Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4087/2023 от 14.09.2023

Дело №2-4087/2023

91RS0002-01-2022-006826-34

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2023 года                                  г. Симферополь

Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Сологуб Л.В.,

при секретаре – Куница Е.В.,

с участием представителя истца – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент жилищной политики Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица – Муниципальное унитарное предприятие «Киевский Жилсервис», Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности <адрес>, о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, понуждении совершить определенные действия,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в суд с требованием о признании за ним права пользования жилым помещением - квартирой , расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 90:22:010201:21637 на условиях договора социального найма, возложении на Администрацию <адрес> Республики Крым обязанности заключить с ним договор социального найма вышеуказанного жилого помещения в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом городского совета рассмотрено ходатайство прокуратуры <адрес> о предоставлении в качестве служебной - <адрес>, помощнику прокурора <адрес> ФИО2, по результатам которого принято решение Исполнительного комитета Симферопольского городского совета АРК от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении благоустроенного жилья в качестве служебного – однокомнатную квартиру на 3-м этаже, жилой площадью 17,5 кв.м., кухня – 8,2 кв.м., составом семьи – ФИО2 – одинокий. Истец зарегистрирован и проживает в указанной квартире с 2008 года и по настоящее время. Многоквартирный дом, расположенный по указанному адресу, является собственностью муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым. Истец, воспользовавшись муниципальной услугой по заключению договора социального найма жилого помещения, обратился в Администрацию <адрес>, где ему отказано, в связи с тем, что отсутствуют основания для заключения договора социального найма помещения.

Настоящее гражданское дело было предметом рассмотрения судов первой, апелляционной и кассационной инстанции.

В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.

Представитель истца, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.76).

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсуттсвие истца и представителя ответчика, в пределах пресекательного срока, установленного гражданским процессуальным Законом, и при заблаговременном получении ответчиком судебного извещения.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец зарегистрирован и проживает в <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 14, т. 3 л.д. 33).

Согласно выписке из Реестра Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, является муниципальным имуществом МОГО Симферополь Республики Крым (дата присвоения: ДД.ММ.ГГГГ, реестровый номер В13001006393) (т.3 л.д. 22).

В пункте п. 110 приложения Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «Киевский Жилсервис» муниципального имущества (жилых помещений) муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности администрации <адрес>», указано, что вышеуказанная квартира передана МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации <адрес> (т.4 л.д. 30-34, т.4 л.д. 50-68).

Согласно сведениям ЕГРН на спорную квартиру зарегистрировано право собственности за Муниципальным образованием городской округ Симферополь Республики Крым.

На заявление ФИО2 о заключении договора социального найма МКУ Департамент жилищной политики администрации <адрес> направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № Б-1508, в котором содержался отказ в предоставлении данной услуги по мотивам отсутствия оснований и разъяснено право на обращение в суд (т. 1 л.д. 12-13).

Настоящий иск был предметом рассмотрения судов апелляционной и кассационной инстанции.

Так, решением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск ФИО2 удовлетворен. Признано за ФИО2 право пользования жилым помещением - квартирой с кадастровым номером 90:22:010201:21637, расположенной по <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма. Возложена обязанность на Администрацию <адрес> Республики Крым заключить с ФИО2 договор социального найма в отношении жилого помещения - <адрес> кадастровым номером 90:22:010201:21637, расположенной по <адрес> в <адрес>, в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу (т. 3 л.д. 81-85).

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Администрации <адрес> Республики Крым ФИО6 без удовлетворения (т. 3 л.д. 134-141)

Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба представителя Администрации <адрес> Республики Крым ФИО6 удовлетворена. Решение Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменены, дело направлено н новое рассмотрение в суд первой инстанции (т. 3 л.д. 167-178).

В целях восполнения недостатков, имеющихся в материалах дела, на которые указал Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в определении от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в материалах дела установление факта того, имелось ли соответствующее решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных уполномоченным органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из предоставленной суду информации МКУ Департаментом развития муниципальной собственности Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 34,4 кв.м., кадастровый , числится в Реестре муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (т.4 л.д. 47-68).

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В ч. 4 ст. 3 ЖК РФ указано, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом, другими федеральными законами.

Положениями ст. 10 ЖК РФ установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

Предписаниями ст. 49 ЖК РФ закреплено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных названным Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Статьей 64 ЖК РФ установлено, что переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.

Согласно положениям ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд – это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством     Российской     Федерации     федеральным     органом исполнительной власти. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых “смещений установленным требованиям).

В силу ч.4 ст.445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации, основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).

В п.8 вышеуказанного постановления Пленума предусмотрено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь ввиду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).

Таким образом, судом установлено, что истец вселился на законных основаниях в спорное жилое помещение на основании ордера, выданного ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Симферопольского городского совета, где постоянно проживает.

Спорная квартира не является служебной, а является муниципальной собственностью (т.4 л.д.47-68), что позволяет истцу на законных основаниях заключить с Администрацией договор социального найма квартиры.

Согласно п. 9.2.1. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение, расторжение, изменение договоров социального найма жилого помещения», утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) в перечне документов, необходимых для получения муниципальной услуги одним из обязательных документов является документ, подтверждающий право пользование жилым помещением (решение исполнительного комитета соответствующего совета о предоставлении жилой площади или о переоформлении лицевого счета (по желанию). То есть решение Исполнительного комитета Симферопольского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ , ордер на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ являются надлежащими документами, которые требуются для заключения договора социального найма.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования существенных и земельных отношений на территории Республики Крым» -ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ, права на объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:

1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;

2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований;

3) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.

Материалы дела также содержат сведения об отсутствии у истца принадлежащего ему на праве собственности или находящемся у него в пользовании на каком-либо ином законном основании иного жилого помещения, как и отсутствуют сведения о реализации истцом права на приватизацию помещений.

Согласно предоставленному на запрос суда ответу МКУ Департамент жилищной политики Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , к специализированному жилищному фонду муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым жилое помещение не относится. Решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят и в настоящие время состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи один человек (т. 3 л.д. 12).

На запросы суда поступила информация относительно отсутствия зарегистрированных прав частной собственности на испрашиваемую истцом в пользование квартиру, а также об отсутствии у истца зарегистрированных прав в отношении иных объектов недвижимости – жилых помещений.

По постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче муниципальным унитарным предприятиям муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «Киевский Жилсервис» муниципального имущества (жилых помещений) муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым» <адрес> с кадастровым номером 90:22:010201:21637 как муниципальное имущество передано МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> (т.4 л.д.67)

Из предоставленной суду информации МКУ Департаментом развития муниципальной собственности Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 34,4 кв.м., кадастровый , числится в Реестре муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (т.4 л.д. 47-68).

Таким образом, предоставленные суду доказательства бесспорно свидетельствуют о том, что спорная квартира не является служебным жилым помещением, а является муниципальным имуществом.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и ДД.ММ.ГГГГ).

В связи с этим с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключен договор социального найма независимо от того, состоят они на учете нуждающихся в жилых помещениях или нет.

По содержанию статьи 3 ГПК РФ право на обращение в суд закон связывает с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов заинтересованного лица.

Таким образом, условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и основаниям.

Таким образом, анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований истца и наличии правовых оснований для их удовлетворения.

Устанавливая срок исполнения обязательства, руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым определить его в размере 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно Положению о МКУ Департамент жилищной политики Администрации <адрес> Республики Крым и Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Заключение, расторжение, изменение договоров социального найма жилого помещения» заключение договоров найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляет Администрация <адрес> Республики Крым в лице МКУ Департамент жилищной политики Администрации <адрес> Республики Крым.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент жилищной политики Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица – Муниципальное унитарное предприятие «Киевский Жилсервис», Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности <адрес>, о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, понуждении совершить определенные действия - удовлетворить.

Признать за ФИО2 право пользования жилым помещением - квартирой с кадастровым номером 90:22:010201:21637, расположенной по <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма.

Возложить на Администрацию <адрес> Республики Крым обязанность заключить с ФИО2 договор социального найма в отношении жилого помещения - <адрес> кадастровым номером 90:22:010201:21637, расположенной по <адрес> в <адрес>, в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                          Л.В. Сологуб

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-4087/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Березовиченко Юрий Юрьевич
Ответчики
МКУ Департамент жилищной политики Администрации города Симферополя РК
Администрация г. Симферополя
Другие
МКУ Департамент развития муниципальной собственности г. Симферополя РК
МУП "Киевский Жилсервис"
Суд
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым
Судья
Сологуб Людмила Викторовна
Дело на странице суда
kiev-simph--krm.sudrf.ru
14.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.09.2023Передача материалов судье
20.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2023Судебное заседание
01.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
12.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее