая на основании доверенностей, против исковых требований не возражала, выразила согласие со сроком исполнения требования прокурора в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии с ч. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту — Федеральный закон №- ФЗ) образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом комитета по образованию администрации Калачинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № принят Устав БОУ «Осокинская средняя общеобразовательная школа».
В соответствии со ст. 14 Конституции РФ религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Частью 12 статьи 27 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что в государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.
В нарушение вышеназванных положений федерального законодательства п. 1.17 Устава предусмотрено, что в учреждении создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
Согласно абз. 1 п. 1.18 Устава учреждение создает необходимые условия для организации питания и медицинского обслуживания в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников учреждения.
Между тем, пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что на образовательные учреждения возложены обязанности по созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Исходя из ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медикосанитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
В нарушение требований закона, абз. 2 п. 1.18 Устава установлено, что кадровое обеспечение медицинского обслуживания обучающихся в Учреждении осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона N 273-ФЗ при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
Статьей 21 Трудового кодекса РФ установлены основные права работника, в том числе, право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков, а также право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Напротив Уставом установлены меньшие гарантии для работников, чем это предусмотрено трудовым законодательством.
Так, в силу п. 6.1 Устава инженерно-технические, административнохозяйственные, производственные, учебно-вспомогательные и иные работники Учреждения, осуществляющие вспомогательные функции имеют право, в том числе, на отдых, который гарантируется установленной трудовым законодательством максимальной продолжительностью рабочего времени и обеспечивается предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных нерабочих дней, оплачиваемых ежегодных отпусков, сокращенного дня для ряда профессий, работ и отдельных категорий работников; возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу в связи с работой.
В соответствии с ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а таюке недвижимым имуществом.
Несмотря на требования приведенного нормативного регулирования в п. 3.5 Устава указано, что учреждение вправе с предварительного согласия собственника имущества и учредителя продавать особо ценное движимое имущество, закрепленного за ним на праве оперативного управления или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему на приобретение этого имущества, иным способом отчуждать, а также передавать такое имущество по договору аренды, безвозмездного пользования, по иным договорам предусматривающим переход прав владения и (или) пользования указанным имуществом.
В отношении недвижимого имущества п. 3.5 Устава установлено, что учреждение вправе с предварительного согласия собственника имущества и учредителя передавать принадлежащее ему на праве оперативного управления имущество по договору аренды, безвозмездного пользования, по иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования указанным имуществом.
Таким образом, исходя из анализа данного пункта следует, что для передачи права распоряжения (продажа, дарение, уничтожение и т.д.) недвижимым имуществом согласие собственника не требуется.
Обращение прокурора с настоящим исковым заявлением обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределённого круга, в том числе, несовершеннолетних, поскольку незаконное бездействие образовательного учреждения по приведению в соответствие с действующим законодательством Устава нарушает права неопределенного круга лиц, обучающихся в организации, а также его работников. Кроме того, не приведение п. 3.5 Устава в соответствие со ст. 298 Гражданского кодекса РФ, нарушает права муниципального образования - Калачинского муниципального района (собственника имущества, переданного бюджетному учреждению в оперативное управление).
В связи с выявленными нарушениями межрайонным прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора образовательного учреждения внесено представление, по результатам рассмотрения которого Устав в соответствие с требованиями действующего законодательства не приведен.
При вышеуказанных обстоятельствах, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд оценивает срок, согласованный сторонами в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда, и считает его разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Калачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к БОУ «Осокинская средняя общеобразовательная школа», Комитету по образованию администрации Калачинского муниципального района об обязании привести в соответствие с действующим законодательством положения Устава образовательного учреждения удовлетворить.
Обязать БОУ «Осокинская средняя общеобразовательная школа», Комитет по образованию администрации Калачинского муниципального района, в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда, привести в соответствие с требованиями действующего законодательства пункты 1.17, 1.18, 3.5, 6.1 Устава БОУ «Осокинская средняя общеобразовательная школа».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.В.Иванова.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.