Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-63/2024 ~ М-16/2024 от 16.01.2024

63RS0-94

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 февраля 2024 года <адрес>

Приволжский районный суд <адрес>, в составе: председательствующего - судьи Саморенкова Р.С.,

при секретаре ФИО1,

с участием:

представителя истца ФИО2,

представителя ответчика – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес> об обязании устранить нарушения федерального законодательства, выразившиеся в ликвидации несанкционированных мест размещения отходов,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Самарской межрайоной природоохранной прокуратуры обратился в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес>.

Исковое заявление мотивировано тем, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой выявлены факты бездействия Администрации сельского поселения Давыдовка в названном направлении.

На территории сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 63:30:0704005, в соответствии с географическими координатами 52.6980760 48.3914500 расположено несанкционированное место размещения отходов.

В связи с этим по факту ненадлежащей реализации полномочий в сфере обращения с отходами прокуратурой в адрес главы сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление.

Вместе с тем, проведённая межрайонной природоохранной прокуратурой проверка показала, что Администрацией сельского поселения Давыдовка требования прокурора не удовлетворены – свалка на земельном участке с кадастровым номером 63:30:0704005, в соответствии с географическими координатами 52.6980760 48.3914500 не ликвидирована.

Несанкционированное место размещения отходов расположено на земельном участке, право государственной собственности на который не разграничено.

Просит суд обязать Администрацию сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес>, в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированное место размещения отходов, расположенное на территории сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 63:30:0704005, в соответствии с географическими координатами 52.6980760 48.3914500.

В судебном заседании помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 исковое заявление поддержала и просила удовлетворить по изложенным в нём основаниям.

Глава администрации сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес> ФИО3 в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что в рамках госпрограммы предоставляются средства областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, в том числе на проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов. В 2023 году вышеуказанной программой муниципальному району Приволжский предусмотрены средства областного бюджета в размере 810000 рублей на ликвидацию свалок. Сельскому поселению Давыдовка данные средства не выделялись. На ликвидацию свалки требуются значительные средства. Ликвидировать свалку за счёт бюджета сельского поселения без поддержки областного бюджета не представляется возможным.

Представители третьих лиц Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, Администрации муниципального района <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд полагает необходимым иск удовлетворить, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на территории сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 63:30:0704005, в соответствии с географическими координатами 52.6980760 48.3914500 расположено несанкционированное место размещения отходов.

В связи с этим по факту ненадлежащей реализации полномочий в сфере обращения с отходами прокуратурой в адрес главы сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно п.2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ ("Об отходах производства и потребления" организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ -ст, территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками.

Из примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, следует, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории на которых эти отходы находятся.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, к числу которых отнесены обязанности осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления, что установлено в п.п. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ.

Как установлено судом, следует из материалов дела, проведённая Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверка показала, что Администрацией сельского поселения Давыдовка не принимаются меры по ликвидации свалки.

Несанкционированное место размещения отходов расположено на земельном участке, право государственной собственности на который не разграничено.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Также к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения (п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>" за сельскими поселениями <адрес> вопросы местного значения, предусмотренные п. 18, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 71-ФЗ "Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно сведениям, предоставленным администрацией муниципального района <адрес>, министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в рамках соглашения от ДД.ММ.ГГГГ из областного бюджета бюджету муниципального района <адрес> предоставлен объём субсидий по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования в размере 810000 рублей.

В соответствии с Порядком предоставления субсидии софинансирование средств областного бюджета составляет 50%.

Таким образом, министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> осуществляется софинансирование ликвидации указанного несанкционированного места размещения отходов.

В суде установлено и не отрицается сторонами, что ответчиком до настоящего времени не ликвидирована несанкционированная свалка на территории сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 63:30:0704005, в соответствии с географическими координатами 52.6980760 48.3914500.

При рассмотрении гражданского дела суд приходит к выводу о том, что несоблюдение требований законодательства об отходах производства и потребления, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком своих публично-правовых обязанностей и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду, в связи с чем, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Данное требование гражданского процессуального законодательства, направленное на исполнение решения суда в разумный срок, которое имеет значение для большого круга лиц.

В связи, с чем суд считает возможным согласиться с мнением стороны истца и установить шести месячный срок исполнения решения, с момента вступления решения суда в законную силу.

Данный срок для исполнения решения суда, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, поскольку в отсутствие необходимых мер создается угроза для неопределенного круга лиц.

Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, -

РЕШИЛ:

Исковое заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес> - удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес>, в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное место размещения отходов, расположенное на территории сельского поселения Давыдовка муниципального района <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 63:30:0704005, в соответствии с географическими координатами 52.6980760 48.3914500.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд, через Приволжский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Р.С. Саморенков

2-63/2024 ~ М-16/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самарский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация сельского поселения Давыдовка муниципального района Приволжский Самарской области
Другие
Администрация муниципального района Приволжский Самарской области
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
Суд
Приволжский районный суд Самарской области
Судья
Саморенков Роман Сергеевич
Дело на странице суда
privolzhsky--sam.sudrf.ru
16.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2024Передача материалов судье
17.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2024Судебное заседание
14.02.2024Судебное заседание
29.02.2024Судебное заседание
04.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее