Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-951/2024 ~ М-221/2024 от 08.02.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 марта 2024 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Емельяновой Е.С.

с участием прокурора Колчиной Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-951/2024 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

с участием представителя административного истца по доверенности ФИО4,

У с т а н о в и л :

ФИО6 обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 в части включения в него под пунктом 94 объекта недвижимости с кадастровым номером 63:01:0104001:1244, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 в части включения в него под пунктом 89 объекта недвижимости с кадастровым номером 63:01:0104001:1244, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года № 2365, в части включения в него под пунктом 89 объекта недвижимости с кадастровым номером 63:01:0104001:1244.

Требования обоснованы тем, что помещение с кадастровым номером 63:01:0104001:1244 принадлежит на праве собственности административному истцу. Включение его в Перечни считает необоснованным, поскольку помещение не предназначено и не используется в качестве офисного, торгового объекта, объекта общественного питания и бытового обслуживания. Включение нежилого помещения в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает ее права и законные интересы.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО4 поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Заинтересованные лица: Администрация г.о. Самара не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилые помещения, расположенные на первых этажах многоквартирных жилых домов, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, поэтому министерство включило помещение в Перечни на основании отнесения его к объектам, предусмотренным пп.2 п.1 ст.378.2 НК РФ. В сети Интернет имеется информация о размещении в жилом доме 6 различных организаций, осуществляющих деятельность в сфере торговли, бытового обслуживания, общественного питания.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Приказом министерства от 22 октября 2021 года № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом № 2077 от 8 ноября 2022 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержден приказом № 2365 от 3 ноября 2023 года.

Нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0104001:1244 включено в Перечень на 2022 год под пунктом 94, в Перечень на 2023 год - под пунктом 89, в Перечень на 2024 год - под пунктом 89.

Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.

Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на

официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.

Приказ министерства № 2365 от 3 ноября 2023 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 03.11.2023, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 07.11.2023

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что ФИО6 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0104001:1244 площадью 246,5 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, д. 129.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение - нежилое, наименование -нежилое помещение.

Согласно полученному в порядке электронного взаимодействия из ППК Роскадастр по Самарской области техническому паспорту, выполненному Самарским городским отделением Самарского филиала ФГБУ «Ростехинвентаризация» по состоянию на 30 марта 2006 года, в помещении по адресу: г. Самара, р-н Железнодорожный, ул. Красноармейская, д. 129, на площади 246,5 кв. расположены кабинеты, коридоры, санузлы, кухня ( площадью 26,5 кв.м), склад, подсобное.

Административным истцом представлен технический паспорт, выполненный Средневолжским филиалом Самарского областного отделения ППК Роскадастр по состоянию на 30 марта 2006 года, в котором указаны те же помещения, что и в техническом паспорте, полученном по запросу суда.

Помещения офисного, торгового назначения, помещения под объекты общественного питания или бытового обслуживания в документах технического учета отсутствуют.

Помещения с названием «кабинет» не тождественно понятию «офис», помещения с названием «склад» не относится к торговым объектам.

Помещение с названием «кухня» не отвечает критериям объекта общественного питания, в техническом паспорте данное помещение указано как вспомогательное помещение, а кроме того, площадь кухни менее 20 % от общей площади помещения.

Нежилое помещение расположено в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером 63:01:0104001:544, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0104001:1525 с видом разрешенного использования: среднеэтажная жилая застройка.

Осмотр помещения на дату утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не производился.

Из пояснений представителя административного истца следует, что помещение в аренду не передано, оно фактически используется самим административным истцом в творческих целях: для размещения своих картин, для занятий с детьми-инвалидами и обучению их рисованию.

Указанные пояснения не опровергнуты сторонами.

Ссылка административного ответчика на информацию, размещенную в сети Интернет о размещении в жилом доме объектов торговли, бытового обслуживания и общественного питания, не может быть принята судом во внимание, поскольку суду не представлено достоверных доказательств размещения указанных объектов в нежилом помещении, принадлежащем административному истцу.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что по сведениям ЕГРН и технического учета нежилое помещение не могло быть отнесено к объектам офисного или торгового назначения, объектам общественного питания или бытового обслуживания, нежилое помещение не соответствует критериям ст. 378.2 НК РФ, и оснований для включения его в Перечни на 2022-2024 годы не имелось, в связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм ( 2022- 2024 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 94 нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0104001:1244

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 89 нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0104001:1244

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года № 2365, в части включения в него под пунктом 89 нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0104001:1244

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А. Родина

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2024 года

3а-951/2024 ~ М-221/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Цепова О.Г.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
администрация г. Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
09.02.2024Передача материалов судье
08.02.2024Регистрация административного искового заявления
09.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
09.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2024Судебное заседание
15.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее