Дело № 2-174/2022
21RS0011-01-2022-000164-50
Решение
Именем Российской Федерации
22 июня 2022 г. г. Мариинский Посад
Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Мальчугина А.Н.,
при секретаре Красильниковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к администрации Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о снятии с государственного кадастрового учета границ населенных пунктов,
установил:
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства обратился в суд с иском к администрации Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, в котором просил снять с государственного кадастрового учета границы населенных пунктов д. Большое Машлашкино и д. Сутчево (реестровые номера границ 21:16-4.10 и 21:16-4.12), указать в результативной части решения суда, что данное решение является основанием для филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике для внесения изменений в сведения ЕГРН.
В ходе рассмотрения дела истец изменил требования и просит внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о координатах границ населенного пункта д. Большое Маклашкино Мариинско-Посадского района Чувашской Республики с исключением части границ населенного пункта с реестровым номером 21:16-4.10 согласно координатам поворотных точек, указанным в заключении от 13.08.2021г., населенного пункта с. Сутчево Мариинско-Посадского района Чувашской Республики с исключением части границ населенного пункта с реестровым номером 21:16-4.12 согласно координатам поворотных точек, указанным в заключении от 13.08.2021г.
Иск мотивирован тем, что решением Верховного суда Чувашской Республики от 16.09.2021г. по делу № 3а-211/2021 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Собрания депутатов Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 29 ноября 2008 года №С-33-4 «Об утверждении генерального плана Сутчевского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов, входящих в состав Сутчевского сельского поселения» в части включения в границы: д. Сутчево - в части выдела 1 квартала 135; д. Большое Маклашкино - части выделов 26, 27 квартала 28; в части выделов 10, 11 квартала 37; в части выдела 24 квартала 134; д.Юрьевка - в части выдела 10 квартала 1.4; в части выделов 23 24, 25 квартала 15; в части выдела 5 квартала 135; д. Ящерино - в части выделов 1, 2, 4-9 квартала 53 Мариинско-Посадского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.
Сведения о границе населенных пунктов 29.10.2010 внесены в ЕГРН, д. Большое Маклашкино - реестровый номер границы 21:16-4.10, д. Сутчево - реестровый номер границы 21:16-4.12, на основании Генерального плана Приволжского сельского поселения от 29 ноября 2008 года №С-33-4, который решением Верховного суда Чувашской Республики от 16.09.2021 по делу № 3а-211/2021 признан недействующим.
В судебное заседание представитель истца ФИО1 не явилась, представив заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель ответчика ФИО2 в суд не явилась, представив заявление о рассмотрении дела без ее участия, в котором просила в иске отказать.
Представитель администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики ФИО3 в суд не явилась, представив заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представители третьих лиц Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Чувашской Республике», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в суд не явились, суд рассматривает дело без их участия.
Представитель Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Чувашской Республике» в письменном отзыве указал, что с учетом объема нарушенных прав и Дорожной карты реализации мероприятий по проекту «Наполнение Единого государственного реестра необходимыми сведениями» на 2021 и последующие годы в новой редакции, утвержденной поручением руководителя Росреестра от 24.02.2021 № ОС-017/21, заявленные требования подлежат уточнению на требования в следующей примерной формулировке: - обязать орган местного самоуправления внести изменение в генеральный план с указанием разумного срока, необходимого по действующему законодательству для этих действий; - обязать орган местного самоуправления внести изменения в границы населенных пунктов путем исключения границ лесных участков (указать в квартале части выдела Мариинско-Посадского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики) путем подготовки текстового и графического описания, согласования изменений с полномочными органами (указать какими) и обращения в разумный срок (3 месяца) в орган регистрации прав в лице Филиала с документами для изменения границ населенных пунктов д. Сутчево и д. Большое Маклашкино Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. Истец должен указать в просительной части иска конкретные координаты, в которых с учетом расположения лесных участков должны проходить границы спорных населенных пунктов, определенные картографическим способом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 16.09.2021г. по делу № 3а-211/2021 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Собрания депутатов Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 29 ноября 2008 года №С-33-4 «Об утверждении генерального плана Сутчевского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов, входящих в состав Сутчевского сельского поселения» в части включения в границы: д. Сутчево - в части выдела 1 квартала 135; д. Большое Маклашкино - части выделов 26, 27 квартала 28; в части выделов 10, 11 квартала 37; в части выдела 24 квартала 134; д. Юрьевка - в части выдела 10 квартала 1.4; в части выделов 23» 24, 25 квартала 15; в части выдела 5 квартала 135; д. Ящерино - в части выделов 1, 2, 4-9 квартала 53 Мариинско-Посадского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.
Решение вступило в законную силу.
Вопреки утверждению представителя истца, названным решением установление границ населенного пункта не было признано полностью недействительным. Следовательно, границы населенных пунктов д. Сутчево и д. Большое Маклашкино, входящих в состав Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, утверждены в установленном законом порядке за исключением той части границ, которые пересекают границы лесных участков в части выдела 1 квартала 135, части выделов 26, 27 квартала 28; в части выделов 10, 11 квартала 37; в части выдела 24 квартала 134 Мариинско-Посадского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики.
Точное местоположение такого пересечения судом не установлено. Истцом координаты земель лесного фонда, пересекающихся с границами населенных пунктов д. Сутчево и д. Большое Маклашкино Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, суду не представлены. Координаты и площадь наложения земель лесного фонда на земли указанных населенных пунктов суду также не представлены.
В соответствии со ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
Статьей 5.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам планировки территории, проектам межевания территории проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Согласно ст.ст. 23, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, содержатся в генеральном плане поселения. Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 1).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» границы населенных пунктов, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее - реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав.
Из материалов дела следует, что координаты границ населенных пунктов д. Сутчево, д. Большое Маклашкино Мариинско-Посадского района Чувашской Республики внесены в Единый государственный реестр недвижимости 29.10.2010г. с реестровыми номерами 21:16-4.10, 21:16-4.12 соответственно (л.д. 13-16).
Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и принятый в соответствии с ним приказом Росреестра от 1 июня 2021 г. № П/0241 Порядок ведения единого государственного реестра недвижимости не предусматривают изменение сведений о координатах границ населенного пункта иначе чем в порядке, предусмотренном для внесения изменений в генеральный план поселения. Внесение изменений в генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.
Таким образом, истец избрал способ защиты права, не предусмотренный законом, что является основанием для отказа в иске.
Утверждение представителя истца о том, что ответчиком нарушено право собственности Российской Федерации на лесной участок, в ходе рассмотрения дела не нашло подтверждения.
Согласно ст.ст. 7, 8, 101 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
В соответствии со ст.ст.6.1., 7, 23, 68.1. Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств. Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Обязательным приложением к решению о создании лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, об установлении и изменении границ лесничеств и участковых лесничеств является графическое описание местоположения указанных границ, включающее перечень координат характерных точек границ лесничеств и участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса.
При проектировании лесничеств осуществляются: 1) определение площади и местоположения границ лесничеств; 2) проектирование участковых лесничеств (в случае принятия уполномоченным органом решения об их создании), определение площади и местоположения их границ; 3) определение местоположения границ лесных кварталов, подготовка проекта квартальной сети; 4) подготовка графического описания местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных кварталов, включающего в себя перечень координат характерных точек их границ.
В соответствии со ст.ст.7, 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости; 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества; 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий; 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов.
В реестр границ вносятся такие сведения о лесничествах как индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); описание местоположения границ таких зон.
Истцом представлен суду приказ Федерального агентства лесного хозяйства №399 от 28.04.2021г., содержащий описание местоположения Мариинско-Посадского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики.
Однако из содержания решения Верховного Суда Чувашской Республики от 16 сентября 2021г. следует, что сведения о местоположении границ Мариинско-Посадского лесничества не внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Доказательств обратного истцом суду не представлено.
Изменение границ населенного пункта в силу закона не является основанием для возникновения, прекращения или изменения права на объекты права собственности - земельные участки. Следовательно, установление или изменение границы населенного пункта не может нарушать право собственности Российской Федерации.
Следует также учитывать, что с момента принятия решения Верховного Суда Чувашской Республики от 16 сентября 2021г. в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» внесены изменения.
В соответствии с п. 15.1. ст. 34 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами населенных пунктов, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ такого лесничества, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения указанных границ населенных пунктов, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Довод представителя истца о том, что выбор иного способа защиты права приведет к затягиванию исполнения решения суда, не имеет правового значения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что право собственности Российской Федерации ответчиком не нарушено, истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Федерального агентства лесного хозяйства к администрации Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах границ населенного пункта д. Большое Маклашкино Мариинско-Посадского района Чувашской Республики с исключением части границ населенного пункта с реестровым номером 21:16-4.10 согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении от 13.08.2021г., населенного пункта с. Сутчево Мариинско-Посадского района Чувашской Республики с исключением части границ населенного пункта с реестровым номером 21:16-4.12 согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении от 13.08.2021г., отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий:
мотивированное решение изготовлено 22.06.2022г.