Дело №2-105/2024
УИД 21RS0015-01-2023-001142-24
Решение
именем Российской Федерации
22 января 2024 года г. Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Петрова С.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Н.Н., с участием помощника прокурора Волгарева Ю.В., представителя третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца-начальника отделения-главного государственного инспектора Цивильского муниципального округа по пожарному надзору Главного Управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий, стихийных бедствий по Чувашской Республике-Чувашии Пискарева А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Цивильского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Цивильского муниципального округа Чувашской Республики «Конарская средняя общеобразовательная школа» о понуждении в 3-ёх месячный срок со дня вступления решения в законную силу установить систему противопожарной защиты, которая в случае пожара обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники,
установил:
Прокурор Цивильского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Конарская средняя общеобразовательная школа» (далее-МБОУ «Конарская СОШ) Цивильского муниципального округа Чувашской Республики о понуждении в 3-ёх месячный срок со дня вступления решения в законную силу установить систему противопожарной защиты.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что в августе 2023 года проведена проверка исполнений федерального законодательства в деятельности МБОУ «Конарская СОШ» Цивильского муниципального округа Чувашской Республики, в ходе которого выявлены нарушения, а именно не обеспечено системой автоматической разблокировки разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Внесенное представление прокурора об устранении выявленных нарушений осталось не исполненным. Выявленные нарушения являются недопустимыми, затрагивают интересы неопределенного круга лиц и прокурор ссылаясь на нормы ст.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. ст.2 и 3 ФЗ «О противодействии терроризму», ст.2 ФЗ «О безопасности», ст.3 ФЗ «О пожарной безопасности», просит обязать указанную школу установить систему противопожарной защиты.
В судебном заседании помощник прокурора Волгарев Ю.В. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В своём заявлении представитель ответчика-директор МБОУ «Конарская СОШ» Цивильского муниципального округа ЧР, заявленные исковые требования признала и просила рассмотреть дело в отсутствие представителя школы.
Заинтересованное лицо-отдел образования администрации Цивильского муниципального округа ЧР явку представителя в суд не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Начальник отделения-главный государственный инспектор Цивильского муниципального округа по пожарному надзору Главного Управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий, стихийных бедствий по Чувашской Республике-Чувашии Пискарев А.Н., заявленные исковые требования прокурора поддержал и просил их удовлетворить.
Выслушав лиц участвующих в деле и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.7 ст.28 Закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
Пунктом 2 ч.2 ст.28 данного Закона установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма, единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций, сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму, конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников, недопустимость политических уступок террористам, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В силу п. «д» ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одой из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциально объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона №35-ФЗ противодействие терроризму-деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом) и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст.2 Федерального закона от 28.12.2010 №390-Ф3 «О безопасности», основными принципами обеспечения безопасности являются: системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности и приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности-совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В соответствии с п.71 Правил, система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники.
Пунктом 1 ч.1 ст.90 Федерального закона от 22.07.2008 за №123 (ред. от 25.12.2023) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство: пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Согласно ч.2 ст.82 Федерального закона от 22.07.2008 за №123 (ред. от 25.12.2023) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.
В силу п.5.8.2. «ГОСТ Р 51241-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 17.12.2008 №430-ст), средства и системы КУД (контроль управления доступом) должны быть снабжены резервным электропитанием при пропадании напряжения основного источника питания. В качестве резервного источника питания может использоваться резервная сеть переменного тока или источники питания постоянного тока. Номинальное напряжение резервного источника питания постоянного тока выбирают из ряда: 12; 24 В.
Примечание-в технически обоснованных случаях допускается устанавливать напряжение питания по согласованию с потребителем.
Переход на резервное питание должен осуществляться автоматически без нарушения установленных режимов работы и функционального состояния средств и систем КУД.
Средства и системы КУД должны быть работоспособны при допустимых отклонениях напряжения резервного источника от минус 15% до плюс 10% номинального значения.
На момент проверки в МБОУ «Конарская СОШ» Цивильского муниципального округа ЧР, общеобразовательное учреждение не обеспечено системой автоматической разблокировки и (или) открывания ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники.
По результатам выявленных нарушений в адрес директора указанной школы внесено представление.
Контрольной проверкой с выходом на место установлено, что системой автоматической разблокировки и (или) открывания ворот, которые устанавливаются на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, до настоящего времени не исполнено.
Вышеуказанное нарушение законодательства является недопустимым.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч.1 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Указываемый срок прокурором для устранения ответчиком допущенных нарушений является разумным, исходя из положений ст.314 ГК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковое заявление прокурора Цивильского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить и обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Цивильского муниципального округа Чувашской Республики «Конарская средняя общеобразовательная школа» в 3-ёх месячный срок со дня вступления решения в законную силу установить систему противопожарной защиты, которая в случае пожара обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 1 (одного) месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Цивильский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированная часть решения суда составлена 23 января 2024 года.
Председательствующий С.Г. Петров