УИД: 59RS0004-01-2024-001861-38
Дело № 2-2192/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2024 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Милашевич О.В.,
при секретаре судебного заседания Батуевой К.М.,
с участием истца Третьяковой О.В.,
представителей истца Трутнева В.Н., Рисковой О.В.,
представителя ответчика Министерства здравоохранения Пермского края Портнова А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения Пермского края, Министерству здравоохранения Российской Федерации о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, об установлении срока исполнения трудовых обязанностей по программе «Земский доктор» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании судебных расходов,
установил:
Третьякова О.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Пермского края, Министерству здравоохранения Российской Федерации о признании за Третьяковой О.В. права на получение единовременной компенсационной выплаты в порядке, установленном Постановлением Правительства Пермского края от 10.05.2018 №249-п «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек на территории Пермского края» с даты заключения трудового договора – ДД.ММ.ГГГГ; установить срок исполнения Третьяковой О.В. трудовых обязанностей по программе «Земский доктор» с даты заключения трудового договора, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины.
В обоснование исковых требований указано, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ истец работает в должности участкового врача-педиатра ГБУЗ Пермского края «Больница Коми-Пермяцкого округа» во врачебной амбулатории №1 с. Белоево.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Пермского края и ГБУЗ Пермского края «Больница Коми-Пермяцкого округа» и Третьяковой О.В. заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, как участнику программы «Земский доктор» за счет средств федерального бюджета и бюджета Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ в пользу Третьяковой О.В. осуществлена единовременная компенсационная выплата в размере <данные изъяты>
В связи с получением устного ответа работника отдела кадров об истечении пятилетнего срока отработки по программе «Земский доктор» ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ, как было сообщено истцу ранее, истец обратилась в ГБУЗ Пермского края «Больница Коми-Пермяцкого округа» и Министерство здравоохранения Пермского края с претензией. В ответ на претензию Министерством здравоохранения Пермского края и ГБУЗ Пермского края «Больница Коми-Пермяцкого округа» истцу сообщено, что течение пятилетнего срока отработки исчисляется с даты заключения договора № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец полагает, что отказ в исчислении пятилетнего срока отработки с момента заключения трудового договора является незаконным, поскольку противоречит требованиям, установленным Постановлением Правительства Пермского края от 10.05.2018 №249-п. Трудоустройство истца в ГБУЗ ПК «БКПО» во врачебной амбулатории №1 с. Белоево ДД.ММ.ГГГГ имело место до утверждения программного реестра должностей – ДД.ММ.ГГГГ, но после утверждения государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». На основании изложенного истец просит заявленные требования удовлетворить.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ с ней был заключен договор о предоставлении единовременной выплаты по программе «Земский доктор» и установлен пятилетний срок работы в рамках данной программы до ДД.ММ.ГГГГ. При этом трудовой договор заключен ДД.ММ.ГГГГ. Сотрудник отдела кадров пояснила, что пятилетний срок отработки по программе будет действовать с ДД.ММ.ГГГГ. До этого времени истец проживала в г.Перми, работала в ДГКБ №. Трудовой договор и договор о предоставлении единовременной выплаты должны заключаться одновременно. В заключении договора по программе «Земский доктор» на протяжении 9 месяцев истцу отказывали в связи с техническими причинами, хотя она осуществляла свои трудовые обязанности, работая в учреждении на должности участкового врача-педиатра. Отказ в заключении договора в рамках программы «Земский доктор» мотивировался тем, что нет программного реестра должностей и Приказа Министерства здравоохранения Пермского края. На данный момент истец выполнила свои обязательства, проработала более пяти лет по трудовому договору в сельской местности.
Представители истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Министерства здравоохранения Пермского края в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 41-43)
Представитель ответчика – Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен, направил письменные возражения на иск, в которых просил в удовлетворении исковых требований Третьяковой О.В. отказать (л.д. 31-33).
Представитель третьего лица – ГБУЗ Пермского края «Больница Коми-Пермяцкого округа» в судебное заседание не явился, извещен, направил письменные возражения, в которых указал, что на момент заключения трудового договора с Третьяковой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ договор на единую компенсационную выплату не мог быть заключен ввиду отсутствия Программного реестра должностей. Перечень вакантных должностей медицинских работников утвержден приказом Министерства здравоохранения Пермского края ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению (л.д. 38).
Изучив материалы настоящего гражданского дела, заслушав пояснения истца, ее представителей, представителя ответчика, оценив доводы искового заявления, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ Пермского края «Больница Коми-Пермяцкого округа» (работодатель) и Третьяковой О.В. (работник) заключен трудовой договор №, по условиям которого работник выполняет работу по должности врача-педиатра участкового в структурном подразделении работодателя – врачебной амбулатории №1 с. Белоево. Трудовой договор заключен на неопределенный срок (бессрочно) (л.д. 7-9).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Пермского края (Министерство), ГБУЗ Пермского края «Больница Коми-Пермяцкого округа» (Учреждение) и Третьяковой О.В. (медицинский работник) заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, в соответствии с которым медицинскому работнику предоставляется единовременная компенсационная выплата в размере <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета и бюджета Пермского края (л.д. 10-12).
На основании п. 2.1.1 медицинский работник обязан исполнять трудовые обязанности в подразделении врачебная амбулатория №1 с. Белоево Учреждения в течение пяти лет со дня заключения настоящего Договора на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего дня, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса российской Федерации, в должности врача-педиатра участкового.
Единовременная компенсационная выплата в размере <данные изъяты> выплачена Третьяковой О.В. полном объеме, что сторонами не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ Третьякова О.В. обратилась в Министерство здравоохранения Пермского края, ГБУЗ Пермского края «Больница Коми-Пермяцкого округа» с претензией, в которой указала, что при заключении трудового договора работники отдела кадров заверили ее, что отсчет периода отработки по условиям программы «Земский доктор» пойдет с момента заключения трудового договора, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. При этом дополнительный договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты заключен ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока его действия до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем просила изменить даты в договоре № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Из письма ГБУЗ Пермского края «Больница Коми-Пермяцкого округа» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что процедура заключения договоров на предоставление единовременной компенсационной выплаты начала проводиться после утверждения приказом Министерства здравоохранения Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ программного реестра должностей, в связи с чем сроки заключения договора установлены Министерством здравоохранения Пермского края (л.д. 15).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №-исх Министерство здравоохранения Пермского края уведомило Третьякову О.В., что в соответствии с пп. «а» п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1640, установлено условие о том, что срок отработки по программе «Земский доктор» начинается с даты заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, указанное условие установлено федеральным нормативным правовым актом и изменять его стороны договора не вправе. Программный реестр должностей на 2019 годы, включающий, в том числе должность врача педиатра участкового во Врачебной амбулатории №1 с. Белоево, утвержден приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
Приказом Министерства здравоохранения Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № № утвержден программный реестр должностей медицинских работников в государственных учреждениях здравоохранения Пермского края и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, на 2019 год (л.д. 52-56).
Разрешая исковые требования, суд руководствуется следующими нормами права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», которая регулирует предоставление единовременных компенсационных выплат.Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, установлены в приложении № (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии являются:
а) наличие утвержденного исполнительным органом субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации;
б) наличие заявки высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации на участие в мероприятии, содержащей сведения о планируемой численности участников мероприятия (врачей, фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины).
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями предоставления субсидии являются в том числе наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
Во исполнение указанной программы «Развитие здравоохранения» постановлением Правительства Пермского края от 10.05.2018 № 249-п утвержден «Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек на территории Пермского края» (далее - Порядок).
Пунктом 2 постановления Правительства Пермского края от 10.05.2018 № 249-п установлено, что Министерство здравоохранения Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края на утверждение перечня вакантных должностей медицинских работников в государственных учреждениях здравоохранения Пермского края и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей); на заключение с медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, а также акушерками и медицинскими сестрами фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшими (переехавшими) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек на территории Пермского края, договоров на предоставление единовременных компенсационных выплат; на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
В силу п. 1.4 Порядка единовременные компенсационные выплаты предоставляются медицинским работникам при соблюдении следующих условий:
заключение медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения Пермского края (далее - Учреждение здравоохранения) трудового договора на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 1.2 настоящего Порядка (далее - трудовой договор);
заключение медицинским работником с Министерством здравоохранения Пермского края (далее - Министерство) и Учреждением здравоохранения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - Договор) по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
В соответствии с п.п. 2.6.1, 2.6.2 Порядка по Договору медицинский работник принимает обязательства:
исполнять трудовые обязанности в течение пяти лет со дня заключения Договора (далее - пятилетний срок отработки) на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления Договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации);
возвратить в бюджет Пермского края часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока отработки (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.
В соответствии с пп. «а» п. 7 Правил, медицинский работник, заключивший с медицинской организацией договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор), принимает обязательства: исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в приложении № 5 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640, различаются понятия «договор» и «трудовой договор». Согласно сокращению, введенному в пункте 7 приложения № 5, под договором предусматривается договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, а не трудовой договор.
Доводы истца о том, что расчет отработанного времени должен исчисляться с момента начала осуществления трудовой деятельности, установленного трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, основаны на неверном толковании норм материального права.
Пунктом 2.1.1 договора № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что медицинский работник обязан исполнять трудовые обязанности в подразделении врачебная амбулатория №1 с. Белоево ГБУЗ Пермского края «Больница Коми-Пермяцкого округа» в течение пяти лет со дня заключения настоящего договора на установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, в должности врача-педиатра участкового.
Условиями договора от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что Третьякова О.В. приняла на себя обязательство исполнять трудовые обязанности в течение пяти лет со дня заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, а не с даты заключения трудового договора, на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, условия заключенного с Третьяковой О.В. договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты полностью соответствуют разработанной Правительством Российской Федерации государственной программе «Развитие здравоохранения», соответственно, оснований для признании права истца на получение единовременной компенсационной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ (с даты заключения трудового договора), об установлении срока исполнения трудовых обязанностей по программе «Земский доктор» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
При таких обстоятельствах исковые требования Третьяковой О.В. о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты с даты заключения трудового договора – ДД.ММ.ГГГГ, установлении срока исполнения трудовых обязанностей по программе «Земский доктор» с даты заключения трудового договора, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании судебных расходов удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству здравоохранения Пермского края, Министерству здравоохранения Российской Федерации о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, об установлении срока исполнения трудовых обязанностей по программе «Земский доктор» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании судебных расходов - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Милашевич
Копия верна
Судья О.В. Милашевич
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 16.05.2024