Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 марта 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Емельяновой Е.С.
с участием прокурора Колчиной Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-951/2024 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
с участием представителя административного истца по доверенности ФИО4,
У с т а н о в и л :
ФИО6 обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 в части включения в него под пунктом 94 объекта недвижимости с кадастровым номером 63:01:0104001:1244, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 в части включения в него под пунктом 89 объекта недвижимости с кадастровым номером 63:01:0104001:1244, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года № 2365, в части включения в него под пунктом 89 объекта недвижимости с кадастровым номером 63:01:0104001:1244.
Требования обоснованы тем, что помещение с кадастровым номером 63:01:0104001:1244 принадлежит на праве собственности административному истцу. Включение его в Перечни считает необоснованным, поскольку помещение не предназначено и не используется в качестве офисного, торгового объекта, объекта общественного питания и бытового обслуживания. Включение нежилого помещения в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает ее права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО4 поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Заинтересованные лица: Администрация г.о. Самара не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилые помещения, расположенные на первых этажах многоквартирных жилых домов, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, поэтому министерство включило помещение в Перечни на основании отнесения его к объектам, предусмотренным пп.2 п.1 ст.378.2 НК РФ. В сети Интернет имеется информация о размещении в жилом доме 6 различных организаций, осуществляющих деятельность в сфере торговли, бытового обслуживания, общественного питания.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Приказом министерства от 22 октября 2021 года № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом № 2077 от 8 ноября 2022 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержден приказом № 2365 от 3 ноября 2023 года.
Нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0104001:1244 включено в Перечень на 2022 год под пунктом 94, в Перечень на 2023 год - под пунктом 89, в Перечень на 2024 год - под пунктом 89.
Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на
официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
Приказ министерства № 2365 от 3 ноября 2023 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 03.11.2023, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 07.11.2023
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ФИО6 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0104001:1244 площадью 246,5 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, д. 129.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение - нежилое, наименование -нежилое помещение.
Согласно полученному в порядке электронного взаимодействия из ППК Роскадастр по Самарской области техническому паспорту, выполненному Самарским городским отделением Самарского филиала ФГБУ «Ростехинвентаризация» по состоянию на 30 марта 2006 года, в помещении по адресу: г. Самара, р-н Железнодорожный, ул. Красноармейская, д. 129, на площади 246,5 кв. расположены кабинеты, коридоры, санузлы, кухня ( площадью 26,5 кв.м), склад, подсобное.
Административным истцом представлен технический паспорт, выполненный Средневолжским филиалом Самарского областного отделения ППК Роскадастр по состоянию на 30 марта 2006 года, в котором указаны те же помещения, что и в техническом паспорте, полученном по запросу суда.
Помещения офисного, торгового назначения, помещения под объекты общественного питания или бытового обслуживания в документах технического учета отсутствуют.
Помещения с названием «кабинет» не тождественно понятию «офис», помещения с названием «склад» не относится к торговым объектам.
Помещение с названием «кухня» не отвечает критериям объекта общественного питания, в техническом паспорте данное помещение указано как вспомогательное помещение, а кроме того, площадь кухни менее 20 % от общей площади помещения.
Нежилое помещение расположено в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером 63:01:0104001:544, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0104001:1525 с видом разрешенного использования: среднеэтажная жилая застройка.
Осмотр помещения на дату утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не производился.
Из пояснений представителя административного истца следует, что помещение в аренду не передано, оно фактически используется самим административным истцом в творческих целях: для размещения своих картин, для занятий с детьми-инвалидами и обучению их рисованию.
Указанные пояснения не опровергнуты сторонами.
Ссылка административного ответчика на информацию, размещенную в сети Интернет о размещении в жилом доме объектов торговли, бытового обслуживания и общественного питания, не может быть принята судом во внимание, поскольку суду не представлено достоверных доказательств размещения указанных объектов в нежилом помещении, принадлежащем административному истцу.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что по сведениям ЕГРН и технического учета нежилое помещение не могло быть отнесено к объектам офисного или торгового назначения, объектам общественного питания или бытового обслуживания, нежилое помещение не соответствует критериям ст. 378.2 НК РФ, и оснований для включения его в Перечни на 2022-2024 годы не имелось, в связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм ( 2022- 2024 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 94 нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0104001:1244
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 89 нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0104001:1244
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года № 2365, в части включения в него под пунктом 89 нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0104001:1244
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2024 года