Копия
Дело №
24RS0№-90
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
21 февраля 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Татарниковой Е.В.,
с участием помощника прокурора ФИО5,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муниципального образования <адрес> в лице департамента градостроительства администрации <адрес> к ФИО3, ФИО2 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, выселении, признании права собственности; исковому заявлению ФИО3, ФИО2 к Департаменту градостроительства администрации <адрес> о предоставлении в собственность благоустроенного жилого помещения и оспаривании оценки выкупной цены,
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное образование <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО4 Л.А., ФИО4 Т.М., требуя изъять у ответчиков жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>А, <адрес>, путем его выкупа, определив размер компенсации 844 000 руб., прекратить право собственности ответчиков на данное жилое помещение, выселить из данного жилого помещения, признать право собственности на данное жилое помещение за муниципальным образованием <адрес> после выплаты ответчикам денежной компенсации. Требования мотивированны тем, что указанное жилье признано аварийным, с собственниками данной квартиры ФИО4 Л.А., ФИО4 Т.М. соглашение о ее выкупной цене не достигнуто, в добровольном порядке ответчики выселиться из данного жилого помещения отказываются.
Не согласившись с указанным исковым заявлением, ФИО4 Л.А., ФИО4 Т.М. обратились в судо со встречным исковым заявлением к муниципальному образованию <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, ссылаясь на то, что в связи с включением дома в региональную программу истцы вправе претендовать на предоставление равноценного жилья.
В судебном заседании представитель ФИО4 Л.А., ФИО4 Т.М. ФИО8 (полномочия подтверждены) встречные исковые требования поддержала по основанием, изложенным во встречном исковом заявлении, с исковыми требованиями в части выплаты денежной компенсации взамен аварийного жилья возражала, настаивая на своих требованиях.
Представитель МО <адрес>, ФИО4 Л.А., ФИО4 Т.М., представители третьих лиц МКУ <адрес> «Управление капитального строительства», Управления Росреестра по <адрес> не явились, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявляли. Представитель МО <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> просила дело рассмотреть в ее отсутствие. ФИО4 Л.А., ФИО4 Т.М. воспользовались правом на ведение дела через представителя.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу положений части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ФИО4 Л.А., ФИО4 Т.М. на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве общей долевой собственности в равных долях <адрес>, в жилом доме по адресу: <адрес>, Никитина, <адрес>А, общей площадью 15 кв.м.
ФИО4 Л.А., ФИО4 Т.М. состоят на регистрационном учете по указанному адресу.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>А признан аварийным и подлежащим сносу по причине ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом и отдельными его частями, приведшее к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-арх вышеуказанный жилой дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО4 Л.А., ФИО4 Т.М. как собственникам жилого помещения, находящегося в аварийном и подлежащем сносу доме, были направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ о сносе данного дома, совместно с собственниками других жилых помещений, в разумный срок – до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в срок, обозначенный в требованиях, ответчиками и другими собственниками жилых помещений указанный дом не был снесен, распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-арх принято решение об изъятии земельных участков и объектов недвижимости, включая вышеуказанный дом.
Департаментом градостроительства администрации <адрес> было направлено в адрес ответчиков уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о принятом решении об изъятии земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.
В связи, с чем квартира, принадлежащая ФИО4 Л.А., ФИО4 Т.М. и земельный участок, на котором расположен дом, подлежат изъятию для муниципальных нужд согласно указанным распоряжениям администрации <адрес>.
ФИО4 Л.А., ФИО4 Т.М. решение о признание дома аварийным и подлежащим сносу не оспаривали, с предложенным им размером компенсации не согласились, считая его заниженным и определенным с нарушением требований действующего законодательства, обратились к муниципальному образованию <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения взамен аварийного.
Дав правовую оценку представленным доказательствам, разрешая спор, суд с учетом установленных фактических обстоятельств дела и на основании подлежащих применении норм материального права, приходит к выводу, что о наличии законных оснований для изъятии у ответчиков по первоначальному иску ФИО4 Л.А., ФИО4 Т.М. принадлежащего им жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А, <адрес> для муниципальных нужд, поскольку изъятие квартиры у ответчиков по первоначальному иску обусловлено признанием данного дома аварийным и подлежащим сносу; решение по его изъятию принято компетентным органом местного самоуправления с соблюдением предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию недвижимого имущества у собственников, которым направлялось соглашение о выкупе жилого помещения для муниципальных нужд.
Рассматривая требования первоначального истца о предоставлении взамен аварийного жилья денежную компенсацию и встречных требований о предоставлении взамен аварийного жилья иное равнозначное, суд исходит из следующего.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений).
Как следует из разъяснений, содержащихся в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд, необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Указанный Федеральный закон N 185-ФЗ определяет в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 указанного Федерального закона N 185-ФЗ установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Часть 8.1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени.
В ч. 3 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В обоснование заявленных во встречном иске требований, ФИО4 Л.А., ФИО4 Т.М. указали на то, что они отказались от выкупа у них квартиры в аварийном доме за предложенную денежную сумму, и выразили свое волеизъявление именно на предоставление им другого жилого помещения взамен изымаемой квартиры в доме, признанном аварийным в рамках существующей Региональной адресной программы переселения граждан.
Таким образом, поскольку многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>А, в котором расположена изымаемая квартира истцов по встречному иску, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в реализацию региональных адресных программ по переселению граждан в <адрес>, суд приходит к выводу о том, что выбор способа реализации своих жилищных прав принадлежал именно собственникам изымаемого жилого помещения, следовательно, с учетом выраженного волеизъявления ФИО4 Л.А., ФИО4 Т.М. на предоставление им в собственность равнозначного жилого помещения взамен изымаемого и учитывая фактическую реализацию в настоящее время утвержденной региональной адресной программы по расселению рассматриваемого многоквартирного дома, встречные исковые требования подлежат удовлетворению с возложением обязанности на муниципальное образование <адрес> предоставить им равноценное жилое помещение взамен изымаемого для муниципальных нужд.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником.
В случае изъятия жилого помещения общей площадью равной 20 квадратным метрам и менее, без взимания разницы предоставляется жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, но не более 33 квадратных метров.
В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.
Таким образом, удовлетворение исковых требований МО <адрес> об изъятии жилого помещения является основанием для прекращения права собственности ФИО4 Л.А., ФИО4 Т.М. в отношении объекта недвижимого имущества в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, выселении их и, как следствие, регистрации перехода права собственности на Муниципальное образование <адрес> только после предоставления ответчикам по первоначальному иску благоустроенного жилого помещения в <адрес>, отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления не менее ранее занимаемого (15 кв.м.), но и не более чем на 33 кв.м.
При этом, поскольку спорная квартира включена в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отсутствие в настоящее время у МО «<адрес>» других жилых помещений для предоставления взамен изымаемых для муниципальных нужд, не может влиять на гарантированные действующим жилищным законодательством права ответчиков (истцов по встречному иску).
Наличие у ФИО4 Л.А. права собственности на иное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>31, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ не может служить основанием для отказа в удовлетворении встречного искового заявления, поскольку право собственности на указанное выше жилищное законодательство не ставит предоставление жилого помещения (либо его выкуп) взамен признанного аварийным, в зависимость от нуждаемости гражданина в жилье.
Правоотношения, связанные с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также последующим расселением проживающих в нем лиц, являются длящимися. В процессе таких правоотношений на различных их этапах возникают жилищные права и обязанности, при урегулировании которых необходимо учитывать изменения норм материального права.
Часть 8.1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, как указан выше, вступила в силу с ДД.ММ.ГГГГ, тогда как право собственности за ФИО4 Л.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ул. <адрес>31, возникло ДД.ММ.ГГГГ (регистрация перехода права собственности), дом авариными признан ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, указанная норма закона не подлежит распространению на спорные правоотношения, поскольку спорные правоотношения возникли до вступления ее в законную силу.
Более того, сам по себе факт наличия в собственности только у одной ФИО4 Л.А. с 2010 года иного жилого помещения, при их отсутствии у ответчика ФИО4 Т.М., не может влиять на возможность реализации им своих жилищных прав в рамках действующей региональной адресной программы путем получения другого жилого помещения взамен изымаемого, поскольку, как предусмотрено п.3 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 9-4060, в случае если жилое помещение принадлежит нескольким собственникам, взамен изымаемого жилого помещения предоставляется только одно жилое помещение; размер общей площади которого определяется исходя из норм, установленных пунктом 1 настоящей статьи.
Таким образом, независимо от того, имеется ли у ФИО4 Л.А. в настоящее время иное жилье, а также независимо от количества собственников изымаемого жилого помещения, муниципальное образование <адрес> в рамках действующей региональной адресной программы все равно будет обязано предоставить ответчикам только одно жилое помещение с размером общей площади, определенной из норм, установленных пунктом 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 9-4060, которые не учитывают ни количество собственников изымаемой квартиры, ни факт наличия у них каких-либо иных жилых помещений, либо их площадей.
Учитывая изложенное, у суда, с учетом установленных выше обстоятельств, принимая во внимание действующее законодательство, регулирующее спорные отношения, отсутствуют основания для отказа в удовлетворении встречного искового заявления ФИО4 Л.А., ФИО4 Т.М.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Муниципального образования <адрес>, в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> к ФИО3, ФИО2 об изъятии объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд - удовлетворить частично.
Встречные исковые требования ФИО3, ФИО2 к МО Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения – удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд у ФИО3, ФИО2, принадлежащее им на праве общей долевой собственности жилое помещение по адресу: <адрес>А, <адрес>, после предоставления им равнозначного жилого помещения.
Возложить на МО <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> обязанность предоставить ФИО3, ФИО2 на праве общей долевой собственности в равных долях равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м, расположенное в границах Муниципального образования <адрес>, отвечающее санитарно-техническим нормам, взамен принадлежащего ФИО3, ФИО2 на праве общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А, <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Прекратить право собственности ФИО3, ФИО2 на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Выселить и снять с регистрационного учета ФИО3, ФИО2, из жилого помещения по адресу: <адрес>А, <адрес> после предоставления ФИО3, ФИО2 равнозначного жилого помещения.
Признать право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>А, <адрес> за муниципальным образованием <адрес> после предоставления ФИО3, ФИО2 равнозначного жилого помещения.
В удовлетворении иска муниципального образования <адрес> в части определения размера возмещения в счет изъятого жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда с подачей жалобы через Советский районный суд <адрес>.
Председательствующий: Е.В. Татарникова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна судья Е.В.Татарникова