Судья: Морозова Н.Ю. гр. д. № 33-10421/2022
(гр. дело № 2-1123/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пинчук С.В.
судей – Желтышевой А.И., Топтуновой Е.В.
при секретаре – Саблиной М.В.,
с участием прокурора Деминой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Лазарчик И.Н. на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 22.06.2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора Комсомольского района г. Тольятти – удовлетворить.
Истребовать из незаконного владения Лазарчик И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, защитные сооружения гражданской обороны: №, №, расположенные по адресу: <адрес>.».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Топтуновой Е.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области действующий в интересах РФ в лице Территориального управления Росимущества Самарской области обратился в суд с иском к Лазарчик И.Н. об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Заявленные требования мотивировал тем, что прокуратурой района в период с 18.01.2022 года по 07.02.2022 года проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства, регламентирующего содержание защитных сооружений гражданской обороны в деятельности физического лица Лазарчик И.Н., выявлены нарушения закона.
В соответствии с информацией предоставленной главой г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № на территории Комсомольского района г. Тольятти в том числе, располагаются следующие защитные сооружения гражданской обороны: № (ОСУ класс А-3, вместимость – 750 человек, 1983 год постройки, № в реестре федерального имущества), № (ОСУ класс А-3, вместимость 750 человек 1983 год постройки, № в реестре федерального имущества), расположенное по адресу: <адрес>. Указанные объекты включены в перечень защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории г.о. Тольятти по порядковыми номерами №№, 19. В соответствии с договором № заключенным ДД.ММ.ГГГГ между директором ООО «Умелец» Лазарчик И.Н. и Территориальным управлением Росимущества Самарской области юридическому лицу на ответственное хранение и безвозмездное пользование переданы коллективные сооружения №, №.
Согласно выписке ЕГРЮЛ Лазарчик И.Н. ранее являлась директором ООО «Умелец» (дата регистрации – 24.08.2005 года, дата ликвидации - 13.02.2013 года).
Из опроса Лазарчик И.Н. следует, что в период с 13.12.2018 года по 07.02.2022 года она вела деятельность в указанных защитных сооружениях без оформления договора аренды с собственником, как физическое лицо осуществляла деятельность, связанную с выращиванием общей (лука), организовала в помещениях защитных сооружений теплицу, общей площадью около 1500 кв.м, какую-либо арендную плату не вносила. Осуществляла деятельность в посещении защитных сооружений без законных оснований.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О гражданской обороне» основной задачей в области гражданской обороны является в том числе предоставление населению убежищ и средств индивидуальной и коллективной защиты.
Согласно п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона, организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Пунктом 3.1.2 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» определены целевые виды использования обозначенных объектов в мирное время.
Таким образом, деятельность по выращиванию овощей, организованная Лазарчик И.Н. в помещениях, относящихся к защитным сооружениям, является незаконной, ввиду того, что не подпадает под виды целевого использования, изложенных в Приказе.
Согласно справке №, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области вышеприведенные защитные сооружения на момент проверки используются не по назначению.
Лазарчик И.Н. после ликвидации ООО «Умелец» утратила права пользование защитными сооружениями гражданской обороны.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Лазарчик И.Н. просит отменить решение суда, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленного иска, указав, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку ее владение спорным помещением закончилось в 2013году в момент ликвидации ООО «Умелец», с которым был заключен договор ответственного хранения № от ДД.ММ.ГГГГ. О факте ликвидации юридического лица и передаче обязательств по договору в ООО «Умелец Плюс» ТУ Росимущества в Самарской области было письменно извещено и не выразило своего несогласия. Полагает, что между ТУ Росимущества и ООО «Умелец Плюс» заключен договор ответственного хранения путем совершения конклюдентных действий. Суд не принял мер для привлечения в качестве соответчика директора ООО «Умелец Плюс» Лазарчика А.М., что не позволило полно и объективно рассмотреть дело. Решение суда исполнить невозможно, поскольку Лазарчик И.Н. спорным имуществом не владеет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Лазарчик И.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать. Не оспаривала, что ООО «Умелец Плюс» в настоящее время не является действующей организацией. Просила суд обратить внимание на то, что постановление о привлечении ее к административной ответственности в настоящее время отменено за истечением срока давности.
Прокурор Демина В.В. в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Лазарчик И.Н.– без удовлетворения.
3 лица ГУ МЧС России по Самарской области и ТУ Росимущества по Самарской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав пояснения заявителя апелляционной жалобы, прокурора, полагавшего оставить решение без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
При вынесении решения об удовлетворении иска суд руководствовался следующим.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления указанные в иске помещения стали относиться к федеральной собственности.
Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Пунктом 3.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 №583 предусмотрено, что встроенные и отдельно стоящие защитные сооружения гражданской обороны допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения.
Как следует из пункта 3.2.1 вышеназванных Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 3 Приказа МЧС России от 21.07.2005 №575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» при содержании защитных сооружений гражданской обороны, запрещается загромождение путей движения, входов в защитные сооружения и аварийных выходов, установка и эксплуатация приборов и оборудования, застройка территории вблизи входов, аварийных выходов защитных сооружений гражданской обороны.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации.
Установлено, что в период с 18.01.2022 года по 07.02.2022 года прокуратурой Комсомольского района г.о. Тольятти проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства, регламентирующего содержание защитных сооружений гражданской обороны в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о гражданской обороне физическим лицом Лазарчик И.Н.
Как следует, из перечня ЗСГО (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) на территории Комсомольского района г. Тольятти в том числе, располагаются следующие защитные сооружения гражданской обороны: № (ОСУ класс А-3, вместимость – 750 человек, 1983 год постройки, № в реестре федерального имущества), № (ОСУ класс А-3, вместимость 750 человек 1983 год постройки, № в реестре федерального имущества), расположенное по адресу: <адрес> (№№, №).
Согласно договора № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного Территориальным управлением Росимущества Самарской области с ООО «Умелец» в лице директора Лазарчик И.Н. на ответственное хранение и безвозмездное пользование ООО «Умелец» переданы коллективные сооружения №, №, расположенные по адресу: <адрес>.
Из выписки ЕГРЮЛ следует, что ООО «Умелец» ОГРН № ИНН №, зарегистрировано в ЕГРЮЛ – ДД.ММ.ГГГГ, директором Общества являлась Лазарчик И.Н., ДД.ММ.ГГГГ деятельность юридического лица прекращена (исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица).
Таким образом, с 2013года законные основания для пользования вышеуказанными сооружениями гражданской обороны как ООО «Умелец», так и Лазарчик И.Н. отсутствуют.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ООО «Умелец Плюс» ИНН №, организованное в 2017 году, не может являться правопреемником ООО «Умелец» ОГРН № ИНН №, ликвидированного в 2013 году, в том числе и в правоотношениях, связанных с пользованием спорным объектом. Кроме того, 23.09.2021г., т.е. до поступления иска в суд, ООО «Умелец Плюс» исключено из ЕГРЮЛ как недействующее, таким образом у суда первой инстанции не имелось оснований для привлечения к участию в деле как ООО «Умелец Плюс», так и его директора Лазарчик А.М.
Доводы Лазарчик И.Н. о том, что спорное помещение не находится в ее владении и пользовании опровергаются имеющимися в материалах дела ее объяснениями от 07.02.2022г., согласно которым Лазарчик И.Н. поясняет, что спорные объекты гражданской обороны используются в качестве склада под овощи (хранится и выращивается лук), ввиду вложения в их содержание значительных денежных средств она полагает, что имеет право на их выкуп и освобождать не намерена.
Согласно справке №, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области вышеприведенные защитные сооружения на момент проверки используются Лазарчик И.Н. не по назначению.
Постановлением прокурора Комсомольского района г.Тольятти Самарской области возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Лазарчик И.Н. по ст.7.24 ч.2 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка №108 Комсомольского судебного района г. Тольяттиот от 06.06.2022 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Лазарчик И.Н. прекращено, в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, по нереабилитирующим основаниям.
Вместе с тем, использование защитных сооружений под теплицу не соответствует действующему законодательству в области гражданской обороны.
В силу п. 6 Положения об убежищах приватизированных предприятий защитные сооружения, предназначенные для укрытия населения по месту жительства, по решению органов государственной власти, в ведении которых они находятся, могут передаваться по договору (в частности, по договору аренды) предприятиям и организациям, ответственным за их содержание, для использования в народно-хозяйственных целях.
Изложенное соотносится и с п. 13 Правил создания убежищ, согласно которому в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время утвержден Приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575.
В соответствии с п. 2 Порядка содержания убежищ содержание объектов гражданской обороны в мирное время призвано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в таких объектах как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Пунктом 12 Порядка содержания убежищ определено, что основные помещения объектов гражданской обороны разрешается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещению данного функционального назначения:
- под санитарно-бытовые помещения;
- помещения культурного обслуживания и помещения для учебных занятий;
- производственные помещения, в которых осуществляются технологические процессы, не сопровождающиеся выделением вредных жидкостей, паров и газов, опасных для людей, и не требующие естественного освещения;
- технологические, транспортные и пешеходные тоннели;
- помещения дежурных электриков, связистов, ремонтных бригад;
- гаражи для легковых автомобилей, подземные стоянки автокаров и автомобилей;
- складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения;
- помещения торговли и питания (магазины, залы столовых, буфеты, кафе, закусочные и др.);
- спортивные помещения (стрелковые тиры и залы для спортивных занятий);
- помещения бытового обслуживания населения (ателье, мастерские, приемные пункты и др.);
- вспомогательные (подсобные) помещения лечебных учреждений.
При этом, при использовании ЗС ГО под складские помещения, стоянки автомобилей, мастерские допускается загрузка помещений из расчета обеспечения приема 50%, укрываемых от расчетной вместимости сооружения (без освобождения от хранимого имущества). Освобождение помещений от имущества осуществляется при приведении ЗС ГО в готовность к приему укрываемых в срок не более 6 часов.(в ред. Приказа МЧС России от 14.09.2015 N 499). Размещение и складирование имущества осуществляется с учетом обеспечения постоянного свободного доступа в технические помещения и к инженерно-техническому оборудованию ЗС ГО для его осмотра, обслуживания и ремонта. ( п. 13, 14 вышеуказанного порядка)
Доказательств соблюдения вышеуказанных требований при эксплуатации спорных защитных сооружений не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что ответчик Лазарчик И.Н. использовала федеральное имущество после прекращения деятельности ООО «Умелец» 13.02.2013 года, без законных на то оснований, без наличия договорных отношений с собственником имущества, в связи с чем суд правомерно удовлетворил иск.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены, изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 – 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 22.06.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лазарчик И.Н. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: