Дело № 2-1697/2023
24RS0048-01-2022-008669-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2023 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Злобиной М.В.,
при секретаре Березюке Н.В.,
с участием представителя третьего лица Гребенниковой М.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уржумцева Андрея Петровича к ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Уржумцев А.П. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в котором с учетом уточнения оспаривает действия (бездействие) ответчика, просит взыскать с ответчика утраченную пенсию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 22801,08 рублей.
Требования мотивированы тем, что истец в спорный период времени отбывал наказание в ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю. В 2015 году истец получал пенсию по потере кормильца. Затем в 2016 году истца осудили и направили в ФКУ ИК-31 ГУФСИН по Красноярскому краю. С ДД.ММ.ГГГГ истец в колонии пошел обучаться в школу №, в связи с чем истец с ДД.ММ.ГГГГ должен был получать пенсию по потере кормильца. Указывает, что по вине сотрудников ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю, которые не направили необходимые документы в пенсионный фонд, истец не получал пенсию.
Истец Уржумцев А.П. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании, проводимом посредством видеоконференц-связи, пояснял, что писал заявление о назначении пенсии, находясь в школе №, передавал свое заявление через учебное заведение.
Представитель ответчика ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещен заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств не заявлял. Ранее в судебном заседании пояснял, что какого-либо заявления от истца на получение пенсии не было, в связи с чем оснований передавать какие-либо документы в пенсионный орган не имелось.
Представитель третьего лица Гребенникова М.В. в судебном заседании пояснила, что назначение пенсии носит заявительный характер, какое-либо заявление от Уржумцева А.П. в адрес пенсионного органа не поступало.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств не заявляли.
На основании изложенного, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд выносит решение по делу при имеющейся явке лиц.
Выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Частью 6 приведенной нормы и пп. 8 п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам.
Согласно ст. 2 данного Закона к нетрудоспособным гражданам относятся инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, дети, оба родителя которых неизвестны, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины); дети, оба родителя которых неизвестны, - дети, государственная регистрация рождения которых произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, а также найденные (подкинутые) дети или дети, оставленные матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в указанной медицинской организации, государственная регистрация рождения которых произведена в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В силу ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке) (ч. 1); нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами (п. 1 ч. 2); члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 3).
Отнесение к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца совершеннолетних детей, обучающихся в образовательных учреждениях обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства: специфика организации учебного процесса в рамках очной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения данной категорией лиц постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности.
Само по себе предоставление детям умершего кормильца, обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, возможности получать страховую пенсию по случаю потери кормильца, в том числе после достижения совершеннолетнего возраста, согласуется с положениями Конституции РФ (ч. 2 ст. 7; ч. 1 ст. 39), а также международно-правовых актов в области социального обеспечения, нормы которых предусматривают, что термин «ребенок» может охватывать не только лиц, не достигших возраста окончания обязательного школьного образования, но и перешагнувших данный возрастной рубеж, - при условии, что они проходят курс ученичества или продолжают учебу, в связи с чем, страховая пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая детям умершего кормильца, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, по своей правовой природе представляет собой особую меру государственной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.
При этом возникновение у детей умершего кормильца после достижения ими возраста 18 лет права на получение пенсии по случаю потери кормильца обусловлено не просто самим фактом их обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а освоением ими исключительно основных образовательных программ и лишь по очной форме обучения.
В силу ч. 1 и 5 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (абзац первый пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред (убытки) являются: причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда. При этом гражданское законодательство предусматривает презумпцию вины причинителя вреда: лицо, причинившее вред, освобождается от обязанности его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В ходе судебного разбирательства судом установлено и следует из материалов дела, что истец осужден Игарским городским судом Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, мировым судьей судебного участка № <адрес> Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ истец проходил обучение в КГБПОУ «Игарский многопрофильный техникум» по очной форме обучения.
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ истец получал пенсию по потере кормильца - отца.
В 2016 году в связи с помещением истца в ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ прекращена выплата пенсии.
Как указывает истец, с ДД.ММ.ГГГГ истец в колонии пошел обучаться в школу
№, в связи с чем истец с ДД.ММ.ГГГГ должен был получать пенсию по потере кормильца, однако по вине сотрудников ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю, которые не направили необходимые документы в пенсионный фонд, истец не получал пенсию.
Вместе с тем, данные обстоятельства не нашли своего подтверждения.
Согласно ответу на запрос с КГКОУ КВСОШ № от ДД.ММ.ГГГГ Уржумцев А.П. не подавал заявления через учебное заведение на назначение пенсии по случаю потери кормильца в 2016-2017 годах.
Аналогичные сведения представлены представителем ответчика. Из представленной в материалы дела выкопировки из журнала следует, что заявление от истца на назначение пенсии не поступало.
Из материалов дела следует, что следующее заявление о назначении пенсии поступило от истца в пенсионный орган лишь в 2018 году.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что назначение пенсии носит заявительный характер, учитывая отсутствие доказательств обращения истца с заявлением о назначении пенсии, суд приходит к выводу о недоказанности нарушения прав истца и отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-31 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░