Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-569/2022 ~ М-554/2022 от 20.10.2022

                                                                                                         16RS0021-01-2022-000868-55

Стр. 2.129

                                                                                          дело № 2-569/2022

        РЕШЕНИЕ

          именем Российской Федерации

14 декабря 2022 года                                                                                         г. Мензелинск РТ

Мензелинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ворониной А.Е., при секретаре Шарафутдиновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кириллова В.В. к Исполнительному комитету г. Мензелинска Мензелинского муниципального района РТ об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права на улучшение жилищных условий,

                                              УСТАНОВИЛ:

Кириллов В.В. обратился с исковым заявлением к Исполнительному комитету г. Мензелинска Мензелинского муниципального района РТ об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права на улучшение жилищных условий. Указал, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Исполнительный комитет г. Мензелинска Мензелинского муниципального района РТ сообщил ему о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно постановлению Исполнительного комитета <адрес> ММР РТ № от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что решение является незаконным, безосновательным и подлежащим отмене. Поскольку он проходил военную службу в рядах Вооруженных сил РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являлся участником боевых действий Северо-Кавказского региона (Чеченская Республика) и имеет право на получение льгот, установленных статьей 16 Федерального Закона РФ «О ветеранах». Просил исключить Кириллова В.В. из списка, указанного в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий», признать право на улучшение жилищных условий как на основании его жилищных условий, так и на основании того, что в силу Закона он является участником боевых действий.

Судом в качестве третьего лица было привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ.

В судебное заседание истец Кириллов В.В. не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ истец Кириллов В.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Кириллова В.В. по доверенности ФИО3 исковые требования поддержал, мотивировав доводами искового заявления.

Представитель ответчика Исполнительного комитета <адрес> муниципального района РТ по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, решение исполкома считает законным и обоснованным. Кириллов В.В., имеющий статус участника боевых действий, состоял в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, сформированном до 2005 года, дата постановки ДД.ММ.ГГГГ. В связи с проведением актуализации лиц, состоящих на учете на улучшение жилищных условий, Кириллову В.В. было направлено письмо о необходимости представления сведений для подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий. (Письмо исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, почтовое уведомление о получении письма № от ДД.ММ.ГГГГ). Однако Кириллов В.В. запрашиваемые сведения не представил. Исполнительным комитетом в целях исследования нуждаемости произведен запрос в МРФ БТИ и получен технический паспорт на жилое помещения по месту жительства заявителя, сведения о зарегистрированных лицах в жилом помещении. Исходя из материалов, выявлено, что жилое помещение по адресу: РТ, <адрес>, площадью 56,7 кв.м., зарегистрированные лица: заявитель Кириллов В.В и мать ФИО5 Как следует из статьи 51 ЖК РФ нуждаемость в улучшении жилищных условий исчисляется из расчета всех жилых помещений в пользовании и в собственности заявителя. Так как, согласно выписки из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении имеют место жительства мать и сын, то есть являются членами семьи. ФИО5 - собственник жилого помещения, ФИО6 является членом семьи собственника жилого помещения. В данном случае применим расчет: 56,7 кв.м. : 2 =28,35 кв.м. - в пользовании Кириллова В.В., что превышает учетную норму, установленную в <адрес>, равную 18 кв.м. Аналогичный расчет произведен Кирилловым В.В. в исковом заявлении, то есть истец не оспаривает расчет, но истец не согласен с учетом общей площади, считая, что обеспечен 16 кв.м. жилой площади, не учитывая при этом помещения вспомогательного пользования, предназначенные для удовлетворения бытовых и иных нужд, которыми заявитель пользуется ежедневно. В соответствии со статьей 50 ЖК РФ учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исходя из общей площади жилого помещения. Полагают исключение Кириллова В.В. из списка, указанного в постановлении от 26.05.2020г. № «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий», правомерным.

        Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие. В возращениях исковые требования не признали.

         Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Статьей 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан № 275 от 07.06.2006 года «Об утверждении положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан» в целях реализации статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» постановлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.

Тем самым, основанием для включения в республиканский Реестр для обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий в порядке, определенном Законом о ветеранах, является нуждаемость ветерана в улучшении жилищных условий и постановка на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года.

Порядок обеспечения жильем подразумевает общее правило предоставления гражданам, включая граждан указанных выше категорий, жилых помещений муниципального жилищного фонда, исходя из критериев их нуждаемости, определяемых в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых в том числе:

лиц, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1);

членов семьи собственника жилого помещения, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2).

В соответствии с п.п.4,5 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. В соответствии с п. 1 решения Совета г. Мензелинска № 5 от 15.06.2015 норма постановки на учет граждан на получение, на улучшение жилья определена в размере 18 кв.м.

В силу ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст.55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Постановлением Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № создана Общественная комиссия по жилищным вопросам в Мензелинском муниципальном районе, которая рассматривает вопросы постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлением жилой площади гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по программам, действующим на территории Мензелинского муниципального района РТ.

Как установлено в судебном заседании, Кириллов В.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил военную службу в рядах Вооруженных сил РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, действительно является участником боевых действий Северо-Кавказского региона (Чеченская Республика) и имеет право на получение льгот, установленных статьей 16 Федерального Закона РФ «О ветеранах».

Постановлением Исполнительного комитета <адрес> муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ гр. Кириллов Владислав Виниаминович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снят с учета очередников на улучшение жилищных условий из категории – участники боевых действий в связи с утерей нуждаемости в улучшении жилищных условий. Получил постановление ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33 оборот – 34, л.д.10).

О необходимости представить документы для проведения актуализации на предмет нуждаемости в улучшении жилищных условий был извещен письмом № от ДД.ММ.ГГГГ (получено ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 10).

В соответствии с протоколом заседания общественной жилищной комиссии Мензелинского муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ Кириллову В.В. отказали в получении субсидии ввиду отсутствия нуждаемости, указав, что заявитель Кириллов В.В. зарегистрирован по адресу: РТ, <адрес> составом семьи из 2 человек (заявитель, мама), площадь <адрес>,7 кв.м. Применим расчет: 56,7:2=28,35 кв.м. на каждого члена семьи, что составляет более 18 кв.м. (л.д. 29-33).

В соответствии с выпиской из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ в квартире, расположенной по адресу: РТ, <адрес>, зарегистрированы Кириллов В.В.(истец) и ФИО5 (мать истца) (л.д.12).

Как установлено в судебном заседании и не отрицалось стороной истца на протяжении рассмотрения дела, данная квартира принадлежит матери истца ФИО5, в данной квартире зарегистрирован Кириллов В.В.

На основании изложенного, исходя из требований ЖК РФ в данном случае при определении уровня обеспеченности Кириллова В.В. занимаемым жилым помещением, правовое значение имел факт регистрации и возможности пользоваться квартирой по адресу: РТ, <адрес>, площадью 56,7 кв.м.

Из содержания частей 1,2 ст.31 ЖК РФ следует, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

    Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки (подпункт «а»);

членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (подпункт «б»).

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи, в силу части 2 ст.31 ЖК РФ, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственниками и членами его семьи.

С учетом приведенных положений законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует, что Кириллов В.В. - истец, ФИО5 - мать истца, являются членами одной семьи. При этом суд не соглашается с доводами представителя истца ФИО3 о том, что должна учитываться только жилая площадь квартиры - 32 кв.м.

Поскольку частью 2 статьи 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

        Поскольку на момент рассмотрения дела истец имел постоянную регистрацию по месту жительства, то он считается имеющим право пользования данным жилым помещением в силу положений ст.31 ЖК РФ. С учетом изложенного, при определении нуждаемости Кириллова В.В. подлежала учету общая площадь указанного жилого помещения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для исключения Кириллова В.В. из списка Постановления руководителя Исполнительного комитета <адрес> муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ и признания за ним права на улучшение жилищных условий, поскольку Кириллов В.В. имеет на праве пользования жилое помещение, расположенное по адресу: РТ, <адрес>, где на каждого члена семьи приходится 28,35 кв.м.(56,7 кв.м. : 2, где 56,7 кв.м.- площадь квартиры, 2 – проживающие фактически в квартире Кириллов В.В., ФИО5), то есть более учетной нормы при определении нуждаемости 18 кв.м., что является основанием для расчета нуждаемости истца и снятия с учета очередников на улучшение жилищных условий из категории – участники боевых действий в связи с утерей нуждаемости в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований отсутствует, в удовлетворении искового заявления Кириллова В.В. Исполнительному комитету <адрес> муниципального района РТ, об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права на улучшение жилищных условий, следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

      ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.12.2022 ░░░░.

                  ░░░░░                                             ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ _____________________ 2022 ░░░░

                  ░░░░░                                             ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-569/2022 ~ М-554/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кириллов Владислав Виниаминович
Ответчики
Исполком г. Мензелинска
Суд
Мензелинский районный суд Республики Татарстан
Судья
Воронина Александра Евгеньевна
Дело на сайте суда
menzelinsky--tat.sudrf.ru
20.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2022Передача материалов судье
25.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2022Судебное заседание
01.12.2022Судебное заседание
14.12.2022Судебное заседание
16.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2023Дело оформлено
17.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее