Дело №2-1015/2022
4RS0001-01-2022-002050-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2022 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Ветровой С.В., при секретаре Р.Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Костромы в интересах Фатиевой Л.П. к Департаменту здравоохранения по Костромской области об обеспечении лекарственными препаратами и взыскании денежных средств
установил:
Прокурор города Костромы обратился с исковым заявлением в интересах Фатиевой Л.П. к Департаменту здравоохранения по Костромской области об обеспечении лекарственными препаратами и взыскании денежных средств. Свои требования мотивировал тем, что Фатеева Л.П. <дата> г.р., состоит на учете в ОГБУЗ «Красносельская районная больница» с диагнозом: «ЗНО. Рак левой молочной железы T2N0M0 2 стадия. Состояние после комбинированного лечения от 2013 года. Прогрессирование о 2015 года мтс в кости скелета - проведен паллиативной полихимиотерапии -прогрессировавшие мтс в легкие проведен курс паллиативной химиотерапии 2 линии. В процессе ГТ - фулвестрантом. Сахарный диабет 2 тип инсулиннезависимый с множественными осложнениями ИБС: Стенокардия напряжения ФК 2 Атеросклероз орты, клапанов сердца, гипертоническая болезнь 3 ст.р.о.4». Также Фатеева Л.П. является инвалидом II группы по общему заболеванию, бессрочно, что подтверждается справкой Костромского межрайонного бюро медико-социальной экспертизы общего профиля № серии № № от <дата>. В соответствии с выписным эпикризом ОГБУЗ «КОКБ имени Королева» от <дата> Фатиевой Л.П. назначен для приема лекарственный препарат «Сотогексал» 80 мг 2 раза в день, под контролем пульса 55-65 в мин. На основании выписного эпикриза ОГБУЗ «КОКБ имени Королева
.И. » от <дата> Фатиевой Л.П.. рекомендован самоконтроль глюкозы. Согласно ст. 13 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 Ы323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3) установлено, что основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий и др. В силу ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Статьей 43 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших. Заболевание сахарный диабет включено в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 (ред. от 31.01.2020). Согласно пп.5 п.2 ст.81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2020 №648-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Проверкой установлено, что Фатеева Л.П. средствами диагностики, к которым относятся тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, по медицинским показаниям в полном объеме не обеспечена. При обращении Фатиевой Л.П.. в 2021 году, а также текущем году в ОГБУЗ «Красносельская районная больница» данные средства диагностики не выписаны, в связи с чем, Фатеева Л.П. вынуждена самостоятельно приобретать указанные изделия за счет собственных средств, и понесла расходы в размере 546, 20 руб. на приобретение <дата> тест-полосок № «Сателлит Экспресс». Кроме того, согласно отчетам ОГБУЗ «Красносельская районная больница» о лекарственных средствах, выписанных льготнику, и журналам обеспечения Фатиевой Л.П. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> Фатеева Л.П.. лекарственным препаратом «Сотогексал» в соответствии с медицинским назначением, также не обеспечена. В связи с необеспечением лекарственным препаратом Фатиевой Л.П. самостоятельно приобретен «Сотогексал» за счет собственных средств <дата> на сумму 96 руб.
При рассмотрении дела истец требования уточнил, просил обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Фатиевой Л.П. <дата> г.р. лекарственным препаратом «Соталол» и тест полосками для определения содержания глюкозы в крови по медицинским показаниям в полном объеме. Взыскать с департамента здравоохранения Костромской области в пользу Фатиевой Л.П. денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата «Сотагексал» и тест-полосок в сумме 642,20 руб.
В судебном заседании прокурор Красносельского района исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, в нем изложенным.
Истец Фатеева Л.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие..
Представитель Департамента здравоохранения Костромской области по доверенности полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, так как в настоящее время Фатеева Л.П. лекарственными препаратами обеспечена.
Представитель ОГБУЗ «Красносельская РБ» о времени и месте рассмотрения дела извещено, в судебное заседание своего представителя не направило.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их предстателей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии сч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. На основании ст.ст.2,20,38,39 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защите прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76).
Согласно ст. 13 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 Ы323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3) установлено, что основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий и др.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статьей 43 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших
Заболевание сахарный диабет включено в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 (ред. от 31.01.2020).
Согласно пп.5 п.2 ст.81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2020 №648-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
В соответствии с пп.7 п.37 данной программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Согласно Приложению №1 к указанному Постановлению, граждане, страдающие диабетом, имеют право на поучение всех лекарственных средств, в том числе средств диагностики.
Проверкой установлено, что Фатеева Л.П. средствами диагностики, к которым относятся тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, по медицинским показаниям в полном объеме не обеспечена.
При обращении Фатеева Л.П. в 2021 году, а также текущем году в ОГБУЗ «Красносельская районная больница» данные средства диагностики не выписаны, в связи с чем, Фатеева Л.П. вынуждена самостоятельно приобретать указанные изделия за счет собственных средств, и понесла расходы в сумме 546 руб. 20 коп.
Кроме того, Фатеева Л.П.. несвоевременно обеспечена лекарственным препаратом «Соталол», в связи с чем приобрела данное лекарственное средство на сумму 96 руб.
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из медицинской карты амбулаторного больного, заявками на обеспечение лекарственных препаратов, счетами пациента, объяснениями главного врача ОГБУЗ «Красносельская районная больница», Постановлением мирового судьи судебного участка № 30 Красносельского судебного района Костромской области от <дата> по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
Расходы на лекарственные препараты подтверждаются товарным чеком, кассовыми чеками на сумму 642 руб. 20 коп.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В силу п.1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 №546 Департамент здравоохранения Костромской области (далее по тексту - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.
К полномочиям Департамента относится защита прав человека в
области охраны здоровья (п. 16), организация оказания населению
Костромской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях Костромской области, подведомственных Департаменту (п. 19), организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50% за счет средств областного бюджета, в том числе своевременной обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п.27).
В силу п.59 Положения Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Оценив в совокупности доказательства, собранные по делу по правилам ст. 56 ГПК РФ, суд приходит к выводу наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку Фатеева Л.П. является инвалидом 2 группы, страдает заболеванием сахарный диабет, спорные препараты назначены в связи с медицинскими показаниями, государством гарантировано обеспечение всеми необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно, и такое обеспечение является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Исковые требования прокурора города Костромы в интересах Фатиевой Л.П. к Департаменту здравоохранения по Костромской области удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения по Костромской области организовать обеспечение Фатиевой Л.П. лекарственным препаратом «Сотанол» и тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови по медицинским показанием в полном объеме.
Взыскать с Департамента здравоохранения по Костромской области в пользу Фатиевой Л.П., затраченные на приобретение лекарственного препарата «Сотагексал» и тест-полосок в сумме 642 руб. 20 коп.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд в течении месяца после изготовления решения в окончательной форме.
Судья: С.В. Ветрова