УИД <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«08» июня 2023 года г. Зарайск
Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Бондаренко Н.П.,
с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Московской области по доверенности <данные изъяты>3,
законного представителя ответчика ООО «Светлана» генерального директора <данные изъяты>4,
при секретаре судебного заседания Пуцыкиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-295/2023 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Московской области, поданному в защиту интересов неопределенного круга потребителей, к Обществу с ограниченной ответственностью «Светлана» о признании действий противоправными,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Московской области обратилось в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Светлана» о признании незаконными (противоправными) в отношении неопределенного круга потребителей действий ООО «Светлана», выразившихся в допуске повторной реализации в торговом зале магазина по адресу: <данные изъяты>, табачной продукции с нанесением маркировки средствами идентификации, ранее выведенной из оборота, обязании ООО «Светлана» не допускать повторную реализацию табачной продукции, ранее выведенной из оборота, обязании ООО «Светлана» в десятидневный срок со дня вступления в законную силу через средства массовой информации довести до сведения потребителей решение суда, опубликовав резолютивную часть решения.
Иск мотивирован тем, что во исполнение задания <данные изъяты> Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> о проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с контролируемым лицом в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами, осуществляющими розничную торговлю, обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации, в соответствии со ст. 74 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», <данные изъяты> в период с 09:00 час до 09:40 час по адресу: <данные изъяты> проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет <данные изъяты> В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлен факт повторной реализации товара с одним участником оборота ООО «СВЕТЛАНА» в магазине по адресу: 140600, <данные изъяты>, а именно табачная продукция сигареты с фильтром «KENT HAHO МИКС» <данные изъяты>. в <данные изъяты>. Тем самым вывод табачной продукции был осуществлен ненадлежащим образом.
Управлением Роспотребнадзора в отношении ООО «СВЕТЛАНА» вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований <данные изъяты> от <данные изъяты> и предложено в магазине, расположенном по адресу: <данные изъяты>, не допускать повторную реализацию табачной продукции, ранее выведенной из оборота.
В обоснование заявленных требований, истец ссылается на положения ст. 46 ГПК РФ, ст. 74 Федерального закона от <данные изъяты> № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», ст.ст. 1, 40, 46 Закона РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О защите прав потребителей», п. 87 Постановления Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции», п.п. 8.19 Положения «Об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в <данные изъяты>», утвержденного Приказом Роспотребнадзора от <данные изъяты> <данные изъяты>,
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по <данные изъяты> по доверенности <данные изъяты>3 заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Законный представитель ответчика ООО «Светлана» генеральный директор <данные изъяты>4 в судебном заседании возражений по заявленным требованиям не представила, пояснив, что продавцы магазина могли ошибиться и пробить одну пачку сигарет два раза без всякого умысла.
Суд, исследовав и оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Согласно п. 1 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004г. N322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей.
Согласно п.1 ст.74 Федерального закона от <данные изъяты> N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под наблюдением за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) в целях настоящего Федерального закона понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022г. N336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 - 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям: а) при условии согласования с органами прокуратуры: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства; при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022г. N336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что основным видом деятельности ООО «Светлана» является торговля розничная в неспециализированных магазинах (л.д. 23, 40-42).
ООО «Светлана» осуществляет розничную торговлю в магазине, расположенном по адресу: <данные изъяты>.
<данные изъяты>. во исполнение задания <данные изъяты> от <данные изъяты> начальника Коломенского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с контролируемым лицом, в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами, осуществляющими розничную торговлю, обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации, в соответствии со ст. 74 Федерального закона от <данные изъяты> № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в период с <данные изъяты> час по адресу: <данные изъяты>, было проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет <данные изъяты>, в ходе проведения которых был выявлен факт повторной реализации товара с одним участником оборота ООО «Светлана» в магазине по адресу: <данные изъяты> а именно табачная продукция сигареты с фильтром «KENT HAHO МИКС» <данные изъяты> в <данные изъяты> (л.д. 11-12).
<данные изъяты> и.о. начальника Коломенского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> <данные изъяты>5 в отношении ООО «Светлана» вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований <данные изъяты> и предложено в магазине, расположенном по адресу: <данные изъяты> не допускать повторную реализацию табачной продукции, ранее выведенной из оборота (л.д. 13-14).
В соответствии с п. 67 Постановления Правительства РФ от 28.02.2019г. N 224 "Об утверждении Правил маркировки табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции" участники оборота табачной продукции, осуществляющие продажу табачной продукции с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга с использованием контрольно-кассовой техники информацию об обороте табачной продукции, если операция осуществляется между участниками оборота табачной продукции, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, или о выводе из оборота табачной продукции, а при осуществлении операций корректировки первично поданной информации о выбытии маркированного товара посредством контрольно-кассовой техники направляют в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота табачной продукции посредством контрольно-кассовой техники. Корректировка первично поданной информации возможна только в отношении цены товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, стоимости товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставки налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара.
Согласно п. 68 Постановления Правительства РФ от 28.02.2019г. N224 участник оборота табачной продукции, осуществляющий продажу табачной продукции с применением контрольно-кассовой техники, идентифицирует и распознает программными и (или) техническими средствами, сопряженными с установленной у него и зарегистрированной контрольно-кассовой техникой, средство идентификации, нанесенное на упаковку табачной продукции.
В соответствии с п. 69 Постановления Правительства РФ от 28.02.2019г. N224 при наличии договора с участником оборота табачной продукции, осуществляющим расчеты за табачную продукцию в соответствии с Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", оператор фискальных данных по поручению такого участника оборота табачной продукции осуществляет от его имени ежедневную передачу в режиме реального времени полученной от него информации оператору по каждой единице маркированной табачной продукции в соответствии с протоколом обмена информацией между оператором фискальных данных и информационной системой мониторинга, включающей следующие обязательные сведения: а) идентификационный номер налогоплательщика пользователя контрольно-кассовой техники (кроме случаев, установленных Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"); б) код формы документа; в) порядковый номер документа; г) дата и время формирования документа; д) признак расчета - приход (получение средств от покупателя), возврат прихода (возврат покупателю средств, полученных от него), расход (выдача средств покупателю), возврат расхода (получение от покупателя средств, выданных ему); е) код маркировки или код идентификации и (или) код идентификации групповой упаковки в составе реквизита "код товара"; ж) данные о каждой единице табачной продукции (статус табачной продукции (при наличии) (цена товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, количество единиц товара, стоимость товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставка налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара); з) регистрационный номер контрольно-кассовой техники; и) заводской номер фискального накопителя; к) адрес места применения контрольно-кассовой техники (кроме случаев, установленных Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"); л) система налогообложения, применяемая пользователем контрольно-кассовой техники при расчетах за маркированные товары; м) идентификационный номер налогоплательщика покупателя (клиента) (при осуществлении расчетов с применением контрольно-кассовой техники между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями).
В соответствии с п.69 (1) Постановления Правительства РФ от 28.02.2019г. N 224 при продаже с применением контрольно-кассовой техники части табачной продукции, упакованной в потребительскую упаковку, маркированную средством идентификации (если такая продажа допускается законодательством Российской Федерации), участники оборота включают в фискальный документ сведения о частичной реализации табачной продукции в соответствии с протоколом обмена информацией между оператором фискальных данных и информационной системой мониторинга, содержащие информацию о частичном выбытии в реквизите "дробное количество маркированного товара" или "дополнительный реквизит предмета расчета" (до определения значения реквизита Федеральной налоговой службой).
Согласно п. 87 Постановления Правительства РФ от <данные изъяты> N 224 "Об утверждении Правил маркировки табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции" для дальнейшего оборота табачной продукции, ранее выведенной из оборота, заинтересованный участник оборота табачной продукции выполняет повторный ввод этой продукции в оборот.
Представленными истцом в материалы дела распечатками с сайта «<данные изъяты>», а также чеками на реализацию <данные изъяты> и <данные изъяты> подтверждено, что <данные изъяты> в <данные изъяты> была произведена повторная реализация товара с одним участником оборота ООО «СВЕТЛАНА» в магазине по адресу: <данные изъяты> а именно табачной продукции сигареты с фильтром «KENT HAHO МИКС» (л.д. 45-46, 47-48, 63-80).
Таким образом, перечисленные требования действующего законодательства ответчиком нарушены.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно частям первой и второй статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Истец, по мнению суда, представил все необходимые доказательства в обоснование своих доводов.
При таких обстоятельствах, исследовав все имеющиеся доказательства по делу, суд удовлетворяет заявленные исковые требования в полном объеме.
В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Пленум Верховного суда Российской Федерации в Постановлении от <данные изъяты> <данные изъяты> «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в пункте 53 указал, что в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда. При этом в случае нарушения, затрагивающего интересы неопределенного круга потребителей, суд вправе направить копию вступившего в законную силу решения суда для обнародования в официальном печатном издании - государственном или муниципальном.
Официальным печатным изданием на территории городского округа Зарайск является газета «За новую жизнь». Опубликования резолютивной части настоящего решения в указанном источнике достаточно для исполнения ответчиком обязанности, предусмотренной в ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей». Дополнительное размещение решения в эфире кабельного телевидения ООО «Квант» не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными (противоправными) в отношении неопределенного круга потребителей действия ООО «Светлана», выразившиеся в допуске повторной реализации в торговом зале магазина по адресу: <данные изъяты> табачной продукции с нанесением маркировки средствами идентификации, ранее выведенной из оборота.
Обязать ООО «Светлана» не допускать повторную реализацию табачной продукции, ранее выведенной из оборота.
Обязать ООО «Светлана» в десятидневный срок со дня вступления в законную силу через средства массовой информации довести до сведения потребителей решение суда, опубликовав резолютивную часть решения.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Зарайский городской суд Московской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение судом изготовлено 16 июня 2023 года.
Судья Н.П. Бондаренко