УИД 25RS0023-01-2024-000239-91
Дело № 12-4/2024
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
п.Ольга 03 июня 2024 года
Судья Ольгинского районного суда Приморского края Савин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края на постановление главного государственного инспектора по Ольгинскому муниципальному району по пожарному надзору от 02.05.2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,
установил:
Указанным постановлением администрация Ольгинского муниципального округа Приморского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, привлечена к административной ответственности, подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Представитель администрации с данным постановлением не согласился, считая указанное постановление незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы представитель указал, что объективная сторона правонарушения сформулирована как «не реализация полномочий органов местного самоуправления в области пожарной безопасности», тогда как в силу п.п.8, 10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 11. 14 ч.1 ст.5 Устава Ольгинского муниципального округа Приморского края, к вопросам местного значения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах округа.
Первичные меры пожарной безопасности указаны в ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» как реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Ст.19 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
П.70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ», предусмотрено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Нарушение указанных положений законодательства вменяется в вину юридическому лицу. Вместе с тем, администрацией создано МКУ «Гражданская оборона, Чрезвычайные ситуации и Единая дежурно-диспетчерская служба администрации Ольгинского муниципального округа, предметом деятельности которого, в том числе, является организация работ в сфере защиты территории округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участие в мероприятиях по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Учреждение является самостоятельным юридическим лицом, руководитель учреждения выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Таким образом, по мнению представителя администрации, ответственность за указанные нарушения должно нести МКУ и его руководитель, вина администрации не доказана, соответствующие доказательства отсутствуют, не указаны конкретные ориентиры, участки местности, помимо наименования населенных пунктов, где отсутствуют противопожарные барьеры. В постановлении объективная сторона правонарушения не раскрыта, ограничена абстрактными формулировками.
Кроме того, административным органом не рассмотрено ходатайство администрации о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения, не разрешен вопрос о наличии смягчающих обстоятельств.
В судебном заседании представитель юридического лица доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в соответствии с которым участие МКУ в мероприятиях по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, не обозначает назначение данного подчиненного администрации юридического лица ответственным за невыполнение данных мероприятий. Данное учреждение является подведомственным по отношению к администрации, финансируется администрацией. Наличие или отсутствие вины МКУ в ходе проведенной проверки не выяснялось, указанный вопрос при наличии оснований может быть рассмотрен в отдельном административном производстве.
Выездная проверка проводилась в рамках осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности, администрация, как орган местного самоуправления, обладает соответствующими организационной-распорядительными и административно-хозяйственными функциями. Ходатайство о прекращении производства по делу надлежащим образом рассмотрено и приобщено к материалам дела. Приведенные доказательства подтверждают вину юридического лица, учтены смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Судья, выслушав доводы, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Исходя из положений ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности.
Правительством Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
П.70,75 указанных Правил предусматривают, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры; органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, и могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела усматривается, что административным органом в соответствии с распоряжением от 11.03.2024 г., уведомлением от 19.03.2024 г.№ произведена внеплановая выездная проверка исполнения протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по предотвращению и ликвидации паводков и природных пожаров в 2024 году». В ходе проверки истребованы документы и сведения в соответствии с п.9 распоряжения, произведен осмотр населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, установлено отсутствие минерализированных полос вокруг населенных пунктов Ольгинского муниципального округа, отсутствие мест забора воды в любое время года (подъезды для установки пожарных автомобилей и забора воды).
Указанные сведения подтверждены актом выездной проверки от 10.04.2024 г. По результатам проверки административным органом с участием представителя администрации составлен протокол от 22.04.2024 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Заявленное письменное ходатайство администрации от 02.05.2024 г. о прекращении производства по делу рассмотрено административным органом в соответствии с положениями КоАП РФ, вынесено определение. 02.05.2024 г. административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении, администрация признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, назначено административное наказание.
Поскольку действующим законодательством предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в отсутствие достаточных, относимых и допустимых доказательств подтверждающих выполнение данных нормативных требований в области пожарной безопасности, действия юридического лица квалифицированы верно.
При установленных в ходе разбирательства обстоятельствах, администрация Ольгинского муниципального округа Приморского края допустила незаконное бездействие в части исполнения правил пожарной безопасности, что может повлечь негативные последствия в виде угрозы уничтожения или повреждения имущества, причинения тяжкого вреда здоровью или массовой гибели людей, а также причинения вреда лесным насаждениям и объектам животного мира. Бездействие и свидетельствует о том, что полномочия администрации в области пожарной безопасности выполнены не были.
Доводы представителя юридического лица судьей отвергаются по следующим основаниям.
Отсутствие минерализированных полос, их несоответствие требованиям закона, отсутствие мест забора воды, подтверждено материалами дела.
В соответствии со ст. 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса
Отсутствие сведений об измерительных приборах, их сертификации, прохождении метрологической поверки, видео- и фотоматериалов, не является безусловным основанием для прекращения производства по делу, поскольку использование средства измерения, как и фото-, видеофиксация, производится по инициативе административного органа в случае необходимости. Таким образом, место совершения административного правонарушения, вопреки позиции заявителя, установлено, приведенные доказательства соответствуют требованиям ст.26.2 КоАП РФ. Поименование в постановлении населенных пунктов, в которых выявлены нарушения, свидетельствует об установлении административным органом места правонарушения.
Доказательств того, что выявленные в ходе акта результаты об отсутствии минерализированных полос установленной ширины и мест забора воды недостоверны, в материалах дела не имеется.
Юридическое лицо является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования, отнесены к вопросам местного значения.
Доводы администрации о том, что надлежащим лицом, ответственным за соблюдение первичных мер пожарной безопасности, является МКУ, основаны на ошибочном толковании закона.
Собранные по делу доказательства являются достаточными для рассмотрения дела по существу и вывода о виновности в совершении указанного административного правонарушения.
Ходатайство представителя администрации рассмотрено в соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ.
Административным органом при вынесении постановления принято во внимание, что отягчающие административную ответственность обстоятельства в соответствии со ст.4.3 КоАП РФ не установлены, учтено, что юридическое лицо к административной ответственности не привлекалось.
Однако при назначении административного наказания административным органом допущены существенные нарушения.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вместе с тем административным органом не установлены условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде ввиду ненадлежащего исполнения администрацией публично-правовых обязанностей по обеспечению, возложенных на него требованиями противопожарной безопасности.
Выявленные нарушения могут повлечь негативные последствия в виде угрозы уничтожения или повреждения имущества, причинения тяжкого вреда здоровью или массовой гибели людей, а также причинения вреда лесным насаждениям и объектам животного мира.
Следовательно, административным органом не соблюдена процедура привлечения юридического лица к административной ответственности, указанное процессуальное нарушение является существенным, не может быть восполнено на стадии судебного разбирательства.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.
В соответствии со статьей 30.7 КоАП РФ судья выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление главного государственного инспектора по Ольгинскому муниципальному району по пожарному надзору от 02.05.2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении администрации Ольгинского муниципального округа отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.
Настоящее решение может быть обжаловано в административную коллегию Приморского краевого суда через Ольгинский районный суд в течение 10-ти суток со дня его вручения или получения.
Мотивированное решение изготовлено 03.06.2024 г., день изготовления решения в полном объеме является днем его вынесения.
Судья А.А. Савин