РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2-1902/2023
УИД 43RS0003-01-2023-001219-73
07 сентября 2023 года г.Киров
Первомайский районный суд г.Кирова в составе председательствующего судьи Лумповой И.Л.,
при секретаре Буниной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Кирова в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Город Киров» в лице администрации г.Кирова, МКУ «Дирекция благоустройства города Кирова» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Кирова обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Киров» в лице администрации г.Кирова, МКУ «Дирекция благоустройства города Кирова» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. В обоснование требований указано, что по результатам проведения проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры, в деятельности администрации г. Кирова выявлены нарушения законодательства. Установлено, что в местах пересечения пешеходного тротуара с внутридворовыми проездами по {Адрес}, в месте пересечения тротуара с проезжей частью (транспортными путями) {Адрес} при выходе на пешеходный переход установлены бортовые камни высотой 0,10 м, что создает изменение высот поверхностей, не обеспеченное плавным понижением. Проступи ступеней лестничных маршей надземного пешеходного перехода через {Адрес} в районе {Адрес} корпус 4 являются скользкими в нарушением п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 в соответствии с которыми покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6-0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур – не менее 0,4 кН/кН. В соответствии с п. {Дата} СП 59.13330.2020 у внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения следует предусматривать лифты при перепаде высот от 3,0 м и более. В районах северной строительно-климатической зоны строительства по СП 131.13330 применение платформ подъемных с вертикальным перемещением в неотапливаемой шахте не допускается, однако указанный подъемник не имеет отапливаемую шахту. В связи с изложенным создается реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, затрудняется передвижение лиц с ограниченными возможностями. Несоответствие пешеходных зон установленным требованиям нарушает права инвалидов и иных маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры, негативно влияет на безопасность передвижения представителей таких групп населения. С учетом уточнения исковых требований просит обязать муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации г.Кирова профинансировать мероприятия по изменению высот поверхностей пешеходных путей с обустройством плавного понижения с уклоном согласно п.5.1.8 СП 59.13330.2020 по {Адрес} г.Кирова в срок до {Дата}, обязать МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» выполнить мероприятия по изменению высот поверхностей пешеходных путей с обустройством плавного понижения с уклоном согласно п.5.1.8 СП 59.13330.2020 по {Адрес} г.Кирова в срок до {Дата}, обязать МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» провести мероприятия по обеспечению работы подъемных платформ в надземном пешеходном переходе через {Адрес} в районе {Адрес} с вертикальным перемещением при отрицательном температурном режиме воздуха в срок до {Дата}.
Определением суда произведена замена ответчика МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» на МКУ «Дирекция благоустройства города Кирова».
Представитель истца помощник прокурора Ленинского района г.Кирова Гавриль В.С. в судебном заседании на иске настаивал, подтвердила изложенное в иске.
Представитель ответчика муниципального образования «Город Киров» в лице администрации города Кирова Серегина Т.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, в том числе по доводам отзыва. Пояснила, что вопрос финансирования мероприятий, указанных истцом, будет разрешен позднее, полагает, что требования заявлены преждевременно. Необходимости в проведении мероприятий по ремонту подъемных платформ в надземном пешеходном переходе через улицу Ленина не имеется, так как платформы работают.
Представитель ответчика МКУ «Дирекция благоустройства города Кирова» Лычакова Е.Н.в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что подъемные платформы работают.
Представитель третьего лица ОГИБДД УМВД России по г.Кирову в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Представители третьих лиц ООО "Лифт - Эксперт", ООО "Лифтмонтаж" в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки не известны.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Как следует из положений п.п. 5,6 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, тротуары.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 1,6 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Нормативными положениями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлены основные требования по обеспечению безопасного дорожного движения при ремонте и содержании дорог, которые должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Устава муниципального образования «Город Киров», принятого решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 № 42/19, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочный мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального образования.
Из положений п.п. 6,8 ст. 29 Устава муниципального образования «Город Киров» следует, что администрация г. Кирова обладает компетенцией по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; по организации благоустройства территории муниципального образования (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Из изложенного следует, что законодательством обязанность по содержанию, осуществлению ремонта дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Киров» возложена на администрацию муниципального образования «Город Киров».
В силу ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от дата N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Свод правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» предусматривает:
- в п. 5.1.6, что при наличии на земельном участке подземных и надземных переходов их следует оборудовать пандусами или лифтами, если нельзя организовать доступный для МГН наземный регулируемый пешеходный переход. Доступность надземных и подземных пешеходных переходов для МГН обеспечивается по 5.1.7, 5.1.12 - 5.1.18.
- в 5.1.8, что в местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 или обустраивают пандусами бордюрными согласно 5.4.
- п. 5.1.14 СП 59.13330.2020 у внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения следует предусматривать лифты при перепаде высот от 3,0 м и более. В районах северной строительно-климатической зоны строительства по СП 131.13330 применение платформ подъемных с вертикальным перемещением в неотапливаемой шахте не допускается.
При проверке соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры, в деятельности администрации г. Кирова выявлены нарушения законодательства, а именно в местах пересечения пешеходного тротуара с внутридворовыми проездами по {Адрес}, в месте пересечения тротуара с проезжей частью (транспортными путями) {Адрес} при выходе на пешеходный переход установлены бортовые камни высотой 0,10 м, что создает изменение высот поверхностей, не обеспеченное плавным понижением; не обеспечена работа подъемных платформ в надземном пешеходном переходе через {Адрес} в районе {Адрес} с вертикальным перемещением при отрицательном температурном режиме воздуха.
{Дата} прокурором г. Кирова в адрес главы администрации г. Кирова внесено представление, содержащее указание на допущенные нарушения и требование об их устранении.
В ответе от {Дата} администрацией г. Кирова указано, что в рамках исполнения муниципального контракта от {Дата} №{Номер}, заключенного между МКУ «УДПИ» и КОГУП «Вятские автомобильные дороги», выполнены работы по ремонту {Адрес} в г. Кирове, в составе которых выполнялись ремонтные работы покрытия проезжей части, замена бортовых камней, выравнивание колодцев по вертикали. Работы по ремонту пешеходной зоны по {Адрес} планируется выполнить в {Дата} году. По результатам проверки надземного пешеходного перехода через {Адрес} в районе {Адрес}.Кирова установлено нерабочее состояние подъемных платформ с вертикальным перемещением для инвалидов, подрядной организации выдано задание на восстановление работоспособности.
Согласно сведениям МКУ «УДПИ г. Кирова» (в настоящее время – МКУ «Дирекция благоустройства города Кирова») стоимость ремонта тротуаров по {Адрес} составляет 2116512,56 руб., ремонт тротуаров возможен только после выделения бюджетных денежных средств.
Лифты, установленные в надземном переходе, расположенном в районе {Адрес}, {Адрес}, передан на баланс МКУ «УДПИ г. Кирова».
{Дата} между МКУ «УДПИ г. Кирова» и ООО «Лифтмонтаж» заключен муниципальный контракт {Номер}, в соответствии с условиями которого ООО «Лифтмонтаж» приняло на себя обязательство оказывать услуги по техническому обслуживанию подъемных платформ с вертикальным перемещением в надземном пешеходном переходе по адресу: {Адрес} в районе инфекционной больницы.
{Дата} МКУ «УДПИ г. Кирова» направило в адрес ООО «Лифтмонтаж» претензию о ненадлежащем исполнении муниципального контракта.
В ответе на указанную претензию {Дата} ООО «Лифтмонтаж» указало, что платформы находятся в нерабочем состоянии вследствие низких температур воздуха. Значение минимально допустимой отрицательной температуры эксплуатации, указанной в паспортах платформ, не соответствует фактическим. Минимально допустимое значение эксплуатации аналогичных микропроцессорных систем управления пассажирских лифтов составляет не ниже +5 градусов. Кроме того, платформы ведены в эксплуатацию в 2012 году, срок эксплуатации, указанный предприятием изготовителем (10 лет) истец, оборудование имеет значительный физический износ и требует полной замены.
{Дата} между МКУ «УДПИ г. Кирова» и ООО «Кировская Лифтовая Компания» заключен муниципальный контракт {Номер}, в соответствии с условиями которого ООО «Кировская Лифтовая Компания» приняло на себя обязательство оказывать услуги по техническому обслуживанию подъемных платформ с вертикальным перемещением в надземном пешеходном переходе по адресу: {Адрес} в районе инфекционной больницы.
Как следует из акта {Номер} от {Дата} по результатам проверки ООО фирма «Лифт-Эксперт» подъемных платформ с вертикальным перемещением в надземном пешеходном переходе по адресу: {Адрес} в районе инфекционной больницы, платформы находятся в исправном состоянии, функционируют в соответствии с требованиями, регламентированными руководством (инструкцией) по эксплуатации.
При этом доказательств надлежащего функционирования указанных подъемных платформ при отрицательной температуре воздуха ответчиками не представлено.
В паспорте платформы подъемной с вертикальным перемещением для инвалидов предусмотрены параметры окружающей среды, в которой может эксплуатироваться платформа (температура) -20С…..+35С. В паспорте сведения о сроке службы платформы отсутствуют.
Как установлено судом, до настоящего времени мероприятия по обеспечению работы подъемных платформ с вертикальным перемещением в надземном пешеходном переходе по адресу: {Адрес} в районе инфекционной больницы при отрицательном температурном режиме воздуха, а также мероприятия по ремонту пешеходной зоны по {Адрес} с обустройством плавного понижения с уклоном согласно п. 5.1.8 СП 59.13330.2020 не проведены.
При этом решение вопроса местного значения по организации мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры маломобильных групп населения, а также по финансированию соответствующих мероприятий, относится к полномочиям администрации г. Кирова, является необходимым для жителей г. Кирова в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.
МКУ «Дирекция благоустройства города Кирова» создано в соответствии постановлением администрации города Кирова от 01.03.2023 №687-п путем реорганизации и переименования МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» и присоединения к нему муниципального казенного учреждения «Кировсвет».
Согласно п. 3.3.1 Устава учреждение участвует в реализации муниципальных программ путем подготовки заявок на проведение конкурсов, аукционов (в том числе в электронной форме), котировок на право заключения муниципальных контрактов от имени муниципального образования «Город Киров» в пределах выделенных бюджетных средств на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров, в том числе, по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог, мостов и иных транспортных сооружений, по благоустройству. Таким образом, осуществление мероприятий по ремонту пешеходных путей относится к полномочиям МКУ «Дирекция благоустройства города Кирова».
Отсутствие бюджетного финансирования само по себе не может быть признано законным основанием для освобождения от исполнения обязательств, предусмотренных действующим законодательством.
Иные доводы администрации г. Кирова не являются основанием к отказу в иске прокурору, т.к. не имеют нормативного регулирования и фактически направлены на уклонение от надлежащего исполнения законодательных полномочий.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора г. Кирова и возложении на муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации г.Кирова обязанности профинансировать мероприятия по изменению высот поверхностей пешеходных путей с обустройством плавного понижения с уклоном согласно п.5.1.8 СП 59.13330.2020 по {Адрес}, организовать мероприятия по обеспечению работы подъемных платформ в надземном пешеходном переходе через {Адрес} в районе {Адрес} с вертикальным перемещением при отрицательном температурном режиме воздуха; на МКУ «Дирекция благоустройства города Кирова» обязанности выполнить мероприятия по изменению высот поверхностей пешеходных путей с обустройством плавного понижения с уклоном согласно п.5.1.8 СП 59.13330.2020 по {Адрес} г.Кирова.
Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду прийти к выводу об установлении ответчику срока для исполнения решения суда до {Дата}.
Данный срок является разумным, с учетом необходимости проведения работ на заключение муниципального контракта и выполнения соответствующих работ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Кирова в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации г.Кирова профинансировать мероприятия по изменению высот поверхностей пешеходных путей с обустройством плавного понижения с уклоном согласно п.5.1.8 СП 59.13330.2020 по {Адрес} в срок до {Дата}.
Обязать МКУ «Дирекция благоустройства города Кирова» выполнить мероприятия по изменению высот поверхностей пешеходных путей с обустройством плавного понижения с уклоном согласно п.5.1.8 СП 59.13330.2020 по {Адрес} в срок до {Дата}.
Обязать муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации г.Кирова организовать мероприятия по обеспечению работы подъемных платформ в надземном пешеходном переходе через {Адрес} в районе {Адрес} с вертикальным перемещением при отрицательном температурном режиме воздуха в срок до {Дата}.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд города Кирова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Лумпова И.Л.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.09.2023.