Судья: Энгель А.А.. Дело № 33а-10176/2023
УИД: 63RS0031-01-2021-009202-07
Дело № 2а-2731/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 октября 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Роменской В.Н., Пудовкиной Е.С.,
при секретаре – Алиеве Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа Тольятти в лице представителя Вадченко А.В. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 июня 2023 года, с учетом определения об исправлении описки от 28 июня 2023 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя администрации городского округа Тольятти в лице представителя Веселковой О.В. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей ТСЖ «<данные изъяты>» Халимовой Р.А., Уланова С.А. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ТСЖ «<данные изъяты>» обратилось в суд с административными исковыми заявлениями к администрации г.о. Тольятти о признании незаконным распоряжений от 1 октября 2021 г. № 7491-р/7 о согласовании переустройства квартиры №; распоряжения от 20 октября 2021 г. № 8043-р/7 о согласовании переустройства квартиры №; распоряжения от 1 октября 2021 г. № 7475-р/7 о согласовании переустройства квартиры №, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что ТСЖ «<данные изъяты>» создано 27 мая 2015г. с целью управления общим имуществом в многоквартирном доме по ул<адрес> и оказания коммунальных услуг. Собственники квартир № № - Марченко А.В., Прохоров Д.В., № № - Костелов А.А., Костелова И.А., Костелова В.А., Костелов А.А., № № - Шолохова Л.И., Нюхтин М.И. обратились в администрацию г.о. Тольятти за согласованием переустройства в жилом помещении. Распоряжениями администрации от 1 октября 2021 г. № 7491-р/7; от 20 октября 2021 г. № 8043-р/7; от 1 октября 2021 г. № 7475-р/7 принято решение о согласовании переустройства указанных выше помещений в многоквартирном доме со ссылкой на предоставленный проект шифр <данные изъяты>, выполненный ООО «Дедал».
ТСЖ «<данные изъяты>» считает, что распоряжения выданы незаконно, поскольку не проведена проверка соответствия проекта перепланировки с проектной документацией многоквартирного дома, проверки факта наличия либо отсутствия согласования со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме возможности внесения изменений, в том числе в общедомовое имущество. В жилых помещениях проектом не предусмотрена регулирующая и запорная арматура, отопление транзитное. Вся система отопления обслуживает более одной квартиры, так как тепло подается по транзитной трубе, проходящей через конвектор и является единой системой кругового цикла, рассчитанной на трубу 20 диаметра, без кранов перекрытия и перемычек. Установка перемычки и врезка запирающего устройства являются несанкционированным вмешательством в общедомовое имущество и инженерное оборудование, так как установка запорного устройства предполагает нарезки резьбы на трубе общедомового имущества, что не предусмотрено проектом и является переустройством с изменением технических параметров общедомового имущества. Все переустройства в общедомовом имуществе необходимо согласовывать с собственниками МКД, на основании пункта 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом требуется 100% согласие собственников, которое в данном случае отсутствует. Проект ООО «Дедал», представленный на согласование в администрацию не соответствует техническим требованиям норм СНиП, произведен без согласования с управляющей организацией, жильцами дома, что нарушает права собственников дома на благоприятные и безопасные условия проживания. Проектная документация при составлении проекта ООО «Дедал» не запрашивалась, в связи чем имеются несоответствия с проектной документацией МКД. Согласование администрацией г.о.Тольятти проекта ООО «Дедал» осуществлено после обращения ТСЖ в администрацию г.о. Тольятти с заявлением о проведении собственниками жилых помещений переустройства и перепланировки. ТСЖ «<данные изъяты>» считает, что администрация г.о. Тольятти приняла формальное решение при вынесении распоряжений без изучения проекта и фактической возможности проведения переустройства и перепланировки без нарушения строительных норм и правил, что нарушает права третьих лиц и ухудшает состояние общедомового имущества.
Решениями Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 4 июля 2022 г. по административным делам №2а-№/2022, №2а-№/2022, №2а-№/2022, оставленными без изменения апелляционными определениями судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда г. Тольятти от 29 ноября 2022 г. (т.6 л.д.234), от 15 ноября 2022 г. (т.2 л.д.96), от 24 ноября 2022 г. (т.4 л.д. 39) соответственно, в удовлетворении административных исковых требований ТСЖ «<данные изъяты>» отказано.
Кассационными определениями судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2023 г. (т.7 л.д.46); от 21 февраля 2023 г. (т.2 л.д.160); от 14 марта 2023 г. (т.4, л.д.103) указанные судебные акты отменены, административные дела направлены на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области.
При новом рассмотрении, определением суда от 18 мая 2023 г. указанные выше административные дела объединены в одно производство, делу присвоен номер № 2а-2731/2023 (т. 2 л.д. 186).
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 июня 2023 г. требования ТСЖ «<данные изъяты>» удовлетворены. Признаны незаконными распоряжения администрации г.о. Тольятти от 1 октября 2021 г. № 7491-р/7; от 1 октября 2021 г. № 7475-р/7; от 20 октября 2021 г. № 8043-р/7 о согласовании переустройства жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, кв.кв. № соответственно. В целях восстановления прав и законных интересов ТСЖ «<данные изъяты>» на администрацию г.о. Тольятти возложена обязанность повторно рассмотреть заявления от 1 и 6 сентября 2021 г. о согласовании переустройства указанных жилых помещений.
В апелляционной жалобе администрация г.о. Тольятти в лице представителя Вадченко А.В. ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям статей 176, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку судом не учтено, что к заявлениям собственников жилых помещений о переустройстве помещений в многоквартирном доме приложены: технический паспорт жилого помещения, проект перепланировки квартир, выполненный ООО «Дедал», согласно которому предусмотрено, в том числе, выполнение работ по замене приборов отопления, подключение приборов отопления от существующей системы отопления. Работы, предусмотренные в проекте, не противоречат действующему законодательству. Перепланировка помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, проектом не предусмотрена, в связи с чем, ссылка административного истца на часть 3 статьи 36, часть 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации неправомерна. Обжалуемое распоряжение вынесено на основании представленных заявителем документов в соответствии с Административным регламентом. Необходимость в проведении общего собрания собственников отсутствовала, поскольку перепланировка не затрагивала общее имущество собственников многоквартирного дома.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В заседании судебной коллегии представитель администрации г.о. Тольятти – Веселкова О.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Представители ТСЖ «<данные изъяты>» – председатель правления ТСЖ Халимова Р.А., Уланов С.А. (по доверенности) в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 291 Гражданского кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья создается собственниками помещений в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах либо собственниками нескольких жилых домов для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов и осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов. Тем самым товарищество собственников жилья действует в интересах собственников помещений в МКД.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащего ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующего внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации включает в состав общего имущества механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Из содержания приведенных норм следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
В подпункте «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила), воспроизведена норма о включении в состав общего имущества механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Кроме того, пункт 5 Правил закрепляет, что в состав общего имущества входят внутридомовые Инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Исходя из системного толкования пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом «д» пункта 2 этих же Правил, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одного жилого помещения, в том числе не имеющие отключающих устройств (запорной арматуры), расположенных на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, находящихся внутри квартир.
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Этой же статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для Проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Согласно части 4 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 этой статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с указанной статьей возложена на заявителя.
Из системного толкования приведенного правового регулирования следует, что уполномоченный орган при принятии решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства или перепланировки должен оценить, в том числе соответствие представленного проекта переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме технической документации многоквартирного дома и иным требованиям, предъявляемым к такому виду работ.
Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом №1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> проведенного 27 мая 2015г. принято решение о создании ТСЖ «<данные изъяты>» и утвержден его Устав, о чем 21 августа 2015г. внесена запись в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ТСЖ является «Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение на договорной основе» (68.32.1). Председателем правления ТСЖ с 18 января 2019г. является Халилова Р.А. ( т. 1 л.д.7-9).
Материалами дела подтверждается, что Марченко А.В. и Прохоров Д.В., являются собственниками квартиры №№, расположенной по адресу: <адрес> (т.5 л.д.33).
6 сентября 2021 г. в районную межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда Автозаводского района г.о. Тольятти поступило заявление Марченко А.В., Прохорова Д.В., о переустройстве помещения в многоквартирном доме, расположенного в г. <адрес>. (т.7 л.д. 37-38).
К заявлению о переустройстве приложены документы: проект шифр <данные изъяты> переустройство квартиры выполненный ООО «Дедал», технический паспорт жилого помещения (т.7 л.д.39-42).
Распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти от 1 октября 2021 г. № 7491-р/7 дано согласие на переустройство помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в соответствии с предоставленным проектом шифр <данные изъяты>, выполненным ООО «Дедал», а также установлен срок и режим производства ремонтно-строительных работ (т.7 л.д.32).
Судом также установлено, что распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от 4 марта 2022 г. № 1494-р/7 Марченко А.В., Прохорову Д.В. отказано в согласовании переустройства помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес> на основании пункта 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации – несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства, а именно: в нарушение подпункта «б пункта 19 подраздела «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети» раздела 5 части II постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008г. №87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» в проекте шифр <данные изъяты>, выполненном проектной организацией ООО «Дедал», отсутствуют сведения об источниках теплоснабжения, параметрах теплоносителей системы отопления (т.5 л.д.200).
Кроме того, судом установлено, что Костелов А.А., Костелова И.А., Костелова В.А., Костелов А.А., являются собственниками квартиры №№, расположенной по адресу: <адрес> (т. 1 л.д.14-16, 48-49).
6 сентября 2021 г. в районную межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда Автозаводского района г.о. Тольятти поступило заявление Костелова А.А., Костеловой И.А., действующих за себя и своих несовершеннолетних детей Костелову В.А., Костелова А.А., о переустройстве помещения в многоквартирном доме, расположенного в <адрес> К заявлению приложены документы: проект шифр <данные изъяты> переустройство квартиры выполненный ООО «Дедал», технический паспорт жилого помещения (т.1 л.д. 46-47).
Распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от 20 октября 2021 г. № 8043-р/7 дано согласие на переустройство помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в соответствии с предоставленным проектом шифр <данные изъяты>, выполненным ООО «Дедал», установлен срок и режим производства ремонтно-строительных работ (т. 1 л.д.45).
Установлено, что Шолохова Л.И., Нюхтин М.И. являются собственниками квартиры № №, расположенной по адресу: <адрес> (т.3 л.д. 14).
1 сентября 2021 г. в районную межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда Автозаводского района г.о. Тольятти поступило заявление Шолоховой Л.И., Нюхтина М.И., о переустройстве помещения в многоквартирном доме, расположенного в г. <адрес>. К заявлению о переустройстве приложены документы: проект шифр <данные изъяты> переустройство квартиры выполненный ООО «Дедал», технический паспорт жилого помещения (т.3 л.д. 47-51).
Распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти от 1 октября 2021 г. № 7475-р/7 дано согласие на переустройство помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в соответствии с предоставленным проектом шифр <данные изъяты>, выполненным ООО «Дедал», установлен срок и режим производства ремонтно-строительных работ (т.3 л.д.46).
Проекты о переустройстве указанных выше квартир, составлены ООО «Дедал» на основании задания заказчика и проектной документации МКД.
Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные ТСЖ «<данные изъяты>» требования, суд первой инстанции, исходил из того, что в рассматриваемом случае собрание собственников помещений МКД не проводилось, решения по вопросу переустройства системы отопления в квартирах №№ № дома <адрес>, не проводились, как это предусмотрено положениями частей 1 - 3 статьи 36, части 2 статьи 40, пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации. Принимая решение об удовлетворении требований административного искового заявления, суд первой инстанции также учел, что при рассмотрении заявления о переустройстве квартир №№№, расположенных по адресу: <адрес> администрацией г.о. Тольятти проектная документация не запрашивалась, таким образом, не оценивалось соответствие представленного проекта переустройства, изготовленного ООО «Дедал» технической документации многоквартирного дома. При этом судом принято во внимание, что проекты, изготовленные ООО «Дедал» содержат несоответствие указанных приборов отопления, которые подлежат замене, приборам отопления указанных в проектной документации МКД; в проекте переустройства квартиры №№ отсутствует часть приборов отопления, которые указаны в проектной документации МКД, чем нарушены права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В абзаце 2 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, раскрыто понятие «внутридомовые инженерные системы» - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы.
Согласно пункту 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе, принятие решений о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, произведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 того же кодекса, и (или) с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 этого кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Частью 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемом случае согласие собственников помещений в многоквартирном доме не является обязательным условием проведения реконструкции жилого помещения, поскольку проекты, подготовленные ООО «Дедал» не предусматривали работ по присоединению общедомового имущество к жилому помещению, являются несостоятельными.
Согласно проекту переустройства в квартирах №№ № дома <адрес>, изготовленного ООО «Дедал» предусматривается замена приборов отопления по всей квартире, которые исходя из системного толкования пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом «д» пункта 2 этих же Правил, включаются в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, таким образом, системы отопления, установленные в указанных квартирах являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (т.1 л.д.56-69, т.3 л.д.22-36, т.6 л.д.161-164).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что собрание собственников помещений МКД не проводилось, решения по вопросу переустройства системы отопления в квартирах №№ № дома <адрес>, не принимались.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от 22 октября 2022 г. по гражданскому делу № 2-№/2022 по иску ТСЖ «<данные изъяты> к ООО «Дедал», Марченко А.Р., Прохорову Д.В. установлено, что выявленные судебным экспертом несоответствия оспариваемого проекта <данные изъяты> действующим строительным нормам и правилам, не влияют на существо технических решений описываемых в проекте, не нарушают права собственников многоквартирного дома, не влияют на правильность принятого судом решения, поскольку из указанного решения суда следует, что перепланировка в квартире (установлены декоративные короб, закрывающие доступ к стоякам отопления), расположенной по адресу: <адрес> произведена с нарушением строительных норм и правил в части доступа к общему имуществу многоквартирного дома, в связи с чем иск Нюхтина М.И. и Шолоховой Л.И. о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии в этой части удовлетворению не подлежит (т.7 л.д. 134).
Кроме того, из заключения эксперта №Сэ-0801 от 5 августа 2021 г., изготовленное ООО «СРО Эксперт» об определении соответствия указанных в проекте работ по переустройству системы отопления в квартире по адресу: <адрес>, следует, что указанные в проекте шифр <данные изъяты> разработанные ООО «Дедал» работы по переустройству системы отопления в вышеуказанной квартире не соответствуют требованиям статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Трубы стояков отопления Ст.1 и Ст. 54, с которых демонтируется конвектора отопления закрываются декоративными коробами из гипсокартонных листов, в связи с чем доступ к общедомовому имуществу закрывается. Конвекторы системы отопления, находящиеся в квартире 112 являются общедомовым имуществом, так как проектом не предусмотрены отличающиеся устройства обогревательных элементов, а система отопления обслуживает более одной квартиры. Демонтируемые конвектора и вновь устанавливаемые радиаторы имеют разные мощностные характеристики, что не соответствует рассчитанной в проекте шифр 8747-01-ОВ работе системы отопления, приводит к уменьшению или увеличению температуры обогреваемых элементов в системе отопления в других квартирах, обслуживаемых этими же системами отопления, что и квартира 112. Устройство декоративных коробов приведет к невозможности доступа для осмотра и мониторинга технического состояния общедомового имущества. Возможным негативным последствием для общедомового имущества, выполненных в соответствии с проектом шифр <данные изъяты>, разработанным ООО «Дедал», является возникновение аварийной ситуации повреждения резьбовых соединений стояков системы отопления и радиаторов, причинение ущерба третьим лицам, собственнику квартиры, уменьшению или увеличению температуры обогреваемых элементов в системе отопления в квартирах, обслуживаемых этими же системами отопления, невозможности доступа для осмотра и мониторинга технического состояния общедомового имущества – к стоякам системы отопления Ст. 1 и Ст. 54 (т.7 л.д. 102-108).
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что при предоставлении муниципальной услуги административный ответчик не имел право требовать от заявителей документов, не указанных в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права.
Порядок согласования переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме на территории г.о. Тольятти утвержден постановлением Администрации г.о. Тольятти Самарской области от 2 августа 2019 г. № 2077-п/1.
Пунктом 3.2.6.18. административного регламента предоставления муниципальной услуги: "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме" установлено, что специалист, ответственный за рассмотрение документов, проводит рассмотрение и экспертизу документов:
- на соответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям действующего законодательства, а именно нормативных правовых актов, указанных в пункте 2.13 Административного регламента;
- на комплектность документов;
- правильность оформления документов.
Вместе с тем, в нарушение указанного регламента, проектная документация на многоквартирный дом по вышеуказанному адресу административным ответчиком не запрашивалась и не оценивалось соответствие представленного проекта переустройства, изготовленного ООО "Дедал" технической документации многоквартирного дома, что в ходе рассмотрения дела не оспаривалось представителем административного ответчика.
Доводы апелляционной жалобы о том, что статья 27 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержит оснований для отказа, в случае если работы по переустройству и перепланировке уже выполнены, основаны на неверном толковании норм жилищного законодательства, поскольку частью 3 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что собственник жилого помещения, которое самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенные нормы материального права, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что имеются основания для признания распоряжения от 1 октября 2021 г. № 7491-р/7 о согласовании переустройства жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, распоряжения от 20 октября 2021 г. № 8043-р/7 о согласовании переустройства жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, распоряжения от 1 октября 2021 г. № 7475-р/7 о согласовании переустройства жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес> – незаконными.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. В связи с этим, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обоснованно, в соответствии с положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязал администрацию г.о. Тольятти заново рассмотреть заявления от 1 и 6 сентября 2021 г. о согласовании переустройства жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. В то же время правовая позиция, изложенная в решении, является для административного ответчика обязательной при принятии решения.
Разрешая дело, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства (часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и закон, регулирующий рассматриваемые правоотношения; верно распределил бремя доказывания между сторонами (статья 62, часть 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации); собранным по делу доказательствам дал надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
При указанных обстоятельствах, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Тольятти в лице представителя Вадченко А.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –