Дело № 5-223/2024
УИД № 21RS0022-01-2024-002364-77
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
18 июля 2024 года г. Новочебоксарск
Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Царева Е.Е., с участием специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в г. Новочебоксарск Андреевой М.С.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Янкович Аурики Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
установил:
Янкович А.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, то есть нарушила законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Янкович А.В. совершила указанное правонарушение в период имеющейся угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Из протокола об административном правонарушении № 98 от 03.06.2024 следует, что Янкович А.В., приходящаяся матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающих по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, не обеспечила в апреле 2024г. соблюдение режима изоляции по месте проживания, в том числе отказалась от лечения в условиях инфекционного стационара согласно постановлению главного государственного санитарного врача по г. Новочебоксарск, Моргаушскому и Чебоксарскому районам Чувашской Республики Васильевым А.А. от 23.04.2024 № 1 об обеспечении госпитализации больных корью ФИО2, ФИО3, ФИО4 в условиях инфекционного стационара, чем создала опасность для окружающих.
Янкович А.В., надлежащим образом, извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства (в материалах дела имеется телефонограмма) в судебное заседание не явилась.
Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребназора по Чувашской Республике - Чувашии в г. Новочебоксарск Андреева М.С. в судебном заседании дала пояснения об обоснованности вменения совершения Янкович А.В. правонарушения по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Дополнительно пояснив, что Янкович А.В. своевременно не обеспечила изоляцию детей, болеющих корью, и не госпитализировала их в медицинское учреждение. 23.04.2024 было вынесено постановление главного государственного санитарного врача по г. Новочебоксарск о принудительной госпитализации. 27.04.2024 Новочебоксарским городским судом вынесено решение по делу № 2а-1340/2024 о госпитализации несовершеннолетних детей в БУ ЧР «Цивильская центральная районная больница» МЗ ЧР. После принудительной госпитализации детей службой судебных приставов они самовольно покинули медицинское учреждение (стационар).
Выслушав представителя административного органа, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, решение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Суд отмечает, что в рамках разъяснений, данных в п. 4
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 10 Закона 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 33 Закона 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
С целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации разработаны Санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней". Санитарные правила устанавливают обязательные требования: к комплексу организационных, профилактических, в том числе лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических, лабораторно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение раннего выявления, предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации.
Пунктом 2714 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" установлено, что корь представляет собой острое инфекционное заболевание вирусной этиологии, преимущественно с воздушно-капельным путем передачи, проявляющееся в типичной манифестной форме кашлем и (или) насморком, конъюнктивитом, общей интоксикацией, поэтапным высыпанием пятнисто-папулезной сливной сыпи и пигментацией.
Согласно пункту 2738 СанПиН 3.3686-21, целью проведения противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции является его локализация и ликвидация.
В соответствии с п. 2744 СанПиН 3.3686-21 источники инфекции - больные корью, краснухой, эпидемическим паротитом (или при подозрении на эти инфекции) - подлежат госпитализации в случаях: тяжелого клинического течения заболевания; независимо от формы течения заболевания - лица из организаций с круглосуточным пребыванием детей или взрослых; лица, проживающие в общежитиях и в неблагоприятных бытовых условиях (в том числе коммунальных квартирах); при наличии в семье заболевшего лиц из числа декретированных групп населения (работники медицинских учреждений, общественного питания, торговли, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, транспорта, коммунальной и социальной сферы, лица работающие вахтовым методом и сотрудники государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации) неболевшие и непривитые против этих инфекций.
Из материалов делу следует, что при рассмотрении сведений о регистрации случаев «(В05.9) Корь без осложнений» у детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающих по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в г. Новочебоксарск Андреевой М.С. было установлено, что Янкович А.В., являясь законным представителем больных корью ФИО2, ФИО3, ФИО4, не обеспечила соблюдение режима изоляции по месте проживания, в том числе отказалась от лечения в условиях инфекционного стационара
Главным государственным санитарным врачом по г. Новочебоксарск, Моргаушскому и Чебоксарскому районам Чувашской Республики Васильевым А.А. вынесено постановление № 1 от 23.04.2024 об обеспечении госпитализации больных корью ФИО2, ФИО3, ФИО4 в условиях инфекционного стационара.
Согласно ответу на предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактиечких) мероприятий № 98 от 18.04.2024 от БУ «Новочебоксарский медицинский центр» Минздрава Чувашии (вх. № 21-13-00-714-2024 от 24.04.2024) ФИО3 заболела 15.04.2024, началось покашливание. 18.04.2024 мать вызвала скорую помощь, дети с матерью доставлены с подозрением на корь, согласно маршруту направлены на стационарное лечение в инфекционное отделение БУ «Цивильская ЦРБ», и в дальнейшем покинули стационар: матерью оформлен отказ от медицинского вмешательства, обследования, лечения, госпитализации.
Осмотрены участковым врачом-педиатром 19.04.2024, 20.04.2024, 22.04.2024. При последнем осмотре 22.04.2024 сохраняются высыпания на кожных покровах, в зеве яркая разлитая гиперемия, на щечных поверхностях слизистой ротовой полости пятна Бельского-Филатова-Коплика. 22.04.2024 были замечены на улице без средств индивидуальной защиты.
По представленной БУ «Новочебоксарский медицинский центр» Минздрава Чувашии информации (вх. № 21-13-00-720-2024 от 25.04.2024) при активном патронаже 24.04.2024 больные корью ФИО2, ФИО3, ФИО4 по месту жительства отсутствуют, со слов соседей уехали ранним утром. Постановление вручить невозможно. На амбулаторном лечении находятся с 19.04.2024 г. Категорически отказываются от госпитализации в условиях инфекционного стационара, 22.04.2024 г. оформлен письменный отказ законным представителем от госпитализации.
На основании изложенного, действия Янкович А.В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Уклонение от лечения больных корью подвергает опасности жизнь и здоровье других лиц, несет риск распространения заболевания кори.
Факт уклонения Янкович А.В. от принудительной госпитализации подтверждается отказом от медицинского вмешательства, госпитализации.
Вина Янкович А.В., подтверждается протоколом об административном правонарушении от 03.06.202; постановлением главного государственного санитарного врача по г. Новочебоксарск № 01 от 23.04.204; сообщениями медицинских организаций от 25.04.2024, от 22.04.2024; отказами от госпитализации от 22.04.2024.
Судом все имеющиеся в деле доказательства исследованы и оценены каждое в отдельности и в их совокупности и на основании указанных доказательств суд приходит к выводу о наличии события и состава указанного в постановлении правонарушения, виновности Янкович А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, положения части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
Пунктом 2.3 названной статьи Кодекса предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно п.10 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Из материалов дела следует, что Янкович А.В. имеет на содержании троих малолетних детей, что является обстоятельством смягчающим административную ответственность. Иных обстоятельств не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Янкович А.В., а также исключающих производство по делу, судом не установлено.
Нарушений процессуальных норм при составлении протокола об административном правонарушении не установлено. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении Янкович А.В. извещалась заказными письмами с уведомлением по адресу регистрации дважды (25.0-4.2024, 14.05.2024).
В рамках ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ составляет 1 год. На момент вынесения постановления срок привлечения к административной ответственности не истек.
При таких обстоятельствах, с учетом личности правонарушителя, исходя из того, что Янкович А.В. ранее не привлекалась за совершение однородных правонарушений, судья считает возможным применить к наказанию положение частей 2.2, 2.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определив наказание в размере минимального штрафа (15 000 рублей), снизив его до 7 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6.3, 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать Янкович Аурику Васильевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 7500 рублей.
Штраф следует оплатить по следующим реквизитам:
УФК по Чувашской Республике (Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии, л/с 04151788350) ИНН 2129056878, КПП 213001001, код ОКТМО 97710000, номер счета получателя платежа 03100643000000011500 в отделение НБ-Чувашская Республика Банка России//УФК по Чувашской Республике г. Чебоксары, БИК 019706900, код бюджетной классификации 14111601061010003140, УИН 14104210050900031133.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Судья Е.Е. Царева
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.