Мировой судья Коновалова О.С.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 мая 2023 г.
Дело № 11-14/2023
УИД 29МS0070-01-2022-003440-64
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нарьян-Мар 10 мая 2023 г.
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,
при секретаре Майнусове П.З.,
с участием истца Симоновой И.О.,
представителя ответчика Дедкова А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу на решение мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке №1 от 18 января 2023 г. по гражданскому делу по иску Симоновой Ирэны Осиповны к Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению,
У С Т А Н О В И Л :
Симонова И.О. обратилась к мировому судье с иском к Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению за период с 01.05.2021 по 21.09.2021 в размере 25 844 рублей 55 копеек.
Требования мотивирует тем, что является собственником квартиры 62 в доме <адрес>. Ответчик является ресурсоснабжающей организацией и предоставляет услуги, в том числе, по горячему и холодному водоснабжению. Указывает, что ответчик в спорный период начислял плату за холодное и горячее водоснабжение по нормативам потребления с использованием повышающего коэффициента, поскольку истек срок межпроверочного интервала приборов учета. Указывает, что после замены приборов учета ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Архангельской области и Ненецком автономном округе» установлен факт исправности приборов учета, в связи с чем она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете платы. Вместе с тем, в нарушение действующих норм права в перерасчете ей было отказано.
Мировым судьей в удовлетворении требований Симоновой И.О. отказано в полном объеме.
С указанным решением не согласился истец, которым подана апелляционная жалоба.
В обоснование апелляционной жалобы Симонова И.О. указывает, что в связи с проведенной проверкой счетчиков ответчик обязан был произвести перерасчет платежей за коммунальные услуги. Полагает, что при замене приборов учета действовала добросовестно.
Истец в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, ссылаясь на то, что истцом нарушен порядок и сроки замены приборов учета.
Заслушав стороны, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 153, ч.4 ст.154 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В силу ч.ч. 1, 11 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Подпунктами «г», «д», п.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 предусмотерна обязанность потребителя коммунальных услуг в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям раздела VII настоящих Правил и прошедшие поверку; обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета.
Как установлено и сторонами не оспаривается, Симонова И.О. является собственником жилого помещения квартиры 62 в доме <адрес>.
Нарьян-Марское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет оказание услуг по холодному и горячему водоснабжению собственникам помещений многоквартирного дома <адрес>.
В жилом помещении истца были установлены приборы учета потребления горячей и холодной воды с серийными номерами №50258693 и №50250176 соответственно, срок проверки которых по состоянию на 01.05.2021 истек, что сторонами не оспаривалось.
21 сентября 2021 г. истцом произведена замена указанных приборов учета.
За период с апреля по июнь 2021 г. расчет платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению произведен исходя из среднемесячного объема потребления, а в период с июля по 21 сентября 2021 г. расчет произведен по нормативам потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов.
7 декабря 2021 г. истец обратился в ФБУ «Архангельский ЦСМ» в целях проверки исправности приборов учета.
Согласно свидетельствам о проверке, выданным ФБУ «Архангельский ЦСМ» предоставленные приборы учета являются исправными.
В дальнейшем ответчиком отказано в проведении перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги.
Отказывая в удовлетворении требований, мировой судья пришел к выводу о нарушении истцом требований норм права и обеспечения своевременной проверки приборов учета. Также указано на проведение замены приборов учета управляющей организацией, а не исполнителем - Нарьян-Марским муниципальным унитарным предприятием объединенных котельных и тепловых сетей.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласится с такими выводами мирового судьи.
Судом первой инстанции правильно установлено, что в случае истечения срока поверки приборов учета, такой прибор учета считается вышедшим из строя (неисправным) (подпункт «ж» пункта 49 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее - Правила учета воды), что, в свою очередь, является основанием для определения объема воды расчетным способом (метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета (подпункт «б» пункта 14, подпункт «б» пункта 16 Правил учета воды в действовавшей в спорном периоде редакции).
Вместе с тем абонент, пропустивший установленную дату очередной поверки, не лишен возможности представить доказательства, фактически опровергающие презумпцию технической и коммерческой непригодности прибора учета с истекшим межповерочным интервалом, влекущую необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание такого прибора учета соответствующим метрологическим требованиям по смыслу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки. Достоверных оснований полагать, что в процессе эксплуатации прибора учета, представляющего собой техническое устройство, происходит улучшение (восстановление) его технических характеристик (параметров), влияющих на результат и показатели точности измерений, не имеется.
Доводы ответчика об отсутствии пломб на приборах учета какими-либо доказательствами не подтверждается.
Между тем, замена приборов учета проведена силами управляющей организации, что действующими нормами права не запрещено. В акте о выводе из эксплуатации сведений об отсутствии пломб на приборах учета, а равно следах вмешательства в конструкцию приборов учета не имеется. В последующем ответчиком факт законности замены приборов учета управляющей организацией принят и начисление платы за водоснабжение осуществлялось по показаниям приборов учета.
Принимая во внимание, что при рассмотрении настоящего спора не было установлено, что истцом допускались искажения показаний прибора учета либо умышленное воспрепятствование допуску представителей к прибору учета, то есть пропуск срока очередной поверки не был связан со злоупотреблением абонентом своими правами, суд приходит к выводу, что при наличии акта о поверке у ответчика отсутствовали основания для довзыскания с абонента платы за холодное водоснабжение и водоотведение сверх объемов, оплаченных им исходя из показаний прибора учета, в предусмотренном на случай неисправности прибора учета порядке (подпункт «б» пункта 14, подпункт «б» пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776).
По смыслу действующих норм права учетный способ определения количества поставленной воды является приоритетным.
Само по себе несоблюдение сроков замены приборов учета либо их проверки не свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны потребителя.
При этом суд апелляционной инстанции находит заслуживающими внимания доводы истца об отсутствии не летний период в г.Нарьян-Маре, отсутствие в регионе организации, имеющей право на проверку приборов учета, а также запрет на прием оборудования на проверку такой организацией на период пандемии COVID-19 от физических лиц.
С учетом изложенного, истец имел право на перерасчет коммунальных платежей за спорный период.
При таких обстоятельствах, суд полагает, выводы мирового судьи не соответствуют обстоятельствам дела, мировым судьей при принятии решения допущено существенное нарушение норм материального права, в связи с чем решение мирового судьи подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований.
При этом на ответчика подлежит возложению обязанность произвести перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению за период с 01.05.2021 по 20.09.2021, исходя из фактических показаний прибора учета, установленных в жилом помещении квартире 62 в доме <адрес> с учетом фактически внесенных платежей.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 327-330 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
решение мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке №1 от 18 января 2023 г. – отменить, принять по делу новое решение.
Исковое заявление Симоновой Ирэны Осиповны (паспорт гражданина РФ серии №) к Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей (ИНН 8301020069) о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению – удовлетворить.
Возложить на Нарьян-Марское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей обязанность произвести Симоновой Ирэне Осиповне перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению за период с 01.05.2021 по 20.09.2021, исходя из фактических показаний прибора учета, установленных в жилом помещении: квартире <адрес> с учетом фактически внесенных платежей.
Взыскать с Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» государственную пошлину в размере 300 рублей (Триста рублей) 00 копеек.
Председательствующий подпись В.В.Распопин
Копия верна, судья В.В.Распопин