Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-133/2023 ~ М-67/2023 от 06.02.2023

Дело № 2-133/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2023 года                                                                                  п. Чернышевск

Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Воротниковой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Матыко М.С.,

с участием истца Муратова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муратова Е.И., ФИО17 к администрации муниципального района «Чернышевский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края об установлении факта проживания в жилом помещении по условиям договора социального найма, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, выделении денежных средств на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее.

Муратов Е.И., М.А.Е. зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Чернышевского района Забайкальского края в июле 2021 года в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реке выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории муниципального района «Чернышевский район». В результате чего истцы являются пострадавшим от чрезвычайной ситуации, у них пострадало жилое помещение.

Администрацией муниципального района «Чернышевский район» истцам отказано во включении в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Забайкальского края в 2021 году по муниципальному району «Чернышевский район» в связи с отсутствием на момент чрезвычайной ситуации правоустанавливающих документов, которые могли быть основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение.

С данным решением истцы не согласны, поскольку согласно справке выданной администрацией сельского поселения «Утанское» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> муниципальной собственностью не является. Муратов Е.И., М.А.Е. зарегистрированы и проживают в спорном жилом доме с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в том числе проживали и на момент возникшей чрезвычайной ситуации.

Истцами право собственности на вышеуказанное жилое помещение зарегистрировано и оформлено не было. Согласно сведениям КГБУ «Забайкальский архивно-геоинформационный центр» (БТИ) на объект недвижимости по адресу: <адрес> зарегистрировано право собственности за К.В.С..

Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ К.В.С. подарил ? шлакоблочного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> З.В.И., однако право собственности З.В.И. в установленном законом порядке не оформлено. После оформления договора дарения К.В.С. выехал за пределы <адрес> (место жительства истцам не известно).

В ДД.ММ.ГГГГ с разрешения З.В.И., который умер ДД.ММ.ГГГГ, в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают истцы.

Согласно справке администрации сельского поселения «Утанское» при заселении в спорную квартиру, ее состояние было неудовлетворительным, истец Муратов Е.И. привел квартиру в жилое состояние, ремонтировал своими силами и средствами.

Как следует из справки, выданной АО «Читаэнергосбыт» задолженность за потребленную электроэнергию по адресу: <адрес> отсутствует.

По факту имущество, а именно квартира, расположенная по адресу: <адрес> является бесхозяйным имуществом, у администрации сельского поселения «Утанское» имелась обязанность в отношении данного жилого дома по оформлению как выморочное, поскольку наследники ни К.В.С., ни З.В.А, с заявлением о вступлении в наследство не обращались, а в дальнейшем обратить его в собственность сельского поселения «Утанское». Однако администрация сельского поселения «Утанское» обязанность по обращению вышеуказанного недвижимого имущества в муниципальную собственность не выполнила.

Истцы фактически проживают в спорном жилом помещении по условиям договора социального найма, в том числе и на момент возникшей чрезвычайной ситуации, проводят косметический ремонт жилого дома, следят за его техническим состоянием, оплачивают коммунальные услуги, осуществляют содержание жилого помещения, т.е. соблюдают все условия договора социального найма, однако сам договор социального найма с администрацией сельского поселения «Утанское» не заключили, поскольку жилой дом в муниципальную собственность не оформлен. Иного жилого помещения, пригодного для проживания истцы не имеют.

Просят установить факт проживания Муратова Е.И., М.А.Е. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> по условиям договора социального найма; признать Муратова Е.И., М.А.Е. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории <адрес>, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году; признать за Муратовым Е.И., М.А.Е. право на получение выплат на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации; обязать администрацию муниципального района «<адрес>» включить Муратова Е.И., М.А.Е. в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, для выплат на приобретение жилого помещения; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> выделить денежные средства Муратова Е.И., М.А.Е. на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.

Истец Муратов Е.И. в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам, указанным в исковом заявлении, при этом пояснив, что в спорной квартире проживает с сыном, который является инвалидом детства с ДД.ММ.ГГГГ, ранее там проживала его мать со своим сожителем Корякиным, впоследствии из данного жилого помещения они выехали, оформив договор дарения на Золотарева, который также переехал в <адрес>, где умер. Документов на жилое помещение по адресу: <адрес> них нет. Экспертом ООО Агентство «Оценка+» обследовалась <адрес> по заказу Г.О.В., акта обследования их жилого помещения экспертами нет.

Истец М.А.Е., надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседания не явился.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Чернышевский район» К.Н.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, в письменном отзыве на исковое заявление указав, что администрация муниципального района «Чернышевский район» не возражает против удовлетворения заявленных требований, так как в соответствии с подп.6? Постановления Правительства Забайкальского края «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями» от 14.09.2021 №362 (в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 29.12.2022 №685), которым установлено, что предельный срок оказания мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, - не позднее 31 декабря года следующего за годом введения режима чрезвычайной ситуации. Так режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального района «Чернышевский район» введен 21.12.2021 на основании постановления администрации муниципального района «Чернышевский район» от 21.12.2021 №669, с заявлением о включении в список на оказание мер социальной поддержки Муратов Е.И. обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в срок установленный подп.6? Постановления Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 (в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 29.12.2022 №685).

Представитель ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании участия не принимал, мнения относительно заявленных исковых требований не высказал.

Свидетель М.В.И. в судебном заседании пояснила, что истцы проживают в жилом доме по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Истцы за свой счет восстановили квартиру перед заселением в нее, сделав ремонт. О месте нахождения Корякина им ничего не известно, родственники Золотухина на данную квартиру не претендуют.

Свидетель Иванова Н.Н. в судебном заседании пояснила, что истцы проживают в спорном жилом помещении с сентября ДД.ММ.ГГГГ. Ранее в данном доме проживали родственники истцов. Истец Муратов Е.В. восстанавливал указанный дом перед заселением своими силами, осуществлял в нем ремонт.

Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ).

Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подп. «а» п.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее – Правила, здесь и далее название и нормы Правил приведены в редакции, действовавшей на момент обращения М.Е.С.ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального района «Чернышевский район»).

Как следует из подп.1 п.3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп.1-3 и 5 п.4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.

Согласно п.4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:

1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года №1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Как следует из п.19 Правил гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации обращается в администрацию с заявлением о включении его и членов его семьи в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края. В заявлении указывается выбранная гражданином мера социальной поддержки в соответствии с постановлением - получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения посредством приобретения или строительства.

В соответствии с п.22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам во включении в соответствующий Список, в их числе указано несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил; непредставление документов, указанных в п.19, 20 Правил; подача заявления и документов после срока, установленного в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки по Забайкальскому краю и в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения Губернатором Забайкальского края, направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 34-36 Правил).

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Забайкальского края следует, что проживающие на территории Забайкальского края граждане Российской Федерации имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера устанавливаются в том числе законодательством данного субъекта Российской Федерации.

К числу мер социальной поддержки, предоставляемым гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Забайкальского края, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Забайкальском крае и не имеющим в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством, относится единовременная денежная выплата на приобретение жилья.

Обязательными условиями для получения гражданами названной единовременной денежной выплаты являются: принадлежность гражданину на момент возникновения чрезвычайной ситуации на праве собственности или по договору социального найма жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации и являющегося для этого гражданина единственным жильем, регистрация гражданина в указанном жилом помещении по месту жительства, признание этого жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания вследствие чрезвычайной ситуации, отсутствие у гражданина правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с законодательством. Право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья носит заявительный характер, предусматривающий, в том числе, обращение гражданина с заявлением о включении в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).

Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О введении на территории муниципального района «Чернышевский район» режима функционирования «Чрезвычайная ситуация», на территории муниципального района «Чернышевский район» ДД.ММ.ГГГГ введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на день введения режима чрезвычайной ситуации, были зарегистрированы и проживали Муратов Е.И., М.А.Е.

ДД.ММ.ГГГГ Муратов Е.И. обратился в администрацию муниципального района «Чернышевский район» с заявлением о включении его и члена его семьи - сына М.А.Е. в список семей и граждан жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края, в целях получения выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Распоряжением администрации муниципального района «Чернышевский район» от ДД.ММ.ГГГГ М.Е.И. с составом семьи: М.А.Е. (сын) отказано во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по муниципальному району «Чернышевский район» на приобретение жилого помещения на территории Забайкальского края.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ решение об отказе принято на основании подпункта 2 пункта 23 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 (не предоставление документов, указанных в пунктах 19,20 Правил, а именно правоустанавливающих документов на утраченное или поврежденное жилое помещение).

Исходя из положений ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства, о чем судом разъяснено истцам, в том числе в ходе судебного заседания.

Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от ДД.ММ.ГГГГ определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в пределах населенных пунктов Чернышевского района. Согласно п.1.9 указанного постановления, в зону действия режима чрезвычайная ситуация вошло жилое помещение по адресу: <адрес>, сведения о том, в зону действия режима чрезвычайная ситуация вошла <адрес> по адресу: <адрес> данный нормативный акт не содержит.

Согласно акту обследования помещения и заключению межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (жилого дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией в соответствии с заключением ООО Агентство «Оценка+» от ДД.ММ.ГГГГ о техническом состоянии строительных конструкций жилого помещения по адресу: <адрес>, по результатам рассмотренных документов принято решение о выявлении основания для признания жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, введенной в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Постановлением администрации муниципального района «Чернышевский район» режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» от ДД.ММ.ГГГГ , произошедшей ДД.ММ.ГГГГ и выходом грунтовых вод и образованием наледных явлений (Постановление администрации МР «Чернышевский район» от ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно экспертному заключению ООО Агентство «Оценка+» от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого межведомственной комиссией принято решение о признании жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, степень повреждения объекта – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации из-за выхода грунтовых вод на территории Забайкальского края составляет 61%, установленная категория технического состояния объекта – аварийное. В результате выхода грунтовых вод и образования наледных явлений 2021 года объект относится к утраченным жилым помещениям.

Сведений о том, что непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации является жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором проживают истцы, экспертное заключение не содержит.

Согласно сообщению и.о. главы муниципального района «Чернышевский район» М.С.А. от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, расположенная в <адрес> не входит в зону действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация». Другого экспертного заключения о техническом состоянии конструкций жилого дома, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации кроме заключения в администрацию муниципального района не поступало.

Таким образом, жилой дом по адресу: <адрес> постановлениями администрации муниципального района «Чернышевский район» в зону действия режима «Чрезвычайная ситуация» включен не был, экспертиза в отношении спорного жилого помещения на предмет его технического состояния не проводилась. Вышеуказанное не дает суду оснований для выводов об утрате жилого помещения истцов в результате возникновения чрезвычайной ситуации.

Не подлежит удовлетворению и требование истцов об установлении факта проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> по условиям договора социального найма.

Так в судебном заседании установлено, что жилое помещение по адресу <адрес> принадлежит К.В.С. на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, на балансе сельского поселения «Утанское» не состоит, муниципальной собственностью сельского поселения не является.

Как следует из показаний истцов и свидетелей, а также копии договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ К.В.С. подарил З.В.И. ? жилого дома по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Как следует из материалов дела спорное жилое помещение к государственному или муниципальному жилищному фонду не относится. Право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано за К.В.С., права на указанное жилое помещение З.В.И. не оформлены. Кроме того к имуществу умершего З.В.И. заведено наследственное дело, определен круг наследников, в связи с чем доводы стороны истца о бездействии администрации по принятию мер к оформлению данного жилого помещения как выморочного и обращения в муниципальную собственность, являются несостоятельными.

Таким образом, оценивая в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для установления факта владения жилым помещением, имеющего собственника, о котором истцам известно, по условиям договора социального найма, включения истцов в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и, как следствие, предоставления единовременной денежной выплаты.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истцов у суда не имеется.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований М.Е.И., М.А.Е. к администрации муниципального района «Чернышевский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края об установлении факта проживания в жилом помещении по условиям договора социального найма, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, выделении денежных средств на приобретение жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                          Н.И. Воротникова

Решение принято в окончательной форме 05 апреля 2023 года.

2-133/2023 ~ М-67/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Муратов Алексей Евгеньевич
Муратов Евгений Иванович
Ответчики
Администрация сельского поселения "Утанское"
Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края
Администрация МР "Чернышевский район"
Суд
Чернышевский районный суд Забайкальского края
Судья
Воротникова Надежда Игоревна
Дело на сайте суда
chernishevsk--cht.sudrf.ru
06.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2023Передача материалов судье
09.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2023Судебное заседание
04.04.2023Судебное заседание
05.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2023Дело оформлено
12.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее