Судья Семенова Т.А. № 21-173/2021
Дело № 12-165/2021
УИД 60RS0001-01-2021-003372-53
П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Р Е Ш Е Н И Е
16 августа 2021 г. гор. Псков
Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,
при секретаре Жуковой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. прокурора города Пскова Стерлиговой М.В. на постановление руководителя Псковского УФАС России Милонаец О.В. от 2 марта 2021 г. № 060/04/7.31-75/2021 и решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 22 июня 2021 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица главного врача ГБУЗ Псковской области «Псковская областная клиническая больница» Волкова А.П.,
у с т а н о в и л:
постановлением руководителя Псковского УФАС России Милонаец О.В. от 2 марта 2021 г. № 60/04/7.31-75/2021 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении главного врача ГБУЗ Псковской области «Псковская областная клиническая больница» (далее также Учреждение) Волкова А.П.
Решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 22 июня 2021 г. названное постановление оставлено без изменения, протест прокурора года Пскова Тельнова К.Ю. – без удовлетворения.
В протесте врио прокурора города Пскова Стерлиговой М.В., поступившем в Псковский областной суд, ставится вопрос об отмене указанных постановления должностного лица антимонопольного органа и решения судьи городского и направлении дела на новое рассмотрение в Псковское УФАС России. В обоснование указывает, что должностное лицо административного органа и судья городского суда в своих выводах о том, что руководитель учреждения Волков А.П. не является субъектом вменяемого административного правонарушения, не учли, что своевременных организационных мер, направленных на исполнение требований законодательства и организацию надлежащей работы контрактной службы не принял, в том числе, несмотря на сообщение прокуратуры города Пскова о выявленных нарушениях 11 ноября 2020 г., нарушения были устранены только 14 января 2021 г.
Локальные акты Учреждения не регламентируют порядок и срок передачи в отдел закупок, в том числе лицу, ответственному за размещение сведений об исполнении контрактов (договоров) в единой информационной системе, ежемесячных приемочных документов при исполнении контрактов (договоров), имеющих длительность и периодичность исполнения, информации об оплате контрактов (договоров); отсутствует правовое регулирование взаимодействия контрактной службы со структурными подразделениями Учреждения.
То, что на протяжении всего 2020 г. Учреждением не было обеспечено размещение приемочных документов свидетельствует об отсутствии контроля со стороны руководителя за деятельностью подчиненных сотрудников, в том числе руководителя контрактной службы.
Вина в действиях работника контрактной службы Учреждения, осуществляющего размещение сведений в единой информационной системе отсутствуют, так как выявленные нарушения обусловлены отсутствием надлежащей организации работы сотрудников различных подразделений Учреждения, соответствующего правового закрепления их прав и обязанностей.
В судебном заседании заместитель прокурора Гончарова Т.Г. доводы протеста поддержала, Волков А.П. и его защитник Карпенко Н.В. по этим доводам возражали.
Представитель Псковского УФАС России в судебное заседание не явился при надлежащем извещении.
Проверив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и решения судьи городского суда по протесту.
Частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктами 10, 13 части 2 статьи 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в реестр контрактов включается, в частности, информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пунктах 10, 13 части 2 статьи 103 Закона направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Как следует из материалов дела, прокуратурой город Пскова проведена проверка исполнения ГБУЗ Псковской области «Псковская областная клиническая больниц» требований Закона о контрактной системе, в ходе которой установлено следующее.
По результатам электронного аукциона в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» 30 марта 2020 г. между ГБУЗ Псковской области «Псковская областная клиническая больница» и ООО «Авиакомпания «Янтарь» заключен государственный контракт № 125/20А086/2, реестровый номер в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) <данные изъяты> Сумма контракта – 61510523, 64 руб.
В соответствии с пунктом 6.2 Контракта сдача и приемка выполненных работ осуществляется ежемесячно, по окончании каждого календарного месяца. В течение10 дней со дня окончания отчетного месяца, в котором выполнены работы, исполнитель предоставляет заказчик акт сдачи-приемки выполненных работ за отчетный период, счет на оплату выполненных работ, счет-фактуру, копии отчетов о полетах за отчетный период (пункт 6.3). расчеты за выполненные работы производятся не позднее 30 дней с даты подписания сторонами акта за отчетный месяц (пункт 7.4).
В рамках исполнения вышеуказанного контракта имеются подписанные сторонами акты сдачи-приемки выполненных работ:
от 31 марта 2020 г. № 1 на сумму 655490, 03 руб.;
от 30 апреля 2020 г. № 3 на сумму 5928601,38 руб.;
от 31 мая 2020 г. № 4 на сумму 4311725,99 руб.;
от 17 июня 2020 г. № 5 на сумму 5579 006,70 руб.;
от 30 июня 2020 г. № 6 на сумму 2 753058, 11 руб.;
от 9 июля 2020 г. № 7 на сумму 3772650,99 руб.;
от 31 июля 2020 г. № 8 на сумму 1 179882,05 руб.;
от 20 августа 2020 г. № 9 на сумму 5506116, 21 руб.;
от 31 августа 2020 г. № 10 на сумму 2986 062,96 руб.;
от 30 сентября 2020 г. № 11 на сумму 3204559,27 руб.;
от 31 октября 2020 г. № 12 на сумму 2898 664,29 руб.;
от 30 ноября 2020 г. № 13 на сумму 1543984,82 руб.;
от 24 декабря 2020 г. № 14 на сумму 2083059,90 руб.;
от 28 декабря 2020 г. № 15 на сумму 364102,81 руб.
Вышеуказанные приемочные документы в нарушение срока, установленного частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, были направлены Учреждением и размещены в ЕИС только 14 января 2021 г.
Аналогичные нарушения допущены при исполнении контракта от 23 декабря 2019 г. № 766 (реестровый номер <данные изъяты>), заключенного с ООО «Авиакомпания «СКОЛ», оплата по которому производилась 29 апреля 2020 г. (платежное поручение № <данные изъяты>), сведения о чем размещены 15 октября 2020 г., и по контракту от 21 января 2020 г. №<данные изъяты> (реестровый номер <данные изъяты>), оплата по которому производилась 29 апреля 2020 г. (платежное поручение № <данные изъяты>), сведения о чем размещены 6 ноября 2020 г.
В соответствии с приказом главного врача Учреждения от 7 ноября 2018 г. № 403-л на должность юрисконсульта в организационно-методический отдел принята Шкворова М.И., которая входит в контрактную службу Учреждения, и согласно должностной инструкции размещает в ЕИС сведения об исполнении контрактов.
Ш. М.И. имеет сертификат ключа электронно-цифровой подписи для размещения информации в ЕИС.
В соответствии с пунктом 5.7 Положения о порядке приемки товаров (работ, услуг), утвержденным приказом главного врача Учреждения Волкова А.П. от 9 января 2020 г. №2АП, подписанный итоговый акт приема-передачи товаров (работ, слуг) передается ответственным лицом в отдел по размещению государственных заказов в течение двух рабочих дней с момента поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) в полном объеме, но не позднее срока действия контракта.
Вышеуказанный локальный акт не регламентирует порядок и сроки передачи ежемесячных приемочных документов при исполнении контрактов (договоров), имеющих длительность и периодичность исполнения.
В соответствии с данным приказом ответственным за приемку авиационных работ является заместитель главного врача Учреждения по ГО и ЧС С. Ю.Ф., который пояснил, что ежемесячные акты приемки выполненных работ по контракту не предавал в отдел закупок.
Порядок передачи и поступления в отдел закупок Учреждения, в том числе лицу, ответственному за размещение сведений об исполнении контрактов (договоров) в ЕИС, информации об оплате контрактов (договоров) в Учреждении не установлен.
Согласно Положению о контрактной службе Учреждения, утвержденному приказом главного врача Учреждения от 9 января 2020 г. №1АП, контрактная служба обеспечивает организацию приемки и (или) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов; организует оплату поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги; подготавливает и организует подготовку приемочных документов.
При указанных обстоятельства прокуратура города Пскова пришла к выводу об отсутствии взаимодействия контрактной службы со структурными подразделениями Учреждения, в том числе его правового регулирования, в связи с чем пришла также к выводу, что нарушение Учреждением положений Закона о контрактной системе допущено в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей главным врачом ГБУЗ Псковской области «Псковская областная клиническая больница» Волковым А.П., которым не организована надлежащая работа по размещению сведений в ЕИС и не осуществлялся должный контроль за подчиненными сотрудниками на указанном направлении.
Указанные выводы послужили основанием для возбуждения заместителем прокурора города Пскова Гончаровой Т.Г. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, в отношении названного должностного лица.
При рассмотрении дела об административном правонарушении руководитель Псковского УФАС России указала, что информация и документы размещены в ЕИС с электронными цифровыми подписями иных должностных лиц Учреждения, являющихся контрактными управляющими, при этом Волковым А.П. создана контрактная служба которой переданы обязанности по соблюдений требований Закона о контрактной системе, назначен руководитель контрактной службы, на которого Положением о контрактной службе возложена обязанность обеспечивать взаимодействие с другими структурными подразделениями Учреждения для своевременного получения необходимых документов для направления их для включения в реестр контрактов. При указанных обстоятельствах должностное лицо антимонопольного органа пришла к выводу об отсутствии вины руководителя Учреждения в неисполнении требований Закона о контрактной системе, с чем согласилась и судья Псковского городского суда.
Такие выводы являются обоснованными.
Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании частей 1, 2 статьи 38 Закона о контрактной системе заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным), которая действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 4 данной статьи контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия: разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения; осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами; обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов; участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы; организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд; осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с приказом Учреждения от 9 января 2020 г. «О создании контрактной службы ГБУЗ Псковской области «Псковская областная клиническая больница» и состава лиц, выполняющих функции и обязанности контрактной службы» руководителем контрактной службы назначен Д. И.И. – заместитель главного врача по хирургии.
Р. В.В. и Ш. М.И., впоследствии разместившие информацию об исполнении контрактов в ЕИС, являются контрактными управляющими с оформленными сертификатами электронных цифровых подписей.
Положением о контрактной службе предусмотрено, что руководитель контрактной службы в целях повышения эффективности работы контрактных управляющих при формировании организационной структуры определяет обязанности и персональную ответственность контрактных управляющих, распределяя определенные Положением функциональные обязанности между указанными работниками.
На контрактную службу возложена организация приемки поставленного товара, выполненной работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, обеспечение создания приемочной комиссии, подготовка или организация подготовки документа о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (пункты 2.1.12, 2.2.3.6 Положения).
При этом свои обязанности контрактная служба выполняет во взаимодействии с другими структурными подразделениями больницы (пункт 3.3 Положения).
Прокуратурой города Пскова ставится вопрос о привлечении Волкова А.П. к административной ответственности по части 1 статьи 7.312 КоАП РФ, за ненаправление сведений (документов) для включения в реестр контрактов, тогда как обязанность по направлению таких сведений возложена на работников контрактной службы Учреждения.
При этом с учетом содержания Положения о контрактной службе Учреждения оснований полагать, что работники контактной службы не были осведомлены о наличии ежемесячных актов сдачи-приемки выполненных работ по заключенным контрактам, не имеется.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении административным органом и судьей городского суда вывод об отсутствии доказательств допущенных руководителем Учреждения нарушений, связанных с организацией направления сведений и документов, подлежащих включению в реестр контрактов, сделан с соблюдением требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах должностное лицо административного органа и судья городского суда правильно пришли к выводу о недоказанности факта ненадлежащего исполнения Волковым А.П. своих должностных обязанностей.
Доводы протеста о том, что Волков А.П. подлежит административной ответственности в связи с тем, что не принял своевременных мер к устранению допущенных нарушений после поступления информации из прокуратуры, является необоснованными. Административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, состоит в невыполнении предусмотренной Законом о контрактной системе обязанности к установленному сроку, что свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся, соответственно, на момент выявления фактов неразмещения информации (документов) в ЕИС прокуратурой города Пскова административное правонарушение было окончено и последовавшие обстоятельства не могут характеризовать наличие состава административного правонарушения в действиях Волкова А.П.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Псковского областного суда
Р Е Ш И Л:
постановление руководителя Псковского УФАС России Милонаец О.В. от 2 марта 2021 г. № 060/04/7.31-75/2021 и решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 22 июня 2021 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, в отношении главного врача ГБУЗ Псковской области «Псковская областная клиническая больница» Волкова А.П. оставить без изменения, протест – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья Псковского областного суда (подпись) О.С. Русакова
Копия верна.
Судья Псковского областного суда О.С. Русакова