Судья Мишарина И.С. Дело № 12-268/2019 (Дело № 12-268/2019)
РЕШЕНИЕ
23 октября 2019 года г.Сыктывкар
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М., при секретаре Тырышкиной Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" Кашкар Ю.Н. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский",
установил:
постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 сентября 2019 года администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" Кашкар Ю.Н. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов статьей 1 Закона Республики Коми от 09 декабря 2014 года № 148-РЗ "О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми" закреплено за муниципальными образованиями сельских поселений в Республике Коми. Кроме того, полагает, что при проведении проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) нарушены положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Заслушав объяснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, исследовав материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, состоящие в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон № 52-ФЗ).
Согласно абзацу второму статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ).
Пунктом 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года N 4690-88, предусмотрено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В соответствии с пунктом 8.2.5 Санитарных правил и норм СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Согласно пункту 3.11 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования организации и проведения дератизационных мероприятий" санитарно-гигиенические мероприятия включают: работы по поддержанию санитарного состояния на объектах в рабочих и подсобных помещениях, подвалах, на территории, прилегающей к объектам, очистку мусорокамер в жилых домах не реже 1 раза в сутки с применением моющих и дезинфицирующих средств; асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте; использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий; проведение других мероприятий, соответствующих профилю объекта, предусмотренных законодательством Российской Федерации и санитарными правилами.
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора в связи с поступлением обращений граждан (вх. № 55/2 от 06 мая 2019 года, вх. № 55/3 от 15 мая 2019 года) 24 мая 2019 года в отношении администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" возбуждено дело по наличию признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведено административное расследование.
В рамках административного расследования 04 июня 2019 года в 15 часов 30 минут при осмотре площадки, расположенной по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, ул. Садовая, 14, выявлены нарушения пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункта 3.11 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно- эпидемиологические требовании к организации и проведению дератизационных мероприятий", а именно для сбора твердых коммунальных отходов по адресу: с. Выльгорт, ул. Садовая, в районе дома № 14 не оборудована специальная контейнерная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру. Бункер (мусорный контейнер для строительного мусора) стоит на земле, не имеет ограждения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" протокола об административном правонарушении от 10 июля 2019 года № 511 о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь нормами КоАП РФ, пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 8, 8.1, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктами 3, 4, 13 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 № 1039, статьей 8 Устава МО МР "Сыктывдинский", судья Сыктывкарского городского суда согласился с выводом административного органа о наличии в действиях администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей городского суда сделаны выводы о том, что администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский", является субъектом вмененного ему в вину административного правонарушения, поскольку обязанность по участию в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов на территории муниципального района, в частности обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на той территории муниципального района, где данная обязанность не возложена на иное лицо, несет администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" как орган местного самоуправления. Сведений о том, что соответствующая обязанность по оборудованию специальной площадки для установки контейнеров в с.Выльгорт по ул.Садовая в районе дома 14 закреплена за иными лицами, в том числе за администрацией сельского поселения "Выльгорт", в материалы дела не представлено.
Между тем с указанными выводами судьи городского суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии с положениями пункта 14 части 1 статьи 15 и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на соответствующих территориях.
К вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
Указанный вопрос местного значения может быть закреплен за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений (часть 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
Вопросы местного значения, предусмотренные для городских поселений и не отнесенные Федеральным законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно части 1.1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемого вопроса местного значения установлены отраслевым федеральным законом - Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Статьей 8 Федерального закона N 89-ФЗ, определяющей полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами, устанавливаются пределы и формы участия органов местного самоуправления при осуществлении ими полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Так, к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей их исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В частности в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 09 декабря 2014 года № 148-РЗ "О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми" в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за муниципальными образованиями сельских поселений в Республике Коми закреплен вопросы местного значения: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются с 01 января 2015 года органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов в Республике Коми (часть 2 статьи 1 Закона № 148-РЗ).
Статьей 2 Закона Республики Коми от 09 декабря 2014 года № 148-РЗ определено, что финансирование расходов по решению органами местного самоуправления сельских поселений вопросов местного значения, установленных частью 1 статьи 1 настоящего Закона, производится за счет передачи в бюджеты сельских поселений налоговых доходов от налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях сельских поселений, подлежащего зачислению в бюджет соответствующего муниципального района в Республике Коми, - по нормативу 1,3%.
В соответствии с пунктом 1.18 статьи 9 Устава муниципального образования сельского поселения "Выльгорт", утвержденного решением Совета сельского поселения "Выльгорт" от 27 апреля 2017 года № 08/04-03-66, к вопросам местного значения сельского поселения "Выльгорт" отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения "Выльгорт" в него входит бункер накопитель на 8 куб. м, расположенный по адресу: с. Выльгорт, ул. Садовая, в районе дома № 14.
Из системного толкования приведенных выше положений закона и Устава следует, что такой вид деятельности как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, включающий в себя создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения "Выльгорт", относится к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения "Выльгорт" за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Следовательно, администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" не является субъектом вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 сентября 2019 год, вынесенное в отношении администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 6.3 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу защитника администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" Кашкар Ю.Н. удовлетворить.
Постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 сентября 2019 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья И.М.Машкина